О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ле Бурже: праздник авиации, но не для России

Как-то незаметно завершился на прошедшей неделе 46-й Международный авиационно-космический салон в Ле Бурже

Как-то незаметно завершился на прошедшей неделе 46-й Международный авиационно-космический салон в Ле Бурже. В отличие от прошлогодних выставок аналогичного типа, на салоне не было никаких острых ситуаций, не говоря уже о скандалах. Вряд ли к разряду сенсаций можно отнести извечные пикировки двух крупнейших авиаконцернов: европейского EADS, в который входит Airbus, и Boeing по вопросам лидерства на рынке и государственной поддержки.

Некоторую пикантность в размеренное течение выставки внес отказ Украины от показа ряда своих самолетов. Украина, как и ранее Россия, испугалась их ареста за долги перед кипрской компанией TMR Energy. По иску TMR Energy уже задерживались две украинские машины Ан-124-100 "Руслан" в Европе и Канаде. К счастью, тогда все обошлось. Но на этот раз лишь один Ан-140 производства Харьковского государственного авиационного производственного предприятия поднялся в воздух в день открытия салона.

Всего в салоне, который посетили более 300 тыс. человек, приняло участие более 1900 компаний из 44 стран. На нем было представлено около 240 гражданских и военных самолетов, вертолетов, беспилотных летательных аппаратов, среди которых повышенный интерес специалистов вызывает макет европейского боевого беспилотного самолета "Нейрон". Решение о реализации этого проекта стоимостью 400 млн евро должно быть принято в ближайшее время. Но все это мелочи по сравнению с главной звездой выставки, которой, безусловно, стал аэробус A380, вмещающий более 550 пассажиров.

Компания Boeing представила В 777-200LR Worldliner - гражданский самолет с самой большой дальностью полета, самолет-заправщик KC-767A, а также новейший В787 Dreamliner. Тем не менее, экспозиция Boeing не произвела большого впечатления на специалистов и посетителей выставки, хотя бы потому, что разрекламированный В777-200LR Worldliner, хоть и перевозит около 300 пассажиров на расстояние до 17445 км, но является уже пятой по счету модификацией семейства Boeing-777. Не все так просто и с Dreamliner, даже несмотря на наличие множества заказов на эту машину.

Россию на салоне представляло более 40 предприятий оборонно-промышленного комплекса, но выставлены были, как обычно, не настоящие машины, а их макеты, модели, планшеты и видеофильмы. Единственным "живым" самолетом оказался модернизированный истребитель Су-27СКМ, который даже летал. Но он, к сожалению, никак не мог стать гвоздем программы салона - тяжелые истребители, да еще и спроектированные 25 лет назад, в Европе не нужны, и она не собирается их покупать.

Что касается рынков для российских вооружения и военной техники, то нынешний авиасалон в который раз заставил задуматься о грустном. По утверждению руководителя группы советников генерального директора "Рособоронэкспорта" Александра Бриндикова, "в связи с тем, что в ближайшие годы (2007-2008) рынки Китая и Индии - основных наших покупателей - для нас закроются, учитывая их насыщенность, мы уже сейчас должны искать им альтернативу". По его словам, в качестве альтернативы "мы рассматриваем и Латинскую Америку, и Юго-Восточную Азию... Но это рынки с очень ограниченной емкостью, тогда как заказы Индии и Китая - на миллиард и более долларов на десятки самолетов".

Как и на прошлом авиасалоне, Авиационная холдинговая корпорация (АХК) "Сухой" представила очередную модель российского регионального самолета RRJ (Russian Regional Jet). Но на него до сих пор нет твердых заказов, а "Аэрофлот" не подписал в Ле Бурже, как это планировалось ранее, контракт на поставку этих машин. Теперь компания планирует это сделать на российском авиасалоне МАКС-2005, который состоится в августе. Хотя до этого надо еще дожить. Злопыхатели утверждают, что возня с RRJ необходима "Аэрофлоту" для того, чтобы получить льготы на ввоз западной авиатехники до взлета RRJ. Но он, в свою очередь, может так и не взлететь, если не будет минимум 100-200 твердых заказов.

Французская Snecma, в кооперации с россиянами участвующая в производстве авиадвигателей для RRJ, вообще заинтересована только в массовом производстве, чтобы построенных самолетов было не менее пятисот. В противном случае возможны трудности с окупаемостью расходов на НИОКР, подготовку серийного производства и его поддержание. В связи с этим несколько странно выглядит подписание контракта между АХК "Сухой" и французской компанией Thales на сумму $125 млн на поставку авионики для RRJ.

Что касается других российских участников авиасалона, то руководство ОКБ им.Яковлева заявило о том, что после длительного анализа ситуации "для экономия времени и финансовых средств" новейший учебно-боевой самолет (УБС) Як-130 на авиавыставке в Ле Бурже участвовать не будет. Этот шаг "позволит ускорить получение предварительного заключения Военно-воздушными силами РФ", которое "даст путевку в жизнь самолету и ускорит поставку самолетов Як-130 отечественным ВВС", отметил первый замгендиректора ОКБ Николай Долженков. Тем не менее, на деле все не так уж просто. В свое время, еще в 1993 г. руководство ОКБ им. Яковлева сделало роковую ошибку, пойдя на сотрудничество с итальянской компанией "Аэромакки" в области создания нового УБС Як-130. Однако, по требованиям российских военных, на самолете должны были стоять только отечественные двигатели, авионика и другие комплектующие агрегаты. Итальянцы же хотели иметь то же самое, но западного производства и соответствующее стандартам НАТО. Поэтому Россия стала делать свой самолет, итальянцы свой - М346. А если учесть, что они до неприличия похожи друг на друга, то смысла выставлять Як-130 просто не было. Тем более, объединенная Европа вряд ли станет покупать авиатехнику своего потенциального противника, каким для нее по-прежнему остается Россия.

В военном разделе экспозиции "Рособоронэкспорта" были показаны основные авиационные средства поражения и средства управления оружием. К ним относятся ракеты класса "воздух-воздух" Р-27Р1, Р-73Э, РВВ-АЕ и класса "воздух-поверхность" Х-29ТЕ, представленных ГосМКБ "Вымпел" и ГосМКБ "Радуга"

На выставке НПО ПМ показало новейшие образцы космической продукции: связной космический аппарат (КА) "Экспресс-АТ1" на базе платформы "Экспресс-2000", навигационный спутник "Глонасс-К" со сроком работы на орбите 10 лет, совершенно новый спутник-ретранслятор "Луч-5А", связной российско-иранский спутник "Зохре" на базе платформы "Экспресс-1000" и перспективную разработку ОАО "НПО ПМ - Малое КБ" - "тепловой пункт", разработанный и созданный с использованием космических технологий.

Несмотря на определенный успех на выставке, Россия все-таки получила чувствительный пинок от незалежной Украины. Та, по примеру Израиля и Румынии, решила втиснуться на наш традиционный рынок по модернизации боевой авиатехники, в частности вертолетов. На салоне был подписан меморандум о взаимопонимании между Министерством промышленной политики Украины и французской компанией "Сажем" в области совместной модернизации Украиной и Францией вертолетов "Ми" российского производства. Естественно, без россиян. Украинцы, наверное, не знали о том, что существует специальная нота МИД РФ, в которой российская сторона предупреждает о недопустимости организации несанкционированного ремонта и модернизации авиатехники без участия головных разработчиков.

Что же касается заключения крупных контрактов по поставке пассажирских самолетов, то их по-прежнему не было. Бесспорным же лидером в этой области опять стал Airbus. Он объявил о подписании в ходе международного авиасалона в Ле Бурже соглашений, предусматривающих последующее размещение заказов на 280 самолетов общей стоимостью примерно $33,5 миллиардов. Помимо этого, на салоне была достигнута договоренность о продаже еще 40 самолетов Airbus (число и стоимость которых не включены в объявленные выше соглашения) нескольким заказчикам, пожелавшими не предавать огласке свои имена. Достигнутые результаты подтверждают лидерство Airbus в гражданском авиастроении и свидетельствует о восстановлении устойчивого спроса на магистральные самолеты....
Авторские права на данный материал принадлежат «Утро.Ру». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка