О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Воздушные рабочие войны

Опыт, замешанный на адреналине, приходит к ним на удивление быстро

Взлетаем. Вертолеты в Чечне ведут себя своеобразно. Казалось бы, только что "восьмерка" спокойно парила на большой высоте, но вот появилась граница республики, и ее поведение тут же изменилось. Она резко упала и теперь уже практически стелется по земле, набирая скорость. Затем начинает перепрыгивать препятствия, ЛЭП или лесопосадки, то взмывая вверх, то опускаясь вниз, да так, что дух захватывает. На открытых участках вертолет совершает непредсказуемые маневры и гулко отстреливает тепловые ловушки. Порой кажется, что большая стрекоза с кем-то невидимым играет в кошки-мышки. Но это вовсе не игра. Безопасность диктует свои условия. После двадцати минут такого экстремального полета летчик устает настолько, что становится как выжатый лимон.

- Добро пожаловать на родную Ханкалу, надеюсь, не очень укачало? - после приземления находит в себе силы шутить командир экипажа.

Пассажиры нервно улыбаются в ответ, благодарят Бога и летчика за то, что эти сумасшедшие воздушные горки благополучно закончились.

…По сей день у вертолетчиков в Чеченской Республике достаточно работы. Трудяги-вертолеты выполняют боевые задачи, ведут разведку в дневное и ночное время, перевозят личный состав, сопровождают колонны и бронепоезда, доставляют в труднодоступные районы десанты. И надо отметить, что все это выполняет сегодня один лишь сводный полк. Он формируется в основном из летчиков и технического персонала авиационных частей, входящих в состав объединения ВВС и ПВО, которое дислоцируется на Северном Кавказе.

Служат летчики по принципу ротации, через каждые полтора месяца сменяя друг друга. Одни из самых частых "постояльцев" в Чечне - вертолетчики из Буденновска, которыми командует полковник Евгений Федоров. Такое положение дел объясняется просто: этот авиационный полк ближе других к Чечне - час лета на "вертушке". Почти так же близко он был расположен и к другим "горячим точкам", которые то и дело вспыхивали на постсоветском пространстве. Наверное, поэтому буденновские вертолетчики вот уже более десяти лет участвуют в урегулировании вооруженных конфликтов по всему Кавказу. В свое время они откомандировывались для выполнения миротворческих задач в Абхазию. Потом были осетино-ингушский конфликт и первая чеченская кампания.

Трагично началась для этого полка вторая контртеррористическая операция. К сожалению, на ее раннем этапе, когда в Дагестан вторглись банды Басаева и Хаттаба, со стороны федеральных войск нередки были случаи несогласованности действий и недооценки сил противника.

Так, в 1999 году ботлихский аэродром, находившийся в опасной близости от передовых позиций боевиков, поначалу не был обеспечен надежной охраной. В результате бандитам удалось скрытно приблизиться к летному полю на расстояние двух километров и уничтожить противотанковыми управляемыми ракетами "Фагот" два вертолета Ми-8. Тогда только чудо спасло жизнь генералу Анатолию Квашнину, в то время замещавшему должность начальника Генерального штаба Вооруженных Сил. Он покинул один из этих вертолетов и вместе с сопровождающими его генералами успел отойти от него всего на несколько десятков шагов, когда за их спиной раздался мощный взрыв. При этом, спасая экипажи горящих машин, погиб заместитель командира полка Герой России подполковник Юрий Наумов.

Тяжелые испытания для военнослужащих полка выпали и в 2002 году. Тогда на вооружении у боевиков имелось большое количество переносных зенитно-ракетных комплексов. С их помощью бандиты пытались активно противодействовать вертолетчикам.

…31 августа экипаж Ми-24, пилотируемый командиром эскадрильи Николаем Володиным и штурманом-оператором капитаном Александром Блохиным, выполнял боевую задачу по сопровождению вертолета Ми-8, доставлявшего личный состав и продовольствие в отдаленную часть, расположенную в высокогорной местности. Над населенным пунктом Бешиль-Ирзу "восьмерка" была обстреляна с земли из стрелкового оружия. Однако Ми-24 успел прикрыть собой перевозивший людей вертолет. Бандиты рассвирепели. Они применили ПЗРК "Игла". В результате прямого попадания ракеты "двадцатьчетверка" получила серьезные повреждения силовой установки и загорелась. Капитан Николай Володин был тяжело ранен, но из последних сил стал уводить горящую машину от горного села. Когда командир потерял сознание, штурман взял управление вертолетом на себя. Ми-24 взорвался в воздухе на расстоянии километра от населенного пункта. Так трагически закончилась шестая командировка на войну экипажа под командованием капитана Николая Володина. Ранее этот офицер был награжден медалью "За отвагу", орденом Мужества, а за последний подвиг ему было присвоено высокое звание Героя Российской Федерации…

Сегодня выполнять боевые задачи стало еще сложнее. На вертолетчиков наложены жесткие ограничения. К примеру, они не могут открывать огонь по населенному пункту, если оттуда по вертолету ведется стрельба. Иначе затаскают по прокуратурам. С другой стороны, летать стало куда спокойнее, возможно, у боевиков уже нет столько денег на закупку дорогостоящих ПЗРК.

Да и сами летчики сегодня уже более осторожны. Сказывается приобретенный за время боевых операций опыт. Теперь вертолеты в Чечне не летают поодиночке - минимум "двойками". Также в обязательном порядке все машины оборудуются специальными устройствами. Для защиты применяют ЭВУ (экранированные выхлопные устройства), снижающие контрастность инфракрасного излучения в 2,2 раза. Против такой тактики боевики бессильны. Все, на что они способны, - ударить очередью по вертолету из крупнокалиберных пулеметов или выстрелить из гранатометов в горной местности.

К слову, особенно опасным считается Аргунское ущелье. Здесь вертолетчикам часто приходится выполнять задачи по сопровождению колонн центроподвоза. Дорога идет по краю обрыва - внизу бурлит река Аргун, сверху нависают отвесные стены гор. Любой неточный маневр, и "вертушка" зацепится винтом за расположенные совсем близко горные кручи. Изумляешься самообладанию летчиков. Это верх мастерства и человеческих возможностей, когда, находясь в таком психологическом напряжении, они ювелирно протискивают боевую машину среди скал, да еще выполняют боевую задачу.

Кроме этого совершенствуются в Чечне охрана и маскировка мест дислокации вертолетов. Взять хотя бы аэродром Ханкала. Он постоянно прикрывается маскировочными дымами. Маршруты предстоящих полетов максимально засекречиваются и продумываются до мелочей. Правда, есть и здесь серьезная проблема. Дело в том, что представители энергетических компаний в Чечне не согласуют план восстановления линий электропередачи с военными. Уже был случай, когда на пути боевого вертолета неожиданно появились не отмеченные на карте ЛЭП. И только мастерство летчиков помогло избежать серьезных последствий.

Сегодня одной из приоритетных задач буденновского полка является боевая подготовка. Особое внимание уделяется обучению молодых вертолетчиков. В основном их "обкатывают" в Буденновске. Так сказать, в тепличных условиях, на "домашнем" полигоне. Здесь они практикуются в переброске тактических воздушных десантов, обучаются приемам посадки-высадки и эвакуации личного состава. А еще их направляют на учебные поля соседней мотострелковой бригады. Там летчики принимают участие, например, даже в батальонных тактических учениях мотострелков, где отрабатывают навыки взаимодействия с наземными силами. Но, наверное, лучше всего молодые вертолетчики постигают науку летать, когда попадают непосредственно в Чечню. Опыт, замешанный на адреналине, приходит, на удивление, быстро.

Летчики из других регионов по-доброму завидуют "буденновцам". У них есть возможность летать. Причем летать много. Ведь фирменный стиль вертолетчиков этого полка - умение работать в горах. Боевая машина на большой высоте в разреженном воздухе ведет себя иначе, чем на равнине. Вертолет вяло реагирует на команды хозяина, становится неповоротливым и будто бы тяжелым. Чтобы в таких условиях управлять машиной, одних теоретических знаний мало. Поэтому летчики практикуются летать в тяжелых условиях местности на полигонах под Нальчиком и Владикавказом. А командование понимает, что тем, кто выполняет реальные боевые задачи, необходимо больше практики, поэтому регулярно выделяет ГСМ.

В вертолетном полку надеются, что в ближайшем будущем к ним начнет поступать еще и новая техника. Ведь их боевые вертолеты постоянно находятся в зоне проведения контртеррористической операции и эксплуатируются в интенсивном режиме. Соответственно сильно изнашиваются.

Кстати, в полк уже поступили первые модернизированные Ми-24ПН. В учебном центре в Торжке управлять ими переучились уже шестнадцать летчиков. Характеристики Ми-24ПН впечатляют. Приставка "ПН" означает всепогодность, возможность действовать ночью, применять все виды управляемого и неуправляемого оружия. Боевая эффективность модернизированного вертолета, по мнению его создателей, почти в два раза выше, чем базового Ми-24.

На таком вертолете помимо прочего установлен еще и бортовой комплекс радиоэлектронного оборудования, который обеспечивает пилотирование в ночных условиях на высотах 50 — 200 метров и высокую точность навигации за счет использования цифровой карты местности, а также имеется ночная тепловизионная прицельная подсистема наведения "Зарево".

Нужно отметить, что такая современная техника не роскошь, а инструмент, с помощью которого летчики профессионально делают свою работу. Даже если буденновские вертолетчики и не находятся в зоне боевых действий, им все равно поступают неожиданные вводные. Юг России - регион особый. Здесь может произойти все что угодно. Так было, например, во время событий в Беслане, когда экипажи дежурили в ожидании вылета на помощь захваченным в заложники детям.

…10 марта 2004 года экипаж вертолета, которым командовал заместитель командира полка по воспитательной работе подполковник Александр Носков, помогал в задержании преступников. Бандиты оказали сопротивление сотрудникам милиции. Как выяснилось позже, они перевозили в багажниках своих внедорожников свыше ста килограммов пластида. Правонарушители попытались скрыться на скоростных машинах в степи на участке дороги Георгиевск - Зеленокумск, однако с воздуха их удалось легко обнаружить…

Каждый раз, когда буденновских вертолетчиков в очередной раз меняют в Чечне их коллеги из Кареновска, Ягорлыка, а также летчики из других армий ВВС и ПВО, они знают наверняка, что еще вернутся сюда. Несколько раз в год их отрывают от семей, чтобы они делали свою сложную и опасную работу. Для них практически родной стала взлетная полоса Ханкалы, возле которой они сначала жили в палатках, а теперь — в благоустроенных общежитиях. В буденновском полку практически каждый вертолетчик награжден государственной наградой, а шестерым из них присвоено звание Героя России....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка