О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Кто на новенького?

"Владивосток Авиа", торжественно принявшая в воскресенье в своем аэропорту новейший российский самолет Ту-204-300, демонстрирует высокие темпы роста

"Владивосток Авиа", торжественно принявшая в воскресенье в своем аэропорту новейший российский самолет Ту-204-300, демонстрирует высокие темпы роста, и по этому показателю ее можно ставить в один рад с такими "монстрами", как "Сибирь" или "Трансаэро". В последние годы российский авиарынок имеет характерную тенденцию: ряд региональных перевозчиков столь напористо и успешно ведут и расширяют бизнес, что на их фоне достижения "исторических лидеров" вроде "Аэрофлота" или "Пулково" кажутся скромными.

Между тем еще 6,5 года назад тональность интервью "К" гендиректора "ВА" Владимира Сайбеля была печальной: "Говорить о серьезной прибыли, конечно, не приходится. Мы радуемся уже тому, что год назад удалось остановить сползание компании в долговую яму. Тем не менее больше всего нас беспокоит сегодня сохраняющаяся задолженность перед бюджетом..." ("К" N47 от 02.12.1997 г.). Кстати, поводом к тому интервью стало получение авиакомпанией второго Ту-154. Сегодня парк "Владивосток Авиа" насчитывает уже 13 "полтинников" (на профессиональном жаргоне авиаторов так именуется Ту-154).

Владивостокский объединенный авиаотряд, превратившись в ОАО "Владивосток Авиа", не получил в наследство от советского "Аэрофлота" ни одного магистрального самолета. Годовой пассажиропоток в аэропорту в пиковом 1993 г. достиг 1 млн человек и более. В авиапредприятии развернулась дискуссия: какой тип пассажирского лайнера осваивать - Як-42 или Ту-154? Выбор Ту-154 был сделан совершенно правильно, т. к. Як-42 имеет меньшую дальность полета и пассажировместимость, а на вторичном рынке их, в отличие от "тушек", крайне мало.

Бизнес-класс новой машины выглядит прилично. И в этой связи "К" предлагает губернатору края, очень хвалившему самолет, ввести новую моду среди деловых людей и чиновников Приморья: летать в столицу на "Владивосток Авиа". Между прочим, губернатор Хабаровского края Ишаев давно ввел подобное требование для своих подчиненных - члены его команды пользуются только "Дальавиа".

Свой первый Ту-154 ОАО "Владивосток Авиа" получило в собственность в 1995 г. С этого момента приморская авиакомпания начала теснить западнороссийских перевозчиков на собственном рынке. В настоящее же время "ВА" перевозит большую часть проходящих через аэропорт Владивостока пассажиров и заявила "сибирскую программу". С 15 июня будут открыты рейсы из Кемерово, Барнаула и Томска в Москву и "ВА" вступит в прямую конкуренцию с "Аэрофлотом" , "Сибирью" и "КрасЭйр".

Новый Ту-204-300 - это первый из трех таких самолетов постройки ЗАО "Авиастар-СП", которые авиакомпания приобретает в финансовый лизинг сроком на 15 лет. Общая стоимость инвестиционных затрат ОАО "Ильюшин Финанс Ко" на эту сделку составит $90 млн, из которых $43 млн - семилетний кредит Сбербанка России. Как заявил глава Сбербанка Андрей Казьмин, "мы готовы профинансировать и покупку четвертой машины данного типа для "Владивосток Авиа". И если будет построен четвертый самолет, стоимость проекта составит $110 млн.

В 2004 г. было завершено слияние приморского перевозчика с авиакомпанией "Хакасия". А тем временем "Владивосток Авиа" сама подверглась попытке недружественного поглощения, инициированного ОАО "Группа "Альянс". Однако гендиректор Сайбель отбил эту атаку: 20 апреля с. г. на внеочередном акционерном собрании его полномочия были подтверждены 97,96 % голосующих акций.

В рейтинге приморских управленцев, который ежегодно составляется экспертами по заказу "К" , Владимир Сайбель присутствует всегда.

Коммерческую эксплуатацию нового самолета планируется начать с 16 июня 2005 г. на маршруте Владивосток - Москва, остальные машины будут вводиться в программу полетов по мере их поступления.

На церемонии приемки лайнера во Внуково, где присутствовал корр. "К" , было не раз подчеркнуто, что "Ту-204-300 - это на сегодня самый передовой самолет в России в классе среднедальнемагистральных", а его передача эксплуатанту - "настоящий праздник отечественного авиапрома". Как сказал Владимир Сайбель, "мы долго шли к этому типу самолета, он нам очень нужен для повышения конкурентоспособности. Теперь мы постараемся доказать его высокую экономическую эффективность".

Однако радость того, что "на крыло" встал самолет новой модели, имеет некий оттенок горечи. В авиационных кругах сегодня обсуждается бесперспективность и нецелесообразность производства тяжелых самолетов в России. Действительно, выпуск штучных экземпляров не окупается, а покупатели вынуждены фактически испытывать самолеты в ходе коммерческой эксплуатации, попутно самостоятельно решая всевозможные проблемы. По этой причине, например, "Сибирь" отказывается эксплуатировать имеющиеся Ту-204 и стремится обновить свой парк подержанными иномарками, которые и экономичнее, и комфортабельнее. По некоторой информации, руководство "Владивосток Авиа" также рассматривало вариант приобретения в лизинг бэушного Boeing 767.

Как бы там ни было, теперь всем ясно: будущее приморского перевозчика связано с Ту-204-300. Теперь на самом рентабельном внутрироссийском маршруте из Владивостока в Москву "Аэрофлот" с его A310, Boeing 767 и постоянными задержками рейсов может получить реального конкурента....
Авторские права на данный материал принадлежат «Конкурент». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка