Коммерсантъ - Хабаровск
8 июня 2005, 09:39
Авиаторам предложили укрупниться
Власти Сахалинской области готовы рассмотреть предложение администрации Хабаровского края об объединении двух ФГУП: "Дальавиа" и "Сахалинских авиатрасс"
Идея объединения авиакомпаний Дальнего Востока в целях повышения их конкурентоспособности прозвучала на прошедшем в конце мая в полпредстве президента в ДФО совещании по вопросам авиатранспорта. В частности, обсуждался вопрос объединения трех игроков на местном авиарынке: ОАО "Владавиа", ФГУП "Сахалинские авиатрассы" (САТ) и ФГУП "Дальавиа".
"Владавиа" создана в 1994 году на базе Владивостокского объединенного авиаотряда в результате акционирования. В парке авиакомпании более 20 судов, выполняющих внутрироссийские и международные рейсы. В их числе 10 самолетов Ту-154М, семь Як-40, три Ту-154Б, два Ан-24 и новый Ту-204. "Дальавиа" распоряжается шестью Ту-154, шестью Ан-24, тремя Ту-214 и двумя Ан-26. "Сахалинские авиатрассы" используют около десяти Ан-24, один Ил-62, а также три канадских самолета DHC-8, которые задействуются для чартерных рейсов в рамках шельфовых проектов.
За объединение, в частности, ратовал гендиректор САТ Константин Сухоребрик. Как уже писал "Ъ", сахалинские авиаторы находятся в не лучшем финансовом положении: внутренние дотируемые из бюджета рейсы несут слишком большие затраты, оборотных средств на приобретение новых самолетов нет. По информации специалистов, к 2009 году парк островного авиаперевозчика будет изношен.
На днях Сахалин посетил министр транспорта и связи Хабаровского края Сергей Зражевский, который, судя по всему, откликнулся на предложение главы САТ. Во время переговоров в сахалинской администрации чиновники обсуждали готовящуюся министерствами экономразвития и транспорта РФ концепцию разделения зон деятельности аэропортов и авиакомпаний. Планируется, что это будут разные юридические лица. Однако сейчас местные авиакомпании во многом покрывают свои затраты за счет аэропортов. "Ко всей России с одинаковыми мерками подходить нельзя, на Дальнем Востоке нужен особый подход",- высказался Сергей Зражевский. Он считает, что разделение зон приведет к неспособности дальневосточников конкурировать с более крупными перевозчиками. В качестве примера краевой министр привел авиакомпанию "Сибирь", которая активно продвигается на дальневосточный рынок. Он предупредил сахалинских коллег, что если не принять меры, то "Сибирь" станет "монополистом и будет диктовать цены". Выход из ситуации - объединение "Сахалинских авиатрасс" и "Дальавиа". Руководитель департамента транспорта Владимир Дегтярев ответил, что администрация области "готова рассмотреть все варианты".
Что же касается присоединения к ним "Владавиа", то власти Приморья относятся к этому неоднозначно. "Очевидно: противостоять крупным авиакомпаниям, особенно в преддверии вступления России в ВТО, небольшим авиакомпаниям будет сложно… В объединении есть определенный смысл, однако это перспектива несколько отдаленного будущего", - сказал "Ъ" завотделом департамента транспорта Приморского края Владилен Сытник. По его словам, в реализации данной идеи существуют сложности, главная из которых - разные формы собственности авиапредприятий: ФГУП и ОАО. "Деприватизации не будет, поэтому надо проводить акционирование государственных предприятий", - заметил чиновник.
Специалисты отмечают, что в процедуре объединения могут возникнуть проблемы и с аэропортами. В ряде компаний они уже выделены в отдельные предприятия, а "Владавиа", в структуру которой входит терминал, вряд ли захочет вывести этот актив. Кроме того, серьезные вопросы возникают у чиновников по поводу местных перевозок, которые дотируются из бюджета. В одних территориях внутренними рейсами занимаются муниципальные власти, в других - субъекты. По мнению экспертов, требует проработки вопрос о структуре объединенного авиатранспорта Дальнего Востока. В частности, где будет располагаться головной офис и какими полномочиями в плане руководства компаниями он будет наделен.
В ОАО "Сибирь" вчера выразили сомнение, что из трех авиапредприятий сможет получиться "одна хорошая, устойчивая компания". "Нас как авиаперевозчика волнует, чтобы государство, решая, что делать со своей собственностью, не забывало о развитии здоровой конкурентной среды. На Дальнем Востоке есть примеры, когда аэропорты контролируются авиакомпаниями, что противоречит здравому смыслу и заявленной политике российских авиационных властей. Если одновременно с объединением произойдет выделение аэропортов в самостоятельные предприятия, нам будет проще с ними работать. Иначе на Дальнем Востоке может появиться супермонополист",- подчеркнул менеджер "Сибири" по связям с общественностью Евгений Филянин....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Хабаровск». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Январь 14, 2025
Группа "Аэрофлот" в 2024 году увеличила пассажиропоток на 17 %
Январь 14, 2025
Группа "Аэрофлот" объявляет операционные результаты за декабрь 2024 года
Январь 15, 2025
В аэропорту Шэньчжэня заработала автоматическая парковка
Январь 15, 2025
Расчеты многофункциональных беспилотных летательных аппаратов "Орлан-10" Новороссийских десантников обнаружили скопление пехоты ВСУ и скорректировали удар артиллерии ВДВ