Независимое военное обозрение
1 июля 2005, 11:23
Полк "Нормандия-Неман" потряс французских асов
Они восхитились героизмом своих соплеменников и умением российских коллег летать в любых социальных условиях
Идея свозить французских военных авиаторов к их коллегам в Голенках пришла в голову депутату Мосгордумы полковнику-"афганцу" Александру Ковалеву. В полк "Нормандия-Неман" и другие части на Дальнем Востоке он собирался по поручению мэра Москвы Юрия Лужкова в рамках шефской помощи, которую столица регулярно оказывает российским военнослужащим в разных регионах России и СНГ. Ковалев привозит в полки или в пограничные отряды не только то, чем их не в силах обеспечить Минобороны или Погранслужба ФСБ (компьютеры и прочую оргтехнику, холодильники, стиральные машины, кондиционеры, приборы ночного видения и т.п.). Он берет с собой еще и артистов.
С руководством ВВС вопрос согласовали без проволочек. Французов было трое. Полк "Нормандия-Неман" представляли командир этой части 37-летний подполковник Кристов Тэш и его помощник лейтенант Эрик Фонтэн (он же переводчик). А сопровождал их военно-воздушный атташе посольства Франции в России подполковник Пьер Катто.
Летчики-"нормандцы" заметно отличались от своего атташе в форме одежды. Главным образом - разноцветными (красный, зеленый, белый) шнурами аксельбантов (у атташе аксельбант был тоже "многошнурочный", но исключительно желтый). Такая "петушиная" раскраска у комполка и его переводчика не с потолка. Красная лента означает, что полк награжден орденом Почетного легиона (именно за участие в Великой Отечественной войне). Зеленая - это еще какая-то награда за участие в боевых действиях еще в какой-то стране (лейтенант Фонтэн, к сожалению, запамятовал, в какой, а может, умышленно умолчал о последней: мало ли, кто за что сражался и как к этому относятся в России). Ну, а белый шнур… в общем, он тоже что-то означает.
Стоит заметить, что сорокалетний командир 18-го гвардейского Витебского дважды Краснознаменного ордена Суворова II степени штурмового авиационного полка "Нормандия-Неман" гвардии полковник Александр Ульянов куда более подробно знал историю своей прославленной части.
С аэродрома "Чкаловский" штабной Ту-154 вылетел точно по расписанию. "Пронзали" Россию (с посадками на дозаправку в Новосибирске и Чите) часов десять, и это произвело на французскую тройку определенное впечатление. "Да, - сказал кто-то из них уже в Чите (до Уссурийска оставалось 3 с половиной часа лету), - ваша страна никогда не перестанет быть великой".
"Полетали" на земле
Из Хабаровска приветствовать гостей лично прилетел командующий 11-й армией ВВС и ПВО генерал-лейтенант Игорь Садофьев, из Владивостока от имени губернатора края Сергея Дарькин приехал заместитель руководителя аппарата краевой администрации Олег Мельников. Он вручил обоим командиров полков приветственные адреса .
На летном поле полка состоялась церемония встречи коллег-"нормандцев". Все как положено: вынос знамени, речи о традициях и героях, репортеры, прохождение полка торжественным маршем. Потом тут же приглашенные десантники с нанесенными на лица маскировочными полосами показали натовским летунам, на что горазда российская небесная пехота. Шоу с выбиванием ножей, "уворачиванием" от пистолетных и автоматных пуль, разбивание досок и кирпичей и расколачиванием бутылок о крепкие головы произвели на французов неизгладимое впечатление. Если на родине им внушают, что российская армия после развала СССР - это "колосс на глиняных ногах", то после выступления крутых парней натовцы должны были в этом основательно разубедиться.
Поодаль стояли два штурмовика Су-25. Летчики из Франции надолго засели в кабинах, надели шлемофоны. Командарм Садофьев и комполка Ульянов лично объясняли им, "что это за хреновины", которые позволяют управлять самолетом. По лицам французских асов было видно, что они не прочь были бы опробовать "грача" и в воздухе.
Полеты были запланированы на следующий день, но взмыть в небо на российском штурмовике французам так и не дали - висела очень низкая облачность и целый день лил обложной дождь.
У себя на родине французы летают на Mirage F-1ТТ. Это также штурмовики. В одноименном полку их, по словам подполковника Тэша, 16 единиц, "а через месяц-полтора будет 23".
Легендарный полк
В месте расквартирования легендарной части подполковники Тэш и Катто и лейтенант Фонтэн могли подробно ознакомиться с музеем полка и убедиться в том, что здесь свято хранят память о героических французских летчиках. Имя одного из них - Героя Советского Союза старшего лейтенанта Марселя Лефевра, командира одной из эскадрилий в годы войны, - навечно занесено в списки легендарной авиачасти в Голенках. Вообще же Героями стали четверо французских пилотов.
Сформированный в Хабаровском крае в 1938-м, полк после войны был передислоцирован в Приморье. В 1950-1951 годах его летчики участвовали в воздушных боях в Корее, были погибшие. Воевали и в Афганистане. В 1998-м два аса разбились в Таджикистане, где в составе авиагруппы "грачей" выполняли задачи по прикрытию границы и обеспечению наземных действий 201-й дивизии…
Жаль только, что многие фотоэкспонаты за давностью лет потеряли свой первоестественный вид: выцвели, поблекли… Странно, что никто не надоумит руководство полка и не поможет ему отреставрировать эти фото, пока они не утратились окончательно. Тем более что компьютерные технологии это более чем позволяют, и стоит недорого...
Комполка Кристов Тэш, покачивая головой, признался корреспонденту "НВО": "У нас во Франции при полке "Нормандия-Неман" тоже есть музей. Но в русском музее я открыл много нового для себя. Не устаю восхищаться мастерством и отвагой наших ветеранов, которые на таких самолетах могли совершать такие выдающиеся подвиги".
Впечатления на контрасте
Французов поселили в военную гостиницу, где не было горячей воды. Вернее, она была, но ее почему-то не давали. "Гейзер забил", только когда депутат Александр Ковалев, которого поселили сюда же, чисто по-российски крикнул в коридоре: "Да дадут нам наконец горячую воду или нет?!" Гости из Франции смотрели на него, как на чудотворца…
Похоже, Голенки (которые по меркам российских военных считаются еще не самой худшей "дырой" в Приморье) на них вообще произвели впечатление. Соответствующее. И под стать тому, что подполковник Тэш сказал о подвигах во время Великой Отечественной, он примерно то же сказал о житье-бытье и службе своих современных российских коллег. "Условия на Дальнем Востоке, конечно, сложные. Но самое главное для меня состоит в том, что российские летчики в состоянии выполнять те задачи, которые перед ними стоят".
Полк как он есть
Вообще, если не считать свежеокрашенного пола в музее, гостям из Франции отнюдь не пытались как-то втереть очки. Равно как и не извинялись за "временные неудобства": у нас так, как есть, и не иначе…
И французы могли узнать о 18-м гвардейском авиаполке то, что узнал корреспондент "НВО" из уст его 40-летнего командира гвардии полковника Александра Ульянова. Вот его слова, из которых все ясно и без комментариев:
- На Су-25 полк перевооружился в 1993 году. По штату в полку 30 самолетов и более 200 человек личного состава. Из них летчиков - 43 человека. Полк двухэскадрильный. Самолетный парк у меня сейчас боеспособный, авиатехника в боеготовности. Однако 50% самолетов находится на приколе. Ощущается нехватка запасных частей, блоков, двигателей... Большие проблемы с горюче-смазочными материалами, не хватает не только керосина, но и бензина, и дизтоплива. Ведь средства наземного обеспечения, те же топливозаправщики, пожарные машины, транспорт для личного состава, который доставляется на аэродром, работает на бензине. Лимит ограничен.
Нынешние наши задачи - это подготовка и поддержание уровня натренированности летного состава как в простых, так и в сложных метеоусловиях, в одиночных полетах и в составе пары. Налет у летчика за прошлый год составил от 20 часов. Максимальный - 60 часов. При норме на нашем типе самолета - 20 часов в год. Норма урезана. Это - ничего (не в смысле, что "это еще ничего", а ни-че-го), это лишь для поддержания навыков. Когда я был лейтенантом, норма составляла 40 часов в год. У меня как у командира полка и у летчиков-инструкторов налет повыше - 60-70 часов. Это тоже мало, потому что были годы, когда я налетывал свыше 100 часов. Ежегодно у группы летчиков по 4 месяца бывает командировка в Таджикистан. Там полетов больше. И благодаря Таджикистану мы немножко подтягиваем налет.
Налет лейтенантов, приходящих из училищ, составляет 100 - максимум 120 часов за 5 лет учебы. Когда я выпускался из авиаучилища, мой налет составлял 250 часов за 4 года учебы. А сейчас начинают летать только с 3-го курса, а первые два года будущие летчики занимаются изучением общественных и общеобразовательных дисциплин. Из-за всего этого задачи, стоящие перед нашим полком, если по большому счету брать, могут быть выполнены (тут командир замялся) также процентов на 50.
Тем не менее полк всегда принимает участие в учениях, которые проводятся на Дальнем Востоке, в частности, в Приморье. Но не всеми силами. Обычно за некоторое время до учений определяется летный состав, который будет участвовать, и ему дается дополнительная подготовка.
Большинство жен офицеров и прапорщиков - домохозяйки. Потому что Голенки - это просто село и устроиться на работу здесь некуда. После повышения 1 марта летчики получают начиная от 6 тысяч рублей у лейтенанта и заканчивая командиром полка, который получает с учетом пайковых 22 тысячи рублей.
Впечатления от французов лично у меня такие. Они нормальные ребята. Такие же летчики, как и мы. И нас сближает главное - любовь к небу, умение летать. Ну и еще, не побоюсь этих слов, - любовь к своей Родине. Во Францию, посмотреть их полк "Нормандия-Неман", они меня не приглашали, а сам я напрашиваться не хочу. Зарплатой их не интересовался, но, полагаю, она вряд ли эквивалентна моей…
Корреспондент "НВО" прямо спросил подполковника Тэша, сколько он получает. Комполка, прежде чем ответить, переговорил со слушавшим наш диалог своим военно-воздушным атташе подполковником Катто. И, как стало ясно, тот запретил давать информацию. Тэш зачем-то пустился в рассуждения на счет соотношения цен на хлеб и аренду помещений в Москве… Пришлось спросить, сколько он отдает жене, но французы "юмора не поняли" и категорически отказались отвечать. Любопытно, что даже в интернете нельзя обнаружить никаких "денежных данных" французских летчиков. Может, действительно от жен скрывают?
Зато тайны из годового налета летчиков французского полка "Нормандия-Неман" подполковник Тэш не делал: "Мы тренируемся по натовским стандартам, и, как правило, каждый летчик полка налетывает не менее 180 часов в год…"...
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 12, 2024
Аэрофлот запускает модную коллаборацию с российским брендом MONOCHROME
Декабрь 9, 2024
XXIII встреча участников Авиационного пресс-клуба состоялась в Москве
Декабрь 12, 2024
Польша закупает в США БПЛА MQ-9B SkyGuardian
Декабрь 12, 2024
Вылетевший из Еревана в Нижний Новгород самолет вернулся в аэропорт Звартноц