Военно-промышленный курьер
17 июня 2005, 15:27
Долгое выползание "Морского змея"
Базовые патрульные самолеты - "глаза и уши" моряков. Из-за задержек с модернизацией Ил-38 индийский флот несколько лет был "слепым" и "глухим". Какие решения примет заказчик?
Базовые патрульные самолеты - "глаза и уши" военных моряков. Из-за задержек с реализацией проекта модернизации Ил-38 индийский флот несколько лет оставался "слепым" и "глухим". Какие решения примет заказчик, восстановив "слух" и "зрение"?
Возможно, вместо модернизации Ту-142МКЭ, по аналогии с Ил-38, индусы предпочтут закупить в США самолеты P-3C Orion. В беседах с индийскими журналистами начальник штаба ВМС Индии адмирал Арун Пракаш называл "Орион" "сильным претендентом" на роль большого базового самолета индийской военно-морской авиации.
Сейчас, когда Ил-38SD, по всей видимости, состоялся и вскоре поступит в 315-ю эскадрилью авиации ВМС Индии, представляется уместным разобраться в ситуации. Чтобы избежать повторения неприятностей, надо сделать правильные выводы на основе анализа завершенных и текущих проектов.
В структуре Вооруженных Сил Индии военно-морской флот занимает особое место. Пожалуй, Индия имеет самые мощные морские силы среди государств азиатско-тихоокеанского региона. В их составе есть авианосцы, эскадренные миноносцы, фрегаты, сторожевые корабли и подводные лодки европейской, советской и собственной постройки. Страна занимается созданием собственных авианосцев и атомных подводных лодок, которые призваны заменить английские и советские аналоги.
В индийском флоте задачи воздушной разведки и наблюдения, а также противолодочные операции в открытом море возложены на самолеты советской постройки Ту-142МКЭ и Ил-38. Патрулирование прибрежных вод и морских границ несут легкие немецкие машины Dornier 228.
Каких-либо проблем с последними не отмечалось. Индия продлевала контракты по лицензионной сборке самолетов Dornier на мощностях Hindustan Aeronautics Limited. В настоящее время идет тендер на новый легкий патрульный самолет. В числе претендентов выступают Ан-140МП, ATR-42MP, С-235/295 FIT, а также специальные варианты Embraer EMB145 и Gulfstream G-550. Российские предложения в конкурсе не рассматриваются по ряду причин, в том числе связанных с долгим "выползанием" "Морского змея".
В области военно-морской авиации дальнего радиуса действия индийская сторона доверилась России, заказав серьезную модернизацию порядком устаревших за время службы базовых патрульных самолетов советского производства.
После нескольких лет переговоров четыре года назад Дели согласился на предложенный Москвой план. Правда, "параллельной" модернизации Ил-38 и Ту-142МКЭ заказчик предпочел "последовательную".
В сентябре 2001г. стороны заключили контракт на модернизацию пяти Ил-38 в вариант SD (Sea Dragon). После гибели (в результате столкновения в воздухе) двух индийских самолетов в октябре 2002 г. сделку пересмотрели. Индии были предложены на безвозмездной основе два самолета из наличия МО РФ.
АК "Ильюшин" продлил до 40 лет календарный срок эксплуатации самолетов типа Ил-18 (в семейство входят военные варианты Ил-20 и Ил-38). Первая модернизированная машина полетела еще в начале 2001 г. О начале комплексных испытаний целевой аппаратуры сообщалось в ноябре 2002 г.
"Морской змей" - многоцелевой комплекс, решающий задачи по обнаружению подлодок, обзору водной поверхности, разведке наземных целей, проведению поисково-спасательных операций и экологического мониторинга. Он имеет дальность более 300 км в режиме обзора водной поверхности и до 100 км - воздушного пространства, способен одновременно сопровождать тридцать и более целей.
Комплекс разработки холдинговой компании "Ленинец" стал главной причиной задержек с выполнением контракта. В феврале 2005 г. на выставке Aero India 2005 заместитель генерального директора ФГУП "Рособоронэкспорт" Виктор Комардин так ответил на вопрос "ВПК" по состоянию проекта Ил-38SD: "Понимаете, "Морской дракон" - это столь продвинутый в техническом отношении комплекс, что он может называться техникой завтрашнего дня. И это "завтра" все никак не может наступить:".
Есть предположение, что разработчики "Морского змея" рассчитывали на "параллельный" вариант модернизации Ил-38 и Ту-142МКЭ. Но реально события пошли по "последовательному" сценарию. В результате на создание комплекса пришло меньше средств, чем ожидалось. Наверное, "недофинансирование" и стало первопричиной длительной доводки комплекса.
Несколько разрядило положение с воздушной разведкой появление в составе ВМС Индии палубного вертолета радиолокационного наблюдения Ка-31 с обзорной РЛС "Око". Пожалуй, только с введением в строй фрегатов новейшей постройки проекта 11356 и новых палубных вертолетов индийский флот до известной степени восстановил способность решать задачи воздушной разведки в открытом море. Когда первые Ка-31 пришли в Индию, морская авиация располагала лишь двумя Ил-38. Правда, продолжали полеты Ту-142МКЭ, но их ограниченное количество (восемь единиц) и устаревший комплекс бортовой аппаратуры (образца 1986 г.) налагали определенные ограничения.
185-тонный гигант также планируется оснастить "Морским змеем". Альтернативных вариантов российская промышленность не предлагает. Заказчик, безусловно, заинтересован в модернизации данного самолета и его перевооружении. Ту-142МКЭ способен покрыть расстояние до 12 тыс. км или "висеть" в воздухе до 17 часов. Однако нынешний состав вооружения (он ограничен бомбами и торпедами) не позволяет применять самолет в качестве ударного. Установка "Морского змея" делает возможным применение крылатых ракет. Но затянувшаяся история предыдущего проекта, вероятно, заставляет заказчика задуматься о целесообразности такой модернизации.
Определенную долю ответственности за задержку проекта Ил-38SD несет и АК "Ильюшин". В силу ряда причин фирма-разработчик самолета не смогла создать единой сплоченной команды управления проектом, отсюда и целый ряд проблем...
Как бы то ни было, сейчас чрезвычайно важно, чтобы индийские ВМС получили давно ожидаемые Ил-38SD. Очередной перенос сроков поставки, не говоря уже о возможных рекламациях к работе нового бортового комплекса, могут быть использованы противниками военно-технического сотрудничества между Москвой и Дели для срыва других проектов модернизации ВВТ советского и российского производства, состоящих на вооружении индийской армии и флота.
Современные самолеты-разведчики нужны и российским силовым ведомствам. Доработанный вариант "Морского змея" для внутреннего потребления ждет отечественный военно-морской флот, для модернизации собственных Ил-38 и Ту-142 на основе оплаченных инозаказчиком технологических решений.
В этой связи эксперты вспоминают, что еще в 2002 г. на гидроавиасалоне в Геленджике представители российского ВМФ отмечали, что технический облик "Морского змея" их в принципе устраивает, высказывая, однако, при этом пожелание, чтобы "Ленинец" работал над ним более активно и целеустремленно. Пожелание, судя по всему, оставлено без внимания.
Специальный вариант "Морского змея" может представлять интерес для авиации ФСБ. Ей требуются самолеты комплексной разведки, наблюдения и управления для решения задач по охране прибрежных вод и антитеррористической деятельности на Северном Кавказе....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 14, 2024
Аэрофлот запустит дополнительные транзитные рейсы из Москвы в города Дальнего Востока
Ноябрь 14, 2024
Студенты проекта "Крылья Ростеха" осваивают практические навыки профессии в ОДК-УМПО
Ноябрь 14, 2024
Сахалинцы просят возобновить авиарейсы в Комсомольск-на-Амуре
Ноябрь 14, 2024
Камышин отошел на второе место по количеству вылетов санитарной авиации