АвиаПорт.Ru
17 июня 2005, 12:13
В России обсуждают электронный билет
Во второй день работы конференции "Транспортные услуги: технологии и искусство продаж" обсуждались проблемы внедрения электронного билета
По планам этой международной организации, 40% агентств, работающих с нейтральными билетами в системе BSP, должны уже к концу 2005 г. перейти на E-Ticket. К концу 2006 г. эта цифра возрастет до 70% и к концу 2007 г. произойдет полный отказ от бумажных билетов. Для компаний это означает снижение издержек, так как приведет к экономии на оформлении каждого билета в среднем в размере $9. Но есть авиакомпании, где эта разница может быть в несколько раз меньше. Так как в среде BSP ежегодно продаются более 300 млн. билетов, то суммарная экономия составит почти $3 млрд., а в условиях жесточайшей конкуренции между авиакомпаниями, те, кто не перешел на E-Ticket, может потерять клиентов. В конечном итоге, с вводом этой технологии будет достигнута полная автоматизация производства и продажи билетов.
Что же E-Ticket приносит пассажиру? Во-первых, исчезает вероятность потери или кражи билета, во-вторых, не надо стоять в очередях, чтобы получить заранее забронированный билет. У туристических агентств отпадает необходимость иметь курьерскую службу по доставке билетов клиентам на дом, сокращаются почтовые расходы по их отправке.
Почему же при таких достоинствах E-Ticket не доминируют на рынке. Причины здесь как психологического, так и законодательного характера. Пассажир не получает на руки документ строгой отчетности, а распечатку E-Ticket бухгалтерии во многих странах не принимают к оплате. Так как такой билет можно распечатать дома на принтере, то пограничные и таможенные службы также отказываются рассматривать его как официальный документ. Поэтому авиакомпании вынуждены проводить большую работу со всеми упомянутыми органами, которая к настоящему времени обычно оканчивалась успехом. Но это процесс, растянутый во времени. Мешает внедрению E-Ticket и наличие у авиакомпаний различных систем регистрации билетов. Внедрение же новых, в которых действуют эти билеты, стоит значительных денег и при незначительном пассажирообороте не покрывает указанные $9 экономии на каждом билете. Кроме того, авиакомпании, имеющие много Интерлайн-соглашений, должны сделать их доступными для обработки в электронном виде. Однако опыт показывает, что авиакомпании, перешедшие на E-Ticket, проводят глобальный аудит этих соглашений и отказываются от экономически не выгодных. Это уже само по себе приносит им экономию.
По мнению докладчиков, есть несколько ложных концепций, утверждающих, что глобальные продажи билетов через Интернет не выгодны, а введение магнитной полосы ATB требует дополнительных затрат. Что касается туристических агентств, значительная часть выручки которых получается от комиссии за проданные билеты, то E-Ticket устраняет этого посредника.
Так как система продаж авиабилетов BSP нацелена на 100-процентную продажу E-Ticket, то были проведены исследования среди авиакомпаний, использующих эту систему на готовность перехода на E-Ticket. Проникновение таких билетов на март 2005 г. в среднем по миру составило 30%. К концу года ожидается удвоение этой величины. В США через по систему ARS продаются уже 87% билетов, в Канаде и на Бермудах - 86%. А в Малайзии - менее 1%.
Проведенный IATA в ноябре 2004 г. опрос авиакомпаний показал, что 7% их полностью готовы к переходу на E-Ticket, включая интерлайн-соглашения, 13% уже продают, но вне рамок этих соглашений. Не продают E-Ticket, но работают над их внедрением - 5%, а у 75% авиакомпаний нет таких планов (в эту цифру включены компании, от которых ответ не был получен).
В настоящее время IATA разработала и осуществляет проект упрощения бизнеса, связанного с E-Ticket. Он состоит из 2-х фаз. Первая закончилась в мае этого года и показала существенный сдвиг с решением проблемы E-Ticket. Уже 13% авиакомпаний полностью готовы на переход к таким билетам, развернули работы - 21%, имеют план их внедрения- 21% , а 27% - по-прежнему не готовы. Вторая фаза предусматривает изучение каждой из указанных выше групп и анализ их.
В России и СНГ 77% авиакомпаний не имеют планов внедрения E-Ticket, и 23% - обладают возможностями использования их. Такая удручающая картина объясняется несколькими причинами. Первая - не решены юридические и правовые вопросы. Вторая - внедрение упирается в решение финансовых проблем. Третья - отсутствие материальных ресурсов. Четвертое - непонимание некоторыми компаниями, как связать E-Ticket и E-Trade. Пятое - не определено, как вести процесс регистрации и обработки данных по пассажирам. Шестое - продолжающееся внедрение в России европейской системы продаж билетов BSP.
План IATA по продвижению E-Ticket предусматривает поддержку решений тех компаний, которые обладает возможностями по переходу на эти билеты, консультационная помощь и предоставление необходимой информации. Тем же авиакомпаниям, которые не собираются переходить на E-Ticket, IATA собирается показать, что у них нет будущего. Что касается туристических агентств, то продажа E-Ticket в 2008 г. должна также составить 100%.
Перешедшие и переходящие на E-Ticket авиакомпании становятся более зависимыми от IT-систем. Поэтому необходим круглосуточный доступ к этим системам, к единой базе данных по хранению билетов. Чрезвычайно актуальными становятся вопросы надежности IT-систем и авиакомпании должны иметь планы на случай их аварии, если доступ к системе прерывается.
Не должны оставаться равнодушными к проблеме E-Ticket и аэропорты - к моменту внедрения их авиакомпаниями они должны быть готовы к обработке и принятию таких билетов. Поэтому IATA помогает аэропортам в разработке соответствующих стандартов и внедрению их. В частности, ведется активная работа с международной ассоциацией аэропортов.
Как одну из составляющих, мешающих широкому внедрению E-Ticket, многие авиакомпании рассматривают увеличение мошенничества с билетами. Однако, как показала практика перешедших на E-Ticket авиакомпаний, пока такое явление не наблюдается. Наоборот, исчезают виды его, связанные с кражами, в том числе массивов билетов в турагентствах и авиакомпаниях, а также с подделкой их.
На постоянно возникающие вопросы, связанные с продажей E-Ticket только по кредитным карточкам, IATA все время подтверждает, что это условие обязательно только при продаже через Интернет.
Тема доклада директора центра технологий и автоматизации ЗАО "ТКП" Виктора Могилина - "Электронный билет в системе взаиморасчетов на воздушном транспорте России и стран СНГ". По его словам авиабилет вообще имеет много ипостасей, которые регулируются как международными документами, так и приказами бывшего МГА от 1985 и 1986 гг. К этому надо прибавить различные документы таможни, пограничной службы, МНС. И, самое главное, что сложившаяся ситуация с правовым полем авиабилетов, позволяет признать их юридически несостоятельными документами.
Что касается E-Ticket, то это метод документирования авиаперевозки. Главное отличие этого билета от бумажной версии - отпадает необходимость в оформлении на бумаге расчетных документов. Сам же билет в привычном для пассажира виде может сохраниться.
Для продвижения в России E-Ticket будет создан центр электронного билетооформления для всех аккредитованных агентств, работающих в нейтральной среде ТКП. Он будет контролировать денежные потоки, выдачу агентствам выданных и проданных билетов, перевод денег авиакомпаниям. Демонстрация работоспособности технологии центра будет проведена в конце 2005 г., а на 2006 г. намечено введение его в эксплуатацию. Что касается туристических агентств, то никакой дополнительной сертификации они проходить не будут, хотя специальные соглашения с Центром им придется заключить.
Карина Кумрмаева из московского представительства British Airways рассказала о опыте работы с E-Ticket на российском рынке. По ее словам, данные билеты продаются только в Москве. Что касается рейсов на Петербург и Екатеринбург, то в этих городах аэропортовые службы не готовы к работе с E-Ticket (в Петербурге они смогут подготовиться только через год). В Москве сейчас на E-Ticket приходится 2,4% продаж авиабилетов, хотя возможность составляет 2,6% Столь маленький удельный вес объясняется тем, что основная часть билетов продается через турагентства. Что касается киосков самостоятельной регистрации E-Ticket в Домодедово, то ими сейчас пользуются 15% пассажиров British Airways (основная часть таких билетов покупается за пределами России), а к концу года ожидается удвоение этого показателя. Распечатка посадочных талонов возможна и на домашнем принтере на белой бумаге формата А4.
До настоящего времени E-Ticket можно было купить только в представительстве авиакомпании, но уже этим летом данная услуга станет возможной и по Интернет.
Заместитель генерального директора "Аэрофлота" Сергей Кирюшин рассказал о перспективах внедрения электронных билетов на российском рынке транспортных услуг. По его словам, участие его авиакомпании в альянсе Sky Team обязывает переходить на E-Ticket. В России же электронный билет не может существовать по закону.
Что же может произойти, если "Аэрофлот" не перейдет на E-Ticket. Многие предложения по открытию авиабилетных касс отвергаются по причине сложности ох оформления, а также необходимости выделять охрану для подвоза в них билетов. В то же время возникает проблема с заменой принтеров, так как серийный выпуск их прекратился и их делают только по заказу. А минимальная партия заказа - 100 принтеров. По самим E-Ticket необходимо создать программное обеспечение. С переходим на SABRE это сделать проще, так как используется именно данная система и существуют соответствующие разработки ПО.
Первой фазой внедрения E-Ticket для "Аэрофлота" станет Интерент-бронирование, но с выкупом билета в офисах компании или в аэропорту. В первой половине 2006 г. предполагается осуществлять уже оплату билетов через Интернет....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2024
ЮВТ АЭРО запускает рейсы в Ташкент: билеты уже в продаже
Декабрь 5, 2024
Омский аэропорт наращивает штат квалифицированных авиационных техников
Декабрь 5, 2024
Специалисты "Аэропроекта" прошли обучение по созданию дернового покрова на летном поле
Декабрь 5, 2024
FlyArystan помог юной казахстанке приблизиться к мечте стать бортпроводником