О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Boeing 787 / коммерческие вопросы

В связи с назначением нового Торгового представителя США компания Airbus и ее акционеры возлагают большие надежды на возобновление процесса мирного урегулирования торгового спора между ЕС и США

В связи с назначением несколько недель назад нового Торгового представителя США компания Airbus и ее акционеры, EADS и BAE Systems, возлагают большие надежды на возобновление процесса мирного урегулирования торгового спора между Евросоюзом и США в области авиации. Они убеждены, что возбуждение расследования было бы равносильно началу торговой войны, от которой не выиграет ни одна из заинтересованных сторон, не считая краткосрочной выгоды для тех, кто стремится защитить себя от честной конкуренции, в том числе и на своем внутреннем рынке.

Однако некоторые заявления, сделанные в течение последних нескольких дней официальными представителями США, вызывают серьезные сомнения в заинтересованности американской стороны в решении проблемы путем переговоров. Во избежание любого недопонимания, компания Airbus и ее акционеры подтверждают свою безусловную поддержку Европейской Комиссии и поставленной ею цели сбалансированного и полного отказа от любых видов помощи, поступающей от общенациональных или местных органов власти, включая помощь третьих сторон, например, Японии.

На переговорах необходимо также обсудить проблему двух новых самолетов-конкурентов - Airbus A350 и Boeing 787. На проект американского авиалайнера выделяются самые крупные субсидии в истории авиастроения. Компания Boeing получила государственные субсидии на сумму свыше 5 млрд. долл. США на цели разработки и производства нового самолета посредством использования американских и иностранных государственных фондов на научные исследования, схем освобождения от налогов и содействия реализации программы. Ежедневно появляются новые и новые субсидии. Без этих субсидий компания Boeing не смогла бы начать программу создания самолета Boeing 787, который в настоящее время предлагается на рынке по беспрецедентно низким ценам.

Многие технологии, используемые в производстве Boeing 777 и 787, создавались на средства государства. Композитное крыло - разработка НАСА; фюзеляж из композитных материалов заимствован у военных программ компании Boeing, включая B2 и V22 Osprey. В 1992-2004 гг. компания Boeing получила более 12 млрд. долл. США из средств НАСА, выделяемых на исследования и разработки. 1,5 млрд. долл. США получено за счет незаконной схемы экспортного налога в рамках так называемого режима "Корпорации по продажам за рубеж" (FSC). Компания не вернула ни цента из полученных средств ни правительству США, ни налогоплательщикам.

В том же духе, компания Boeing проводит массированную лоббистскую кампанию в Конгрессе США, стремясь исключить любую конкуренцию в отношении будущего самолета-заправщика, создаваемого для ВВС США. Поправка, принятия которой добивалась компания, явно предназначена для того, чтобы снизить уровень конкуренции и дать возможность компании Boeing сохранить положение монополиста в США, обеспечив ей в то же время полный доступ на европейские рынки продукции оборонного назначения.

Тот факт, что компании Boeing удалось добиться принятия этой поправки вопреки интересам других крупных американских поставщиков и сотен аэрокосмических фирм в США, осуществляющих поставки компании Airbus, противоречит интересам американских налогоплательщиков и американской аэрокосмической отрасли.

Отказавшись от своих обязательств по ограничению подобных субсидий после выхода в сентябре прошлого года из соглашения США-ЕС, компания Boeing продолжает получать новые субсидии, при этом заявляя, что Airbus не должна получать государственные займы, даже при полном их соответствии требованиям ВТО. Проявляющееся с прошлого года нежелание компании Boeing вести переговоры по упорядочению крупномасштабных субсидий поставило проблему на грань торговой войны.

Невзирая на огромные субсидии, получаемые ее конкурентом, компания Airbus считает, что торговая война противоречит интересам отрасли, в том числе многочисленных американских поставщиков, у которых Airbus осуществляет закупки на 6 млрд. долл. в год. Airbus является крупнейшим заказчиком экспортной продукции американской аэрокосмической отрасли. Однако, если США откажутся от урегулирования путем переговоров, все программы, по которым осуществляется субсидирование создания самолетов Boeing, будут вынесены на суд ВТО. Рассмотрение дела в ВТО исключит программы скрытого субсидирования компании Boeing и ее американских партнеров и не позволит им нанести вред интересам Airbus в будущем.

С другой стороны, никакие условия ВТО не запрещают правительствам давать займы компании Airbus. Займы, получаемые компанией Airbus от правительств стран Евросоюза, соответствуют требованиям ВТО, и Airbus надеется, что они и дальше будут предоставлять ей ссуды, если захотят выгодно вложить свои средства. С момента подписания соглашения между Евросоюзом и США в 1992 году компания Airbus вернула европейским правительствам более 6,7 млрд. долл. США. Это на 40% больше, чем было ею получено. Таким образом, Airbus не просто занимает средства, а полностью погашает свои долги правительствам стран Евросоюза. Тем не менее, Airbus готова отказаться от этой системы, если будет достигнута всеобъемлющая сбалансированная договоренность, охватывающая все виды финансирования, независимо от источника, и относящаяся равным образом и к A350, и к Boeing 787.

К тому же, для изготовления частей самолетов 777 и 787 компания Boeing с большой готовностью берет у японского правительства точно такие же кредиты, которые подвергает столь яростной критике, когда их дают европейские страны компании Airbus. Это противоречит здравому смыслу. Слушание дела в ВТО неизбежно должно будет затронуть этот вопрос.

Компания Airbus и ее акционеры уверены, что урегулирование путем переговоров - это не только оптимальное, но и вполне реальное решение. Они верят в прагматизм и здравый смысл, неоднократно проявленные ответственными лицами в США. Трансатлантический диалог, в том числе сравнительно недавно, помог решить много серьезных проблем, поэтому есть основания надеяться, что и нынешняя проблема не станет исключением....
Авторские права на данный материал принадлежат «EADS». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка