Коммерсантъ
13 июля 2005, 09:39
Летучий вьетнамец
В Домодедово совершил посадку Boeing 777-200 авиакомпании Xangxong Vietnam. На протяжении почти двух часов, пока самолет находился в российском воздушном пространстве, его считали нарушителем
Самолеты Boeing 777-200 авиакомпании Xangxong Vietnam совершают регулярные рейсы из Ханоя в Домодедово и обратно дважды в неделю - по вторникам и четвергам. Однако, как выяснилось, вьетнамцы своевременно не подали заявку на выполнение рейса #525 в центр планирования и регулирования потоков воздушного движения, входящий в состав Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) России. Поэтому, когда вчера в 5.34 по московскому времени Boeing вошел в воздушное пространство РФ со стороны Казахстана, российской ПВО он был идентифицирован как самолет-нарушитель.
Об этом незамедлительно был поставлен в известность Самарский районный центр ЕС ОрВД, размещенный в самарском аэропорту Курумоч. Военные потребовали от гражданских диспетчеров задержать машину в небе ("поставить самолет в зону ожидания") до выяснения причин ее несанкционированного появления. Но после радиопереговоров с командиром Boeing самарские диспетчеры разрешили лайнеру полет на Москву, взяв его на управление вопреки действующим правилам использования воздушного пространства РФ. Это произошло несмотря на то, что начальник смены военного сектора ЕС ОрВД в Курумоче запретил использование воздушного пространства самолетом-нарушителем, дал указание гражданским диспетчерам на выдворение лайнера за пределы воздушного пространства России и объявил по нему сигнал "режим" (то есть Boeing был признан нарушившим существующий режим совершения полетов).
Впрочем, в дальнейшем военные не стали принимать практических мер ни по уничтожению нарушителя, ни по его выдворению за пределы воздушного пространства РФ (по сведениям Ъ, истребители на перехват Boeing не поднимались). В итоге в 7.01 вьетнамский лайнер совершил посадку в Домодедово, а еще через несколько часов, уже имея необходимое письменное разрешение на полет, отправился обратно в Ханой.
Спустя восемь часов после инцидента Минобороны передало в "Интерфакс-АВН" заявление, в котором отмечалось, что должностные лица гражданского сектора управления воздушным движением в условиях существующих угроз терроризма, в том числе с применением летательных аппаратов, совершили действия, которые могли привести к обострению ситуации и провоцированию органов ПВО России на решительные действия с необратимыми последствиями. В качестве примера подобных действий военные упомянули инцидент в сентябре 1983 года, когда над Японским морем самолетом-перехватчиком Су-15ТМ был сбит нарушивший воздушное пространство СССР лайнер Boeing 747 южнокорейской авиакомпании KAL и погибли 269 пассажиров.
В ВВС вчера комментировать случившееся отказались, заявив, что управление воздушного движения Минобороны находится в подчинении начальника Генштаба. В Генштабе также отказались от комментариев, заметив лишь, что этот инцидент уже в среду "станет предметом разбирательства между Минобороны и госкорпорацией по организации воздушного движения, находящейся в ведении Минтранса РФ". Причина столь жесткой реакции военных на рядовой, по мнению источника Ъ в Минтрансе, инцидент кроется в стремлении Минобороны играть доминирующую роль в воздушном пространстве РФ. Военные же уверены, что случившееся свидетельствует о системном недостатке существующей единой системы организации воздушного движения, вытекающем из ее межведомственного построения и отсутствия единого руководящего органа.
Особое внимание военных к вьетнамскому лайнеру, возможно, было связано еще и с тем, что незадолго до него примерно в том же районе пролетел самолет Владимира Путина, приземлившийся в Астрахани в 1.45 во вторник. А согласно правилам, введенным в России после атаки террористов на США 11 сентября 2001 года, трасса, по которой следует борт #1, должна быть "расчищена" от всех посторонних самолетов не только до пролета президентского лайнера, но и в течение нескольких часов после его посадки....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 11, 2024
Группа "Аэрофлот" объявляет операционные результаты за ноябрь 2024 года
Декабрь 10, 2024
Дарим новогодние чудеса с Аэрофлотом
Декабрь 10, 2024
Самые востребованные новогодние направления Аэрофлота
Декабрь 10, 2024
Аэрофлот стал победителем национальной премии Russian Traveler Awards 2024