RBC Daily
24 мая 2005, 11:52
Сбербанк решил строить самолеты
Авиакомпания "Владивосток-Авиа" получила в лизинг первый из четырех самолетов Ту-204-300. Уже на следующий день новая машина прибыла в аэропорт Владивосток
Среднемагистральный самолет с увеличенной дальностью полета Ту-204-300 - еще одна модификация семейства ТУ-204/214. Напомним, работы над созданием семейства 204-х начались в Союзе еще в 1974 году, первый же опытный экземпляр Ту-204 был построен на заводе "Опыт" в 1988. Близившийся экономический кризис привел к тому, что сертификацию Ту-204 удалось завершить аж в 1994 году (для сравнения: его предшественник Ту-154 был запущен в серию через четыре года после постройки первого опытного экземпляра). Семейству 204-х не повезло - несмотря на то что в 1992 году была принята государственная программа о строительстве на заводе "Авиастар" в течение восьми лет 530-550 таких лайнеров, в эксплуатации их сейчас чуть больше десятка. В 1994 году первый опытный самолет Ту-204 был переоборудован в вариант Ту-204-300 - лайнер с укороченным на 6 м фюзеляжем, но увеличенным запасом топлива. Самолет предназначен для перевозки 162 или 124 пассажиров (в двухклассной компоновке) на маршрутах протяженностью до 7 тыс. км. В базовой модификации имеет двигатели ПС-90А.
Основное преимущество новой модификации Ту-204 - это его увеличенная дальность: лайнер может совершать беспосадочные полеты (что очень важно в условиях все время возрастающей конкуренции на рынке перевозок) в любую точку России. Машина может работать и на международных маршрутах. Так, во "Владивосток Авиа" подумывают о том, чтобы поставить ее на рейсы в Японию, Корею и Китай. "Эта машина довольно любопытная, у нее повышенная дальность, она на практике реализует идею доставки пассажиров point-to-point, о которой говорит Boeing, - отметил в беседе с RBC daily генеральный директор "Ильюшин Финанс" Александр Рубцов. - В России есть целая сеть маршрутов, где зимой и летом могут хорошо работать Ил-96, а весной и осенью, когда потоки снижаются, большую машину ставить не очень выгодно, и есть смысл использовать 150-местный самолет. Мы считаем, что эта программа имеет определенные экспортные перспективы".
Правда, с экспортными перспективами дела обстоят пока не слишком радужно. Во-первых, самолет сертифицирован по отечественным авиационным правилам АП-25, которые лишь "в высокой степени гармонизированы" с европейскими JAR-25 и американскими FAR-25. Теоретически это правда, но практически, для того чтобы продавать такие лайнеры, например, в Европу, сертификат JAR-25 все же необходим. А сертифицировать наши самолеты по своим правилам ни американцы, ни европейцы не любят - зачем плодить конкурентов? Что касается ближнего зарубежья, то там Ту-204-300 мог бы иметь хорошие перспективы. Подвели сроки сдачи самолета. Как утверждают разработчики, столь сильная задержка в получении сертификата была вызвана тем, что на этот раз "испытания были необычайно строгими, продолжались 14 месяцев и потребовали выполнения более 110 испытательных полетов". "Это первый в России самолет, который передается заказчику после прохождения всего, без исключений, цикла испытаний", - с гордостью заявила на церемонии передачи самолета председатель Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина. "У нас некоторые разработчики считают, что у них могут быть какие-то льготные условия сертификации: можно сделать 98% работы, а два процента отложить на потом, - поясняет Александр Рубцов. - На самом деле в мире такой практики нет - надо делать все и сразу".
Одним из последствий задержки с получением сертификата стало то, что для Ту-204-300 рынок Украины уже почти потерян. "В какой-то момент я лично склонялся к тому, чтобы мы эксплуатировали на Украине и новые российские воздушные суда. Например, был большой интерес к самолету Ту-204, - говорит RBC daily председатель Госавиаслужбы Украины Николай Марченко. - Однако модель Ту-204-100 не проходила по нашим требованиям, а Ту-204-300 пришла слишком поздно. Мы буквально задыхались на трансконтинентальных полетах, а летать с промежуточными посадками мы не могли, потому что бороться с мощными европейскими компаниями можно только полетами non-stop. К сожалению, мы не реализовали проект Ту-204-300, хотя он был нам очень интересен и по дальности, и по цене, но затянувшийся процесс сертификации этой машины плюс неразвитая система лизинга и неясность с процедурой продажи самолета на Украину привели к тому, что мы выбрали Boeing".
Впрочем, Ту-204-300 мог потерять не только украинский, но и российский рынок. По слухам, из-за сильной задержки сроков сдачи самолета компания "Владивосток-Авиа" уже готова была расторгнуть контракт с ОАО "Туполев". Однако на этот раз все обошлось благополучно, похоже, что не без действенного участия лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко." и Сбербанка, которые финансировали строительство этого самолета. Договоры финансового лизинга на 15 лет были подписаны в прошлом году. Общая стоимость Ту-204-300 без учета процентных выплат составляет около 110 млн долл. Помимо краткосрочного кредитования завода "Авиастар-СП" кредитный комитет Сбербанка одобрил выделение семилетнего кредита "Ильюшин Финанс" на покупку трех из четырех самолетов в размере 43 млн долл....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 6, 2024
Аэрофлот открывает полеты в Улан-Удэ
Декабрь 6, 2024
тест
Декабрь 6, 2024
Почему споттинг в Узбекистане превращается в настоящий "подзаборинг"?
Декабрь 6, 2024
Россельхознадзор пресек попытки ввоза небезопасной растительной продукции в ручной клади и багаже пассажиров аэропортов Московского авиаузла