Коммерсантъ - Красноярск
19 июня 2005, 13:58
Ревизоры прошлись по "Северному воздушному мосту"
В настоящий момент "не удается установить целевой характер использования кредитов", полученных управляющей компанией "Северный воздушный мост"
В акте ревизии ТУ ФС ФБН от 31 марта 2005 года, оказавшемся в распоряжении "Ъ", отмечается, что график выплаты кредитов предусматривал гашение основного долга компании и процентов по нему уже в 2003 году. Однако дополнительными соглашениями (в апреле, июне, июле, августе и сентябре 2004 года), подписанными директором УК "СВМ" и бывшим мэром Железногорска Андреем Катаргиным, эта дата была перенесена на 25 января 2005 года. При этом, в марте 2004 года, за несколько недель до подписания первого соглашения, вице-мэр ЗАТО Сергей Мерхалев (отвечавший в мэрии ЗАТО за финансы и имевший полномочия подписывать такие документы) постановил отозвать кредитные деньги со счетов УК "СВМ", и в банки, обслуживающие компанию, поступили платежные требования о безакцептном списании со счетов 37,9 млн рублей. Поводом стало неиспользование УК "СВМ" целевых денег в установленный период. Тем не менее, возвратить в бюджет удалось только 8,2 млн рублей (столько осталось на счетах компании). Директор УК "СВМ" Александр Ботов тогда заявил, что действия администрации ЗАТО "приведут к полной остановке запланированных работ". В его письме к мэру города Андрею Катаргину говорилось: "Оказались под угрозой потери все средства, полученные на реализацию проекта, а также будущие доходы городского бюджета в виде возврата кредита, процентов по кредиту".
Идея открытия кратчайшего воздушного пути из Северной Америки в Юго-Восточную Азию впервые была заявлена экс-губернатором Красноярского края Валерием Зубовым в 1997 году. Авторы проекта "Северный воздушный мост", в числе которых были чиновники администрации края того времени, утверждали, что его реализация даст возможность перелета над территорией России (через Сибирь и Северный полюс) всего за 10-11 часов вместо 15. В 2000 году, после двух демонстрационных полетов через Северный полюс по одной из предполагаемых трасс, правительство РФ официально дало разрешение на открытие первых кросс-полярных маршрутов. Было создано ОАО управляющая компания "Северный воздушный мост" (УК "СВМ"), зарегистрированное на территории закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) Железногорск. Компания должна заниматься созданием сети станций "глобальной запросно-ответной системы связи с воздушными судами". По федеральной целевой программе УК "СВМ" получила от мэрии Железногорска бюджетные кредиты на общую сумму 53,4 млн рублей (15 млн - в 2000 году, 8,4 млн - в 2001 и 30 млн - в 2002). Всего же потребности компании в ходе реализации проекта оценивались ее учредителями в 255,9 млн рублей.
Господин Мерхалев настаивал на том, что финансирование компании не должно быть продолжено и выступал за скорейшее возвращение кредитов УК "СВМ". Однако мэр Железногорска Андрей Катаргин, как следует из акта ревизии, придерживался иного мнения. При этом, "документов, подтверждающих обоснование переноса сроков платежей, к проверке не представлено", - констатируют ревизоры. Они же оценивают действия бывшей администрации Железногорска следующим образом: "В нарушение условий договоров бюджетного кредитования … и постановлений администрации ЗАТО Железногорск. Заемщиком - ОАО "Управляющая компания "Северный воздушный мост" - не представлены, администрацией ЗАТО Железногорск не истребованы отчеты об использовании кредитов".
Выводы, сделанные теперь краевыми ревизорами, в отношение УК "СВМ", выглядят следующим образом: "В связи с изложенным, в рамках проводимой проверки не представляется возможным подтвердить освоение указанных кредитов в полном объеме, установить целевой характер их использования", - сообщается в документе. Помимо этого, сотрудники ТУ ФС ФБН констатировали у компании существенную просроченную задолженность". "Общая сумма просроченной задолженности ОАО "Управляющая компания "Северный воздушный мост", - говорится в акте, - по двум бюджетным кредитам по состоянию на 01.03.2005 составляет 12100,00 тыс. рублей". Кроме того, ревизия ставит под сомнение саму правомочность действий бывшей железногорской администрации при выдаче кредитов. В тексте акта отмечается, что, согласно постановлению правительства №666, "предоставление бюджетных средств юридическим лицам на реализацию мероприятий в форме бюджетных кредитов Программой развития не предусмотрено".
Между тем, вчера один из инициаторов "Северного воздушного моста", экс-губернатор края и депутат Госдумы Валерий Зубов, отвечая на вопрос "Ъ", еще раз оценил перспективу проекта. По его словам, "Северный воздушный мост", как и любой проект, не подпитываемый инвестициями, может заглохнуть. В мире этот проект оказался очень востребованным. Не в пример России, к сожалению".
В администрации Железногорска вчера заявили "Ъ", что еще "не завершили оценку деятельности старой администрации" (которая и выдавала УК "СВМ" кредиты. - "Ъ"), поэтому не могут пока согласиться с выводами ревизоров или опровергнуть их....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Красноярск». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Конференция по воздушному праву: успех обусловлен слаженной профессиональной игрой всех участников мероприятия
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 8, 2024
Специалисты ОДК создали корпус опоры двигателя для вертолетов с помощью 3D-печати
Ноябрь 8, 2024
Специалисты ОДК создали корпус опоры двигателя для вертолетов с помощью 3D-печати