Московский комсомолец
12 июля 2005, 11:39
"Ночные ведьмы" возвращаются
Главком ВВС России В. Михайлов заявил на днях, что ВВС России приступили к испытательным полетам нового всепогодного вертолета Ми-28H "Ночной охотник"
Такую машину давно ждали в войсках. Особенно - в Чечне. Там вертолеты применялись исключительно в дневное время, так как ночью ничего "не видели". Днем федеральные войска брали ситуацию под контроль, а ночью на этой территории вновь хозяйничали боевики.
Работы по "ночному" вертолету начались еще в 1997 г., но постоянно затягивались из-за жесткой конкуренции двух схожих проектов: Ка-50 "Черная акула" (фирма Камова) и Ми-28Н "Ночной охотник" (фирма Миля). Борьба шла с переменным успехом: то 80 млн. бюджетных рублей выделяли "Акуле", а "Охотнику" - лишь 50, то наоборот. Пока наверху спорили, вертолеты в войсках старели и бились.
Еще два-три года назад проект Ми-28Н висел на волоске. Он серьезно проигрывал конкуренту и по техническим характеристикам, и по степени готовности. Однако сейчас за его судьбу можно уже не беспокоиться. Под свое мощное крыло его взял глава Рособоронэкспорта Сергей Чемезов. При поддержке Кремля он создает вертолетостроительный холдинг. Ми-28Н - одна из главных его программ. Под нее ожидается золотой бюджетный дождь, так как эта машина должна прийти на смену Ми-24 - самому массовому вертолету в мире.
Ми-28Н умеет видеть в темноте, стрелять, маскироваться в ущельях и руслах рек - чтобы не достали средства ПВО, подкрадываться к противнику на высоте всего в 5-10 метров со скоростью 300 км/ч.
О том, как на Ростовском вертолетном заводе идет работа над "Ночным охотником", "МК" попросил рассказать замгендиректора предприятия, в прошлом командующего армейской авиацией, Героя Советского Союза Виталия Павлова:
- В Ми-28Н нет ни одной иностранной детали. Все делается исключительно российскими предприятиями. Работа по вертолету находится под личным контролем президента Путина. И каждые 3-4 месяца мы докладываем ему, что сделано.
- А денег он вам много выделил?
- Нам заплатили за три машины, но завод решил, что Ми-28Н - дело перспективное, и вложил собственные средства в создание еще двух машин. На днях один из заводских вертолетов отправится на коломенский полигон, где будет стрелять ночью. Днем у него проблем уже нет.
- Значит, на следующий год Ми-28Н поступит в войска?
- Вряд ли. Он еще будет проходить испытания, которые рассчитаны месяцев на девять. И никто не имеет права передать вертолет в войска, пока наши специалисты не дадут заключения о том, что он соответствует тем параметрам, которые закладывали конструкторы. Скорее всего заключение экспертов по первым машинам будет сделано к 2007 году, тогда их и запустят в серию. Думаю, это будет порядка пяти машин - на большее у ВВС нет денег. Трудности со сроками возникают еще и потому, что за последние годы потеряны многие малые заводы, которые поставляли различные мелкие детали. А без них боевую машину не сделать. Ведь в создании вертолета участвует более 500 смежников. К примеру, нет шланга гидронасоса, который выдерживает давление до 160 атмосфер. Можно, конечно, заказать его там, где делают шланги для тракторов, но они умеют делать лишь такие, которые держат 4 атмосферы. Чтобы этому предприятию добиться нужного качества, потребуется год-два, технология-то утеряна. Но мы спешим, догоняем наших американских конкурентов - фирму Сикорского с их АН-64D Apache Longbow. Сегодня мы только года на 3-4 отстаем, а недавно отставали на 10. Думаю, скоро догоним их и перегоним.
Справка МК
В состав вооружения Ми-28Н входит сверхзвуковая высокоточная управляемая ракета "Атака", которая поражает танки с динамической защитой брони, а также воздушные цели, и сверхзвуковая управляемая ракета "Игла" класса "воздух-воздух". Вертолет снабжен пушечной установкой калибра 30 мм. Кабина экипажа полностью бронирована и выдерживает прямое попадание бронебойно-зажигательных пуль калибра 12,7 мм и снарядов калибра 20 мм....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский комсомолец». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции