О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Вражда друзей и дружба врагов

Россия готова свернуть военно-техническое сотрудничество с Украиной. Обосновывается это стремлением Украины в НАТО, но на самом деле речь идет о жесткой конкуренции двух стран на мировом рынке оружия

"Я хорошо себе представляю, что будет с ВПК Украины после вступления этой страны в НАТО, - заявил в своем недавнем программном интервью министр обороны России Сергей Иванов. - Судьба украинских оборонных предприятий понятна - никто не будет содержать крупные предприятия, выпускающие продукцию, не соответствующую стандартам НАТО. Но степень интеграции украинского и российского ВПК очень высока, и мы должны будем вложить достаточно большие деньги, чтобы избежать всякой зависимости от поставок серьезной продукции и комплектующих из Украины".

А далее он говорил о необходимости повысить оперативную совместимость российских войск с натовскими и утвердить график проведения совместных (с НАТО) командно-штабных учений по противоракетной обороне театра военных действий (ПРО-ТВД). То есть, Россия сама не прочь укреплять интеграцию с НАТО, но когда это делает Украина, из Москвы раздаются угрозы.

Напомним, что накануне президентских выборов из оборонной доктрины Украины были спешно удалены положения о намерении добиться членства в Северо-Атлантическом альянсе и в ЕС. Подобные шаги украинских властей всегда вознаграждались Москвой - два государства успешно договаривались о совместной работе на оружейных рынках третьих стран, о совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, и даже начали подготовку к совместной коммерциализации технологий. Все последние годы эксперты отмечали беспрецедентные успехи украинско-российского военно-технического сотрудничества (ВТС).

Но все же уровень реальной кооперации (особенно в таких сферах как создание ракетно-космической техники и боевой авиации) в последние годы неуклонно снижался. И этот факт наглядно свидетельствовал, что ВТС Москвы и Киева базируется на зыбкой и холодной почве: помня о недолговечности соседской дружбы в столь сложном геополитическом окружении, Россия планомерно выстраивает замкнутые циклы производства ключевых видов вооружений.

Тем временем и Украина официально начала процесс движения в альянс - вступил в силу "План целей" Украина-НАТО на 2005 год в рамках "Плана действий" Украина-НАТО. Реакция Москвы на смену украинской оборонной парадигмы нервозна. Совершенно очевидно, что для нее Североатлантический альянс остается серьезным геополитическим врагом, так что политическая логика здесь бескомпромиссна: друг моего врага - мой враг.

НАТО без тени

До сих пор сотрудничество украинского и российского ВПК характеризовалось парадоксальным сочетанием гармоничного двустороннего сотрудничества ("как в СССР") и жесткого соперничества в третьих странах. Самостоятельный выход Украины на двусторонние соглашения с зарубежными странами (а этот процесс активно пошел с 2001 года) вызывает в Москве весьма острый отклик. Так, уже подписанное соглашение с Бразилией об использовании космодрома "Алкантара" (проект Циклон-4) встретилось с непредвиденными трудностями - бразильцы стали затягивать проект. Как выяснилось, причиной тому стало давление со стороны российских коллег, грозящих в случае допуска украинцев на космодром сократить взаимное сотрудничество в ВПК. Пока трудно сказать, является ли это соперничество следствием растущей активности украинских компаний на внешнем рынке, или же речь идет об особом отношении к Украине команды президента Путина. Скорее всего, сказывается сочетание всех этих факторов.

В любом случае Россия хотела бы видеть Украину на международном рынке только под своим патронажем ("на коротком поводке"). Сближаясь со странами - членами НАТО в сфере ВПК, Россия, как и Украина, рассчитывает на иностранные инвестиции и рынки сбыта, и не хотела бы видеть своего соседа независимым игроком-конкурентом. Так, в апреле в Москве прошли крупные переговоры, которые должны серьезно расширить кооперацию по линии оборонной индустрии между НАТО и Россией. По словам заместителя помощника генерального секретаря НАТО по вопросам регионов, экономики и безопасности Патрика Ардуана, "это не помощь одной стороны другой; когда обсуждение возможных совместных проектов выходит на уровень бизнеса, оно обретает самостоятельную инерцию. Роль Совета - облегчить контакты между предпринимателями". Предприниматели стран НАТО проявили завидный интерес к сотрудничеству с Россией - в Москву приехали представители таких крупных оборонно-промышленных структур как EADS, Thales, Boeing, Finmehannika, Marconi, Rheinmetall. Как видим, сотрудничеством "оборонок" руководит отнюдь не политика, а просто "здоровый" прагматизм.

Одним из мифов, рожденных в психологической схватке двух стран, являются пресловутые стандарты альянса, на которые якобы должен перейти Киев при вступлении в НАТО и которые якобы могут подорвать украинскую оборонку. Но альянс не выдвигает своим потенциальным членам жестких требований по переводу вооружений и военной техники на свои стандарты. Американские F-16 начнут поступать в Польшу в 2006 году, с весны того же года Чехия приступает к эксплуатации шведских самолетов Gripen, с мая 2005 года начались поставки в Венгрию многоцелевых шведских истребителей JAS-39 (Чехия и Венгрия приняли решение об аренде самолетов). Полное обновление авиапарка осуществит Германия: с нынешнего года страна приступает к трехэтапной закупке истребителей Eurofighter. Как видно, поставщики у новых членов альянса разные - главное, чтобы был обеспечен необходимый уровень взаимосовместимости.

Интересно, что Украине одинаково подошли бы российские самолеты Су-30 и американские F-16 (Су-30, в зависимости от комплектации и величины партии, стоит от 32 до 40 млн долларов, в то время как подержанный F-16 обойдется в 70-80 млн.). Но закупать российскую авиатехнику Украине будет целесообразно лишь тогда, когда украинские предприятия будут включены в кооперацию по ее производству. Раньше в экспортных проектах на поставки российских самолетов Су (в Китай и Индию) участвовали четыре десятка украинских предприятий. Сегодня остались единицы.

Пойдешь на Запад, придешь на Восток

Нет сомнения, что прямым закупкам западных вооружений Украина предпочтет военную технику совместного с Россией производства. Членство в НАТО может оказаться препятствием лишь в том случае, если западные предложения будут привлекательнее российских. Сразу поясним - проблема тотального перевооружения украинской армии сейчас не является приоритетом. В условиях стабильного мира Украина намерена значительно сократить армию и свои оборонные расходы. Новая украинская власть честно заявила, что первые шаги по перевооружению Вооруженных сил она сможет предпринять лишь после 2010 года. Среднесрочные перспективы Украины связаны преимущественно с рядом политических и административно-законодательных решений, которые подготовят почву для изменения оружейного облика армии в будущем и продлят жизнь тем вооружениям и военной технике, которые будут обеспечивать функциональность армии в течение ближайшего десятилетия. Но решения об открытии собственного рынка вооружений и военной техники для западных систем, требующих немедленного введения стандартов НАТО, до сих пор нет. Речь идет, прежде всего, о средствах связи и обработки информации, системах управления и целеуказания. Для введения в действие такого решения необходимо не только четко определить технический облик этих систем (проект закупок систем связи для ВСУ, детально рассматривавшийся в 2004 году, так и не запущен), но и законодательная защита своего производителя. Именно такие шаги предпринимали государства, ставшие членами альянса. Только воспользовавшись этим опытом, Украина могла бы приобрести западные системы без потерь - получить в обмен новые технологии и инвестиции. Речь идет о практике компенсационных вкладов западных государств в экономику страны в объемах, потраченных ею на военное оборудование западного производства.

Путь встречных инвестиций успешно пройден рядом государств - членов НАТО. Так, законодательство Польши сегодня предусматривает, чтобы каждый оборонный заказ иностранному производителю больше чем на 5 млн евро сопровождался обратными инвестициями, эквивалентными объему заказа. Причем половина этих средств направляется непосредственно в польский оборонный сектор. Законодательство Чехии требует компенсационных мероприятий на уровне 150 процентов от суммы контракта.

Только в случае реализации в Украине этой схемы (а это пока очень отдаленная перспектива) взаимодействие с Россией действительно войдет в противоречие с западными проектами. А также с проектами, которые украинский ВПК возьмет на себя смелость реализовывать самостоятельно. Например, для многих специалистов версия украинских заводов по самостоятельной (так называемой "малой") модернизации парка МиГ-29 выглядит предпочтительнее покупки у РСК " МиГ " соответствующей лицензии.

Но это - не политика, а частный случай. В целом же Россия и Украина могут (и в будущем могли бы) разрабатывать взаимовыгодные схемы сотрудничества. Например, сегодня Украина поставляет России авиадвигатели для вертолетов.

Перспективными встречными проектами могли бы оказаться организация производства на территории Украины новых учебно-боевых самолетов Як-130 и вертолетов Ка-226/Ка-228, развитие кооперации в пассажирском, транспортном и специальном авиастроении (широкий спектр самолетов от Ан-140 и Ан-148 до военно-транспортного Ан-124). Хотя Россия со скепсисом смотрит на проект Ан-70, являющийся прямым конкурентом российским разработкам, при определенных обстоятельствах (например, при появлении третьего партнера) он тоже мог бы реализовываться в рамках устоявшихся схем сотрудничества. Украине было бы выгодно собирать Як-130 в Одессе - в этом случае доля участия украинских предприятий в проекте возросла бы до 35-40% (с учетом украинских двигателей и работ по сборке). Точно так же России выгодны обслуживание украинской стороной ее ракетных войск стратегического назначения, конверсия ракеты SS-18 в коммерческий ракетоноситель "Днепр", поставки николаевскими производителями газовых турбин для боевых кораблей.

Тонкая настройка

В последние годы расширяются участки, где взаимодействие России и Украины уже невозможно. Нет смысла надеяться на кооперацию в сфере бронетанкостроения или станций пассивной радиоэлектронной разведки, радиолокационных станций или высокоточных средств поражения для танков или мотострелковых подразделений. Здесь оба государства способны разрабатывать и производить оборудование самостоятельно, и сохранившиеся кооперационные поставки, скорее всего, со временем прекратятся вовсе.

По оценкам отечественных и зарубежных военных экспертов, разработчики украинского государственного КБ "Луч"способны создать новую ракету "воздух-воздух" с активной головкой самонаведения для современного истребителя. Причем, по мнению специалистов, ее вполне возможно совместить с бортовой системой самолета западного производства (характеристики ракеты будут соизмеримы с натовскими, например, с американскими ракетами средней дальности AMRAAM). Более того, есть и партнеры, готовые разделить с Украиной финансовые и технические риски. Обладая авиационным оружием, способным поражать цели на дальностях до 80 км, Украина очень существенно усилит защиту своего неба.

Способна Украина самостоятельно оснастить и свой ракетный щит. Хотя планы применения неядерных сил сдерживания являются совершенно секретным документом, далеко не секрет, что основу этого щита составляют ракеты "Скад" - оружие 70-х годов прошлого века. Новые оперативно-тактические ракетные комплексы "Гром" и "Коршун" ныне разрабатываются в Днепропетровске.

Тему высокоточных средств поражения могут дополнить новые управляемые боеприпасы для бронетехники и ракетной артиллерии. Хотя они предназначены для усиления возможностей оружия при непосредственном соприкосновении с противником, участие украинских подразделений в международных миссиях и необходимая готовность к локальным конфликтам делает мобильную и хорошо оснащенную бронетехнику обязательной составной частью вооружений современной армии.

Самодостаточность ВПК Украины и России с каждым годом укрепляется. И Россия тут действует поступательно и последовательно. Так, если раньше Украина поставляла двигатели на практически все российские вертолеты, то с 2001 года Россия начала освоение производства нового вертолетного двигателя ВК-2500.

Несмотря на то, что 12 из 20 самых мощных в мире межконтинентальных баллистических ракет были разработаны в Днепропетровске, ракета "Тополь-М" создавалась Россией без участия украинских специалистов.

Освоила Россия и производство малогабаритных турбореактивных двигателей для крылатых ракет (хотя раньше их традиционно поставлял запорожский "Мотор-Сич"). Точно так же обстоит дело в сфере авиационного вооружения. Россия является производителем боевых самолетов, и для нее действительно целесообразно создавать производство боевых авиаракет (серийный завод находится в Киеве), чтобы иметь на своей территории целостный (или замкнутый) цикл производства боевого авиакомплекса. Правда, на практике это не так просто: например, в производстве истребителей МиГ-29 принимали участие 568 предприятий, и кроме Украины в кооперационных поставках было задействовано еще несколько республик бывшего СССР. Отказаться от такой кооперации тотчас, наверное, вряд ли возможно и необходимо. Приблизительно такая же ситуация - с производством зенитной ракетной системы С-300ПМ: в ней участвуют 103 предприятия, и в том числе - из Армении, Белоруссии и Украины.

Конечно, украинские предприятия не в восторге от постепенного уменьшения уровня кооперации с Россией, но национальные интересы - дело тонкое. И дело тут опять же не в членстве в НАТО - процесс "развода" активно пошел со второй половины 90-х. Новая, прозападная внешняя политика Украины объективно ускоряет эти вполне естественные процессы, что может привести к резкому сокращению объемов ВТС с Россией. Не допустить этого, сохранить существующие цепочки сотрудничества с Россией - и есть стратегическая цель новой украинской власти. Иначе к газовым и нефтяным проблемам, которые вызваны пересмотром многих принципов сотрудничества с Москвой, добавится и системный кризис украинского ВПК, который пока не успел стать по-настоящему сильным и самостоятельным игроком на международном рынке....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка