О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Выставка в Ле Бурже как подготовка к "МАКС-2005"

Российские авиафирмы приберегают новинки к авиасалону в Жуковском

Основным натурным образцом российской авиатехники на авиасалоне в Ле Бурже был Су-27СКМ, весьма успешно отлетавший демонстрационную программу. У других фирм нашлись объективные и субъективные причины, по которым решений о демонстрации на парижском салоне "живых" машин не принимали. В частности, ОАО "ОКБ им. А.С. Яковлева" и Корпорация "Иркут" не вывозили в Париж Як-130 с целью безусловного выполнения госконтракта, программы Государственных испытаний и сроков поставки нового учебно-тренировочного самолета российским ВВС. Зато на МАКСе-2005 можно будет увидеть целых два Як-130 как на статической площадке, так и в полете.

На сегодняшний день, как сообщил на пресс-конференции в ходе салона генеральный директор - генеральный конструктор ОКБ им. Яковлева Олег Демченко, занявший 24 июня пост президента НПК "Иркут", Як-130 является приоритетной программой предприятия. Построено уже два самолета этого типа, сейчас, как сообщил Олег Демченко, в окончательной сборке находится третья машина. За 2004 г. полностью проведены заводские испытания самолета, и два Як-130 вышли на этап совместных Государственных испытаний с Министерством обороны РФ. Третий самолет поднимется в воздух в октябре, а в декабре будет представлен для испытаний комплекса вооружения. По словам Олега Демченко, до конца 2005 г. планируется получить предварительное заключение ВВС России по этой машине. Наличие трех самолетов позволит закончить полный объем государственных испытаний в 2006 г. В апреле был подписан контракт с Министерством обороны России на изготовление установочной партии Як-130 в количестве 12 машин. 4 машины необходимо изготовить в 2006 г. и 8 - в 2007 г. Олег Демченко отметил, что средств, выделяемых государством на программу Як-130, вполне достаточно, чтобы построить эти 12 самолетов.

Машины из установочной партии для ВВС РФ будут учебно-боевыми. ОКБ им. Яковлева предлагает также использовать Як-130 в вариантах чисто тренировочного, легкого ударного самолета, самолета-постановщика помех и разведчика. Также Як-130 может быть использован в качестве платформы для создания беспилотного разведывательно-ударного летательного аппарата. Олег Демченко отметил, что беспилотная тематика, являющаяся одной из профильных для яковлевской фирмы, по-прежнему остается очень перспективным направлением развития. В этой связи объединение усилий ОКБ им. Яковлева и корпорации "Иркут" оказалось очень полезным. Олег Демченко заявил, что на предстоящем авиасалоне МАКС-2005 посетителям будут представлены новые наработки в области БЛА.

Касаясь экспортных перспектив Як-130, Олег Демченко отметил, что в современных условиях глупо делать самолет только для внутреннего рынка. По прогнозам экспертов, в течение ближайших 10 лет будет списано около 2 тыс. учебно-тренировочных и учебно-боевых самолетов. "Если мы завоюем хотя бы 30-40% этого рынка, проект Як-130 (с точки зрения бизнеса) можно будет считать полностью состоявшимся", - заявил Олег Демченко. Он также отметил, что в настоящее время ведутся переговоры с рядом стран Юго-Восточной Азии о возможности поставок Як-130.

Отвечая на вопрос о возможных конкурентах Як-130 среди УТС нового поколения, Олег Демченко заявил, что создающиеся в Китае машины этого типа нельзя считать конкурентами Як-130, поскольку они являются сверхзвуковыми (имеется в виду учебно-боевой самолет углубленной подготовки L-15), а индийская программа HJT-39 в ее нынешнем виде также не может составить конкуренцию Як-130. Однако ОКБ им. Яковлева готово к сотрудничеству с Дели в деле создания новых учебно-тренировочных и учебно-боевых машин, отметил Олег Демченко.

По всей видимости, основными конкурентами Як-130 на внешнем рынке можно считать российский же МиГ-АТ, а также итальянский М346. Продукт Aermacchi, первоначально являвшийся близнецом Як-130, на прошедшем салоне в Ле Бурже был представлен впервые. Демонстрировался на статической площадке и летал второй экземпляр М346. Этот самолет имеет неплохие перспективы в Европе. Первым его получит Греция, ведутся переговоры также с Польшей, Португалией, Францией, Швецией и Германией. Продвижение М346 на внеевропейские рынки отложено на более позднее время.

Кроме реактивного УБС, яковлевская фирма работает также над созданием легкого поршневого самолета первоначального обучения Як-152. Помимо современного пилотажно-навигационного оборудования, он будет оснащен системой катапультирования СКС-94М, которая обеспечивает аварийное покидание самолета членами экипажа. Як-152 наравне с наземным пилотажным тренажером должен войти в учебно-тренировочный комплекс Як-130.

Вторым по важности проектом ОКБ им. Яковлева является создание семейства ближне- и среднемагистральных пассажирских самолетов МС-21. Олег Демченко сообщил, что в этом году подписан контракт с агентством по промышленности и начато финансирование эскизного проекта этого лайнера. Основными критериями при его создании являются повышенный комфорт для пассажиров и низкая стоимость эксплуатации при обеспечении высокого уровня безопасности полета.

Сейчас готовы полноразмерные макеты пассажирского салона и кабины пилотов. Как отметил Олег Демченко, ведется работа по выбору комплектующих, прорабатываются различные варианты БРЭО, в том числе иностранного производства. Когда определится статус этого проекта и его рыночные перспективы, начнется рабочее проектирование. На сегодняшний день судьба МС-21, как отметил Олег Демченко, зависит от создающейся Объединенной авиастроительной компании.

В этом году планируется провести тендер по выбору двигателя для МС-21. Предполагается, что в нем примут участие три конкурента: ПС-12 пермского ОАО "Авиадвигатель", российско-украинский мотор, представляющий собой модифицированный Д-436, и новый двигатель, который заложен ЦИАМом совместно с "Пермскими моторами". В случае успешного развития проекта МС-21 производство этого лайнера планируется развернуть на НПК "Иркут" в кооперации с ВАСО....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка