Коммерсантъ
27 июня 2005, 08:56
Пилотов признали истребителями
Во Львове военный апелляционный суд Центрального региона Украины вынес приговор по делу о катастрофе Су-27 на авиашоу в июле 2002 года
Трагедия произошла 27 июля 2002 года во время показательных полетов на праздновании 60-летия 14-го авиационного корпуса над аэродромом Скнылив подо Львовом. Выполняя маневр, истребитель Су-27 потерял высоту, зацепился крылом за землю и рухнул в толпу зрителей. Погибло 77 человек, 292 человека получили травмы разной степени тяжести. Пилоты - полковники Юрий Егоров и Владимир Топонарь - успели катапультироваться.
Первоначальные данные генпрокуратуры Украины показали, что причиной трагедии стали "серьезные просчеты в организации подготовки и осуществления полетов в военно-воздушных силах, и в частности при организации демонстрационных мероприятий". В число подозреваемых в "небрежном отношении военного лица к службе, которое повлекло тяжелые последствия" тут же попали бывший главком ВВС Украины Виктор Стрельников и бывший командующий 14-м авиационным корпусом Сергей Онищенко. В день катастрофы оба офицера специальными указами были уволены с занимаемых ими должностей. Кроме того, тогдашний президент Леонид Кучма своим указом уволил генерал-полковника Петра Шуляка с должности начальника генштаба вооруженных сил.
В итоге перед судом предстали летчики экипажа Владимир Топонарь и Юрий Егоров, руководитель полетов Анатолий Третьяков и его заместитель Юрий Яцюк, ответственный за безопасность полетов на самом аэродроме Анатолий Лукиных и командир военной части, которой принадлежал упавший истребитель, Олег Дзюбецкий.
Летчики, пилотировавшие Су-27, на суде утверждали, что "до последней секунды боролись за машину и за то, чтобы как можно меньше людей погибло". Тем не менее суд решил, что пилоты нарушили пилотное задание, а их руководители не обеспечили должный уровень подготовки и проведения мероприятия, представлявшего серьезную опасность для людей.
В итоге самым суровым приговор оказался для пилотов: командира Владимира Топонаря приговорили к 14 годам лишения свободы и выплате денежной компенсации за нанесенный ущерб в размере 7,2 млн гривен, второго пилота Юрия Егорова осудили на 8 лет лишения свободы и обязали выплатить компенсацию в размере 2,458 млн гривен. Суд счел, что авария произошла в большей степени именно по вине летчиков, пытавшихся выполнить не предусмотренную заданием фигуру высшего пилотажа.
Руководителю полетов Анатолию Третьякову суд назначил наказание в виде шести лет, а его заместителю и руководителю полетами в зоне пилотирования Юрию Яцюку - пяти лет лишения свободы. Кроме того, оба должны выплатить компенсации за причиненный государству ущерб в размере 700 тыс. гривен каждый. К начальнику службы безопасности полетов 14-го авиакорпуса Анатолию Лукиных суд был не столь строг: он получил четыре года лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на два года. А командира авиачасти в городе Озерная Житомирской области, откуда самолет прибыл во Львов, Олега Дзюбецкого судьи оправдали, признав, что в его действиях вообще не было состава преступления.
Четверых осужденных взяли под стражу в зале суда, надели наручники и препроводили в СИЗО (до этого все находились под подпиской о невыезде).
Полковник Владимир Топонарь заявил, что будет подавать кассационную жалобу в Верховный суд Украины: "Я не считаю себя виновным - все было сфальсифицировано, а мои показания извращены". О своем несогласии с приговором заявили и адвокаты других осужденных офицеров.
Как отвечали за катастрофы на авиашоу
19 июня 1965 года на авиасалоне в Ле-Бурже (Франция) итальянский военный самолет Fiat G-91 приземлился на расположенную рядом с ВПП автостоянку. Погибли 9 человек, 12 получили травмы, сгорели 50 автомобилей. Причиной стала выработка топлива, в результате чего самолет не дотянул до ВПП. Ответственность была возложена на погибшего летчика.
24 сентября 1972 года на авиапразднике в Сакраменто (Калифорния, США) истребитель F-86 потерял управление при взлете и врезался в расположенное за торцом ВПП летнее кафе-мороженое. Погибли 22 посетителя, 27 человек были ранены. Пилот Ричард Бингэм катапультировался и получил легкие травмы. Выяснилось, что летчик предпочел взлетать с более короткой взлетно-посадочной полосы для экономии топлива. Пострадавшие подали иск к организаторам шоу с требованием возместить ущерб на сумму более $16 млн, им было выплачено $5 млн во внесудебном порядке.
3 июня 1973 года в Ле-Бурже разбился советский сверхзвуковой самолет Ту-144. Лайнер неожиданно вошел в пике, разрушился в воздухе и упал на город Гуссенвиль. Погибли 6 членов экипажа и 7 жителей города, 32 горожанина получили ранения, повреждены 90 домов. Советско-французская комиссия назвала причиной катастрофы "вмешательство человеческого фактора". СССР выплатил компенсацию в размере 20 млн франков. Главный конструктор КБ Туполева Сергей Егер, руководивший созданием Ту-144, и ряд других сотрудников КБ были уволены.
26 июня 1988 года на авиашоу в Мулхаузе (Франция) аэробус A320, пройдя над ВПП на бреющем полете, не смог набрать высоту, задел деревья и упал. Из 136 человек на борту погибли трое, 98 были ранены. Причиной трагедии стала ошибка в пилотировании. 14 марта 1997 года первый пилот Мишель Асселин был приговорен к полугоду тюрьмы и году условно, второй пилот Пьер Мазьер получил год условно. Кроме того, условные сроки получили трое организаторов авиашоу.
28 августа 1988 года на американской базе ВВС Рамштайн (Германия) проходили показательные выступления итальянской эскадрильи Frecce Tricolori. Из-за ошибки пилотов три самолета Aermacchi MB-339 столкнулись в воздухе и упали на зрителей. Помимо 3 летчиков погибли 67 посетителей, еще 450 человек ранены. Следствие установило, что пилоты не были готовы к выполнению фигур высшего пилотажа на низких высотах. Подано около 1,5 тыс. исков к организаторам выступлений, по которым выплатили $8 млн.
9 мая 1993 года в Нижнем Тагиле во время авиашоу спортивный самолет Як-52 не смог выйти из виража и упал в центре города. Помимо пилота погибли еще 18 человек. Следствие предъявило обвинения начальнику авиаклуба Федору Бушме, который перенес полеты в зону над центром города. В октябре 1994 года его приговорили к шести годам лишения свободы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 8, 2024
Аэрофлот провел дегустацию "Вино на высоте"
Ноябрь 5, 2024
Конференция по воздушному праву: успех обусловлен слаженной профессиональной игрой всех участников мероприятия
Ноябрь 11, 2024
Новый терминал аэропорта Иркутска нельзя эксплуатировать
Ноябрь 11, 2024
Около аэропорта Внуково водители стали реже нарушать правила остановки