О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Передавать один самолет в месяц

ОАО "Туполев" и ЗАО "Авиастар-СП" сертифицировали Ту-204-300 и при помощи лизинговой компании ОАО "Ильюшин Финанс Ко" передали его заказчику - ОАО "Владивосток Авиа"

Жизнь в авиационной промышленности России со второй половины 90-х годов напоминает киноленту, прокручиваемую в замедленном темпе. Актуальный некогда лозунг "Пятилетку за четыре года" превратился в "Пятилетку за десять лет". Большинство самолетостроительных проектов из-за отсутствия оборотных средств у разработчиков и производителей, а также хронического недофинансирования со стороны государства, превратились в долгострои. Такая судьба постигла и Ту-204-300. Однако развязка, все же, наступила: ОАО "Туполев", ульяновское ЗАО "Авиастар-СП" сумели довести самолет до сертификации и при помощи лизинговой компании ОАО "Ильюшин Финанс Ко" передать его заказчику - авиакомпании "Владивосток Авиа".

Долгий полет короткого самолета


Сегодня вряд ли кто-то вспомнит, что впервые широкой общественности самолет Ту-204-300, или Ту-234, был представлен 10 лет назад, на авиасалоне МАКС-1995. Созданный АНТК им. Туполева среднемагистральный самолет Ту-204-100, рассчитанный на перевозку 210 пассажиров, не нашел достаточного спроса на российском рынке: объемы пассажирских перевозок стремительно сокращались, авиакомпаниям не требовался столь вместительный лайнер. Поэтому для расширения спроса на новый самолет было решено создать его укороченную версию, обладающую увеличенной дальностью полета.

Новый самолет проектировался таким образом, чтобы внедрение модификации проводилось с минимальной доработкой оснастки серийного завода. Основные изменения касаются цилиндрической части фюзеляжа, длина которого, по сравнению с Ту-204 уменьшилась на 6 метров (укоротили секции перед и за крылом). Эти изменения затронули лишь пассажирский салон и багажно-грузовые отсеки. Установка дополнительного топливного бака на самолете потребовала доработки топливной системы и изменения порядка выработки горючего из баков. В то же время была разработана модификация Ту-204-320, оснащенная английскими двигателями Rolls-Royce RB211-353Е4.

Первый прототип Ту-204-300, предназначавшийся для сертификационных испытаний, переделали из опытного Ту-204 (RA-64001). Но тяжелое финансовое положение разработчика сделало свое дело - на несколько лет программа легла под сукно. Первый самолет сиротливо замер на стоянке, так и не совершив ни одного полета в новом облике. Он и сейчас находится на территории ЛИИ им. Громова в Жуковском.

В 1999 году было принято решение о возрождении программы и инициатива в создании лайнера перешла к серийному заводу, где из производственного задела был достроен (укорочен) новый самолет, имевший порядковый номер 026. Его судьба сложилась более удачно, хотя и ему пришлось постоять на земле не один год. Срок первого полета постоянно сдвигался - в 1999 это был 1 квартал 2000 года, тогда планировалось к 2007 году построить 105 машин при емкости рынка 150-200 самолетов. При необходимости совершить около 100 зачетных полетов, создатели рассчитывали получить сертификат типа менее чем за один год. В 2001 году предполагалось, что к ноябрю-декабрю 2002 года удастся достроить, подготовить к испытаниям и совершить первый полет самолета. В 2002 году был озвучен реальный срок - лето 2003 года, однако и тогда у авиаторов были большие сомнения, так как на комплектацию самолета РЭО требовалось около 10 млн долларов, в то время вероятность привлечения приемлемого по процентной ставке кредита была минимальна. Оторваться от взлетной полосы аэропорта "Ульяновск-Восточный" новой "тушке" было суждено только 18 августа 2003 года. И сразу же самолет совершил перелет в Москву, чтобы стать основным экспонатом авиасалона МАКС-2003.

Планы по сертификации в 3-4 месяца также не были реализованы - постоянное недофинансирование не позволяло выполнять полеты с необходимой интенсивностью. Кроме того, существенных ресурсов требовал другой проект, имевший в то время максимальный приоритет - ближнемагистральный Ту-334.

Венцом более чем 10-летней работы стало получение 14 мая 2005 года сертификата типа № СТ 238 - Ту-204-300. Испытания, в которых участвовали два самолета, длились 14 месяцев, а их программа потребовала осуществления 110 полетов. Самолет признан соответствующим нормам АП-25.

Бумажные протоколы и твердые намерения

По мере того, как авиастроители озвучивали новые и новые сроки появления самолета, потенциальные заказчики заявляли о своих намерениях, подписывали протоколы и, так и не дождавшись обещанных лайнеров, подписывали очередные документы. В чреде громких, прорывных "контрактов века" успел засветиться и Ту-204-300.

Вскоре после первого выхода на публику в числе будущих эксплуатантов числилась традиционная "покупательница" туполевских машин - авиакомпания "Кавминводыавиа". В августе 2001 года главный конструктор ОАО "Туполев" Лев Лановский оценил пакет заявок на Ту-204-300 в 20-25 штук при потенциальном спросе 150-200 машин, стоимость оценивалась в 25-27 млн долларов.

Следующий МАКС, состоявшийся в 2003 году, прошел под знаком Ту-204-300: в первый же день работы авиасалона авиакомпания "Трансаэро" подписала соглашение с ОАО "Ильюшин Финанс Ко" и ЗАО "Авиастар СП" о приобретении первых четырех машин с поставкой с конца 2004 по середину 2005 года. Срок финансового лизинга должен был составить 15 лет, а стоимость первого этапа достигала 100 млн долларов. Кроме того, предусматривалась поставка еще 6 лайнеров в 2006-2007 годах. По сообщениям СМИ, "Трансаэро" даже перечислила средства на проведение испытаний Ту-204-300, но... соглашение так и не было реализовано, и в настоящее время авиакомпания переключилась на дальнемагистральный Ту-214 производства КАПО, параллельно увеличивая парк Boeing 737, -767 и готовясь к началу эксплуатации Boeing 747.

Спустя несколько месяцев, в ходе Сибирского авиационно-космического салона 2003 года, были озвучены планы авиакомпании "КрасЭйр", согласно которым красноярский перевозчик должен был увеличить парк Ту-204-100 до 10 штук и стать стартовым получателем Ту-204-300. И этим планам не было суждено сбыться, по крайней мере до сих пор. Впрочем, имея в парке 3 Ту-204-100 и 1 Ту-214, красноярская авиакомпания продолжает интересоваться всеми новыми отечественными самолетами.

О планах дальневосточной авиакомпании "Владивосток Авиа" стать покупателем Ту-204-300 было заявлено в начале 2004 года. И именно эта компания, проявив терпение и настойчивость, стала обладателем первого лайнера. В том же году было заявлено о подписании протоколов о намерениях с авиакомпаниями "Пулково" и "Кавминводыавиа", в качестве заказчика рассматривались и "Уральские авиалинии".

Самолет в месяц

Первый Ту-204-300 был передан заказчику 20 мая во Внуково, а уже спустя две с половиной недели авиакомпания стала обладателем второго борта (№026). На нем проводился наибольший объем сертификационных испытаний, поэтому некоторое время пришлось затратить на дооборудование лайнера. По планам, до конца лета будет передан третий, а к концу года - и четвертый самолет. Кроме того, генеральный директор "Владивосток Авиа" Владимир Сайбель заявил, что в планах приобретение еще двух-трех самолетов этого типа.

Финансирование этой сделки взял на себя Сбербанк. Самолеты передаются в финансовый лизинг на 15 лет. Стоимость проекта в целом - около 110 млн долларов (90 млн - на 3 вновь построенные машины), из которых 43 млн - семилетний кредит Сбербанка.

Пока дальневосточная авиакомпания только получает новые лайнеры, проводит тренировки экипажей и тестовые полеты. В конце текущего месяца планируется начать регулярную эксплуатацию как на ключевой линии Владивосток - Москва, так и на маршрутах в Японию и Южную Корею.

На церемонии передачи второго лайнера Генеральный директор "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) Александр Рубцов заявил, что в будущем процедура передачи самолетов должна стать не торжественным мероприятием, а рутинной работой. "Мы должны передавать авиакомпаниям один самолет в месяц", - заявил он. Однако пока перевозчики продолжают занимать в целом выжидательную позицию относительно новой "тушки". Это связано с тем, что самолет должен показать себя в реальной эксплуатации. Действительно, Ту-204-300 является уникальным самолетом: это узкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер с умеренной пассажировместимостью. Он, в целом, соответствует озвученной ранее компанией Boeing идеологии полетов point-to-point и может обслуживать трассы с небольшим пассажиропотоком, предлагая высокую регулярность. На трассе Москва - Владивосток он будет конкурировать, к примеру, с широкофюзеляжным Boeing 767, имеющим вместимость в полтора с лишним раза больше. С одной стороны, при равном проценте занятости кресел себестоимость пассажирокилометра узкофюзеляжной машины выше. С другой - ее проще загрузить.

Для того, чтобы не проиграть конкуренцию с более просторными лайнерами, в Ту-204-300 были заложены решения, позволяющие сделать полет максимально комфортным. Это большой шаг кресел, многоканальная система развлечений. В будущем на самолетах "Владивосток Авиа" появятся такие дополнительные услуги, как телефонная связь во время полета и возможность доступа в сети Интернет с борта лайнера. "Если самолет пассажирам понравится, если загруженность будет 80% или более - это значит, что мы попали в рынок и что дальше нужна большая серия", - считает А. Рубцов.

К концу августа ИФК планирует набрать портфель заказов на Ту-204-300 в объеме 10-15 штук. Подписанный 7 июня протокол с авиакомпанией "Кавминводыавиа" до конца июня должен быть преобразован в твердый контракт на 3 лайнера. Поставка первых двух самолетов запланирована на 2006 год, третий будет передан на рубеже 2006-2007 гг. Стоимость одного самолета превысит 30 млн долларов. Также до конца лета "Ильюшин Финанс Ко" планирует сообщить о других получателях этого лайнера, включая иностранные авиакомпании. А несколько ранее Генеральный директор, генеральный конструктор ОАО "Туполев" Игорь Шевчук заявил о наличии заявок на 60 Ту-204-300....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка