RBC Daily
16 июня 2005, 21:07
ВСМПО и "АВИСМА" могут сливаться
ФАС России одобрила сделку по объединению ОАО "АВИСМА титано-магниевый комбинат" и ОАО "Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение"
Напомним: ОАО "АВИСМА" (г. Березники, Пермская обл.) - крупнейший производитель титановой губки (занимает 30% мирового рынка), исходного материала для производства титановых сплавов, а также один из важнейших производителей магния. Выручка компании в прошлом году составила 4,94 млрд руб., чистая прибыль - 514,4 млн руб. Главным российским партнером компании является ОАО "ВСМПО" (г. Верхняя Салда, Свердловская обл.) - один из крупнейших производителей титановых, магниевых и никелевых сплавов (главными покупателями продукции комбината являются аэрокосмические гиганты EADS и Boeing). Выручка ВСМПО по РСБУ в 2004 г. составила 10,57 млрд руб. (+26,3% к 2003 г.), чистая прибыль - 1,6 млрд руб. С конца 90-х ВСМПО увеличивало присутствие в компании-партнере (сейчас ему принадлежит 75,5% обыкновенных акций ОАО "АВИСМА"), так что появившееся весной 2004 г. известие о сделке слияния рынок воспринял как нечто само собой разумеющееся. Иного мнения были миноритарные акционеры "АВИСМы", прежде всего ООО "Русатоммет", которые уже давно пытаются доказать в разных инстанциях, что сделка неправомочна и при этом несет негативные последствия для государства. Поданные этими миноритариями (в общей сложности контролирующими 3% акций "АВИСМА") иски задержали развитие сделки слияния, так же как и проблемы главных акционеров с "главным миноритарием" - ЗАО "Ренова" (ему принадлежит 10% акций ВСМПО и 10% "АВИСМы"). Впрочем, "Ренова" в результате оставила попытки расширить влияние на предприятие, предложив партнерам выкупить ее пакеты. Однако при этом и между главными моторами сделки слияния -гендиректором ВСМПО Владиславом Тетюхиным и председателем совета директоров Вячеславом Брештом (оба контролируют примерно по 30% акций ВСМПО) не обнаружилось полного взаимопонимания, что проявилось, в частности, в заявлении г-на Тетюхина о возможности передачи части его пакета государству.
Хотя в принципе все шло к сделке: прошлым летом советы директоров обеих компаний утвердили схему слияния (согласно которой за каждую обыкновенную акцию "АВИСМы" акционер компании получал по две бумаги ВСМПО, а привилегированная акция конвертировалась в одну обыкновенную акцию компании-партнера). Иски миноритариев отвергались судами. Однако ФАС до поры до времени тормозила утверждение сделки слияния.
"До сих пор одобрение сделки слияния ВСМПО и "АВИСМы" задерживалось из-за того, что ФАС не имела сведений о бенефициарах обеих компаний, - говорит аналитик ИК "Солид" Игорь Нуждин. - Теперь проблема открытости, как и противоречия между основными акционерами, видимо, снята. Впрочем, большая открытость будет нужна теперь уже объединенной компании для публичного размещения ее бумаг на западных площадках. Компания уже сделала первый шаг к этому фактическому IPO, выпустив отчетность по МСФО, и, думаю, теперь будет двигаться к размещению ADR еще быстрее. Ей нужны инвестиции, а западным инвесторам интересна "ВСМПО-АВИСМА" - компания на фоне роста спроса на ее продукцию со стороны авиастроителей считается весьма перспективной".
"Одобрение сделки слияния двух компаний не означает окончания всех проблем на пути к этому слиянию, - считает бизнес-директор компании "Развитие бизнес-систем" Александр Либеров. - Миноритарии "АВИСМы", судя по их активности в последние месяцы, вряд ли прекратят попытки добиться того, чтобы их интересы учитывались при реализации стратегии объединенной компании. Тем не менее государство, судя по всему, определилось в своей позиции и фактически (хотя и избегает соответствующих формулировок) признало ВСМПО-АВИСМА естественной монополией, разделение которой нелогично. Соответственно, упреки в трансфертном ценообразовании и т. д. (которые исходят от указанных миноритариев) в данном случае беспочвенны. Зато объединенная компания сможет еще более удачно выступать на мировом рынке, принося тем самым пользу и государству. Желание некоторых крупных акционеров компании видеть в ее уставном капитале государство только подчеркивает стремление "ВСМПО-АВИСМА" быть полезным государству при получении от последнего определенных гарантий стабильности".
"После одобрения ФАС для формального завершения сделки слияния ВСМПО и "АВИСМы" осталось немного - осуществить обмен акциями предприятий, - сказал RBC daily аналитик "Альфа-Банка" Максим Матвеев. - Не думаю, что эта процедура займет больше двух-трех месяцев. Затем уже объединенная компания попробует провести размещение своих ADR на западных фондовых площадках, и это размещение поможет решить проблему низкой ликвидности бумаг компании. Интерес к этим распискам наверняка будет большим: "ВСМПО-АВИСМА" уже давно воспринимается как объединенная и притом уникальная компания с большими перспективами"....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 14, 2025
ОДК продемонстрирует на Dubai Airshow 2025 авиадвигатель ВК-650В и другие новинки
Ноябрь 13, 2025
Обзор тенденций аэропортовых паркингов на Parking Russia 2025
Ноябрь 14, 2025
На Иркутском авиазаводе введен в эксплуатацию новый корпус
Ноябрь 14, 2025
Рособоронэкспорт в ходе Dubai Airshow 2025 представит рекордное число натурных экспонатов за всю историю участия в зарубежных выставках
