Утро.Ру
6 июля 2005, 12:54
В небе России борются все против всех
Либерализация воздушного транспорта в России, как и прочие демократические преобразования в нашей стране, не принесла ничего хорошего. Началась война авиакомпаний
Впрочем, перевозчики тоже не отстают и порой демпингуют для того, чтобы завоевать удобный маршрут. Именно так поступила авиакомпания "Сибирь" по отношению к "КрасЭйр" на рейсе Красноярск - Москва - Красноярск. Во всяком случае, это утверждает губернатор Красноярского края Хлопонин, который полагает, что как только "Сибирь" выдавит "КрасЭйр" с рынка, цены снова вырастут. "Это олигархическая война на уровне авиаперевозчиков", отметил губернатор. Хотя под нажимом чиновников из Росавиации "Сибирь" и отказалась от этой идеи, думается, дальнейших попыток попасть на желанный маршрут она не оставит.
Кроме того, российские авиакомпании безнадежно борются против повышения цен на топливо и ГСМ. Тот же "Аэрофлот" платит за 1 т керосина уже $485. По словам руководителей авиакомпании, цены на топливо увеличились по сравнению с прошлым годом на 57%. Хотя данная тенденция и отражает мировую, российским авиаторам это вряд ли может служить утешением. Антимонопольные службы РФ не в состоянии справиться с картельными соглашениями российских нефтяных компаний и только в бессилии разводят руками.
Отечественные авиакомпании столкнулись и с конкуренцией западных авиаперевозчиков и авиакомпаний СНГ. Только в этом году сразу несколько "варягов" объявили о выходе на российский рынок или о намерении сделать это в ближайшее время. 20 июня немецкая авиакомпания Germanwings открыла полеты в Россию по маршруту Берлин - Москва, а 16 июля осуществит первый рейс Кельн/Бонн - Москва. Germanwings - первая западная low-cost авиакомпания, которая начнет осуществлять полеты в московский аэропорт "Внуково". Ее руководство заявило о том, что связывает большие ожидания с приходом на российский рынок и намерено в дальнейшем расширять свое присутствие здесь. Как предполагается, цена билета в один конец составит около $100, что гораздо ниже стоимости билетов отечественных перевозчиков, дискаунтеров среди которых пока нет вообще. Чтобы сохранить рентабельность работы, немецкой компании достаточно обеспечить среднюю цену билета в границах 60-80 евро на всех выполняемых ею маршрутах. Другая "бюджетная" авиакомпания - норвежская Norvegian No - заявила о намерении осуществлять прямые рейсы между Россией и Норвегией по маршруту Осло - Санкт-Петербург - Осло. Американская Delta открыла новый маршрут между Атлантой и Москвой. Эта авиакомпания (единственный на данный момент американский перевозчик, летающий в Россию) стала прямым конкурентом "Аэрофлоту". Крупнейшая китайская авиакомпания China Eastern начала регулярно летать в Москву из Шанхая. И, естественно, ее главным соперником также стал наш "Аэрофлот". Немецкая Lufthansa не исключает возможности создания вместе с российскими партнерами региональной авиакомпании для осуществления авиаперевозок на территории России. И, наконец, испанская Spanair в апреле этого года начала выполнение чартерных полетов в Домодедово.
Что может противопоставить этой экспансии Россия? Практически ничего: ни новых самолетов, ни лучшей культуры обслуживания. Российские авиакомпании проигрывают зарубежным по большинству показателей конкурентоспособности: технической оснащенности, способности ее поддержания, уровню сервиса, маркетингу. По мнению Натальи Кирилловой, заместителя начальника отдела Управления надзора за аэропортовой деятельностью, организацией воздушного движения и перевозок ФСНСТ РФ, российским авиаперевозчикам в настоящее время противостоят не отдельные западные авиакомпании, а Евросоюз, состоящий почти из двух десятков государств. И бороться с ним можно только на государственном уровне. Поэтому для начала необходимо разработать новое типовое соглашение, которое бы учитывало изменения в российском законодательстве, стандарты и рекомендации ИКАО в области авиационной безопасности, безопасности полетов, упрощения формальностей. То есть, надо провести актуализацию нормативно-правовой базы, регулирующей международные авиаперевозки, привести ее в соответствие с реальной рыночной ситуацией. В сложившихся же условиях переговорная политика уполномоченных государственных органов в области гражданской авиации, к сожалению, носит скорее оборонительный характер и направлена на сдерживание экспансии иностранных авиаперевозчиков на российский рынок, а также, учитывая обширные размеры и географическое положение России, на развитие транзитных маршрутов для полетов над ее территорией. Безусловно, либерализация рынка воздушных перевозок необходима и неизбежна, и оставаться в течение длительного времени безучастной к происходящим на международном авиарынке изменениям Россия не сможет. Однако принимать "правила игры" в полном объеме стоит лишь тогда, когда российские авиакомпании смогут на равных конкурировать с сильными иностранными конкурентами и диктовать собственные рыночные условия....
Авторские права на данный материал принадлежат «Утро.Ру». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции