Военно-промышленный курьер
20 июля 2005, 09:21
"Салют" стал лидером отрасли
В начале июля "Рособоронэкспорт" заключил крупный контракт с Китаем на поставку 100 авиадвигателей АЛ-31ФН. По оценкам экспертов, его сумма приближается к 300 млн. долл
В декабре прошлого года сообщалось о том, что в ходе российско-китайских переговоров в рамках заседания межправительственной комиссии по ВТС был согласован контракт стоимостью 900 млн. долл. на поставку в Китай в течение шести лет около 250 двигателей АЛ-31ФН. Также китайская сторона проявила интерес в закупке модернизированных моторов АЛ-31Ф для ранее поставленных в эту страну российских истребителей Су-27СК, Су-27УБК и Су-30МКК.
Сотня АЛ-31ФН, контракт на поставку которых заключил "Рособоронэкспорт", предназначена для первой партии J-10. Этот самолет можно назвать одним из наиболее амбициозных проектов китайского ОПК. По всей видимости, если программа создания этой машины окажется успешной (а для этого пока есть все предпосылки), в КНР будет отправлена следующая партия АЛ-31ФН.
АЛ-31ФН - двухконтурный, двухвальный турбореактивный двигатель со смешением потока внутреннего и наружного контуров за турбиной, с общей для двух контуров форсажной камерой и регулируемым сверхзвуковым всережимным соплом. В отличие от предназначенного для самолетов семейства Су-27/30 ТРДДФ АЛ-31Ф, АЛ-31ФН имеет нижнее расположение коробки двигательных агрегатов и установленную на двигателе коробку самолетных агрегатов. Максимальная тяга этого мотора составляет 12500 кгс. Научно-исследовательские работы по двигателю АЛ-31ФН на ММПП "Салют" были завершены в 2000 г., после чего в течение 2001-2003 гг. в Китай было отправлено 54 таких мотора, их устанавливали на опытную партию J-10. Не исключено, что в Китай будет поставляться и модернизированный вариант АЛ-31ФН с увеличенной до 14000 кгс тягой.
Многоцелевой истребитель J-10 является первым китайским самолетом собственной разработки, относящимся к четвертому поколению. Его конструкция основывается на неосуществленном израильском проекте Lavi, однако J-10 нельзя назвать клоном израильской машины, павшей жертвой опасений США за экспортные перспективы F-16. По компоновке J-10 похож на Eurofighter, а носовой обтекатель, обводы фонаря кабины и гаргрота в целом напоминают аналогичные детали МиГ-29. Однако российский вклад в конструкцию этой машины значительно глубже. Помимо нашего двигателя, J-10 имеет БРЛС серии "Жук", разработанной Корпорацией "Фазотрон-НИИР", в составе вооружения имеются ракеты РВВ-АЕ и Р-73Э, в кабине пилота установлено катапультируемое кресло К-36П, разработанное НПП "Звезда". В целом машина выполнена в соответствии с основными современными международными стандартами. J-10 имеет так называемую "стеклянную кабину", нашлемную систему целеуказания, цифровую ЭДСУ с четырехкратным резервированием и боковой ручкой управления. В целом БРЭО китайской машины построено в соответствии с концепцией HOTAS, что позволяет пилоту выполнять все основные функции: управлять самолетом и двигателем, вести воздушный бой, не снимая рук с органов управления. Работы по созданию будущего J-10 развернулись еще в начале 80-х гг. прошлого века. Первоначально самолет проектировался как истребитель завоевания господства в воздухе, однако затем приоритет был отдан многофункциональному варианту. Первый полет прототипа самолета состоялся 23 марта 1998 г., всего было построено около 10 опытных машин этого типа. По имеющимся данным, всего в течение ближайших 10 лет в КНР намереваются изготовить до 500 многоцелевых истребителей J-10. Если эта программа действительно будет развиваться столь успешно, ММПП "Салют" предстоит выполнить еще не один контракт на поставку АЛ-31ФН для этих машин. Не исключено также, что со временем китайцы поставят вопрос о начале лицензионного производства этого мотора.
Помимо АЛ-31ФН, Китай проявляет также заинтересованность в закупке крупной партии модернизированных моторов АЛ-31Ф для уже имеющихся у КНР истребителей семейства Су-27/30. Как заявил агентству АРМС-ТАСС генеральный директор ММПП "Салют" Юрий Елисеев, сумма этого контракта может составить 1,2-1,4 млрд. долл., а сроки его выполнения рассчитаны на 6 лет.
Помимо экспорта готовых двигателей, еще одно направление работы ММПП "Салют" на китайском рынке - поставка запчастей, на что возглавляемое Юрием Елисеевым предприятие имеет право в соответствии с полученной в 2002 г. лицензией.
Контракт с Китаем на поставку АЛ-31ФН стал самой дорогой сделкой России в сфере ВТС в 2005 г. Кроме того, в этом году заключены и два других соглашения об экспорте российских авиадвигателей за рубеж. В феврале "Рособоронэкспорт" подписал контракт с Китаем на продажу 100 двигателей РД-93, а в мае - с Индией на поставку АЛ-55.
РД-93 представляет собой глубоко модернизированный мотор РД-33, созданный для истребителя МиГ-29. Он разработан в КБ Завода им. Климова и выпускается Московским машиностроительным предприятием им. Чернышева. В Китае этот ТРДД будет устанавливаться на многоцелевые истребители FC-1 (Super-7). Контракт стоимостью 267 млн. долл. предусматривает поставку в КНР 100 моторов этого типа. Первые двигатели будут отправлены заказчику в конце 2005 г., а завершить выполнение контракта предполагается к концу 2008 г. В дальнейшем вероятны дополнительные поставки.
Созданный в НПО "Сатурн" двигатель АЛ-55 предназначается для индийского учебно-тренировочного самолета HJT-36. Этот мотор создан на базе проточной части АЛ-31Ф. ВВС Индии необходимы около 100 однодвигательных УТС HJT-36, и речь идет не только об экспорте АЛ-55 из России, но и о разворачивании лицензионного производства этих моторов. В будущем АЛ-55 может понадобиться компании HAL для реализации программы перспективного дозвукового УБС HJT-39, который унифицирован с HJT-36 по двигательной установке.
Обращает на себя внимание, что все три контракта "Рособоронэкспорта" на экспорт российских авиадвигателей предполагают их установку на иностранные самолеты. По мнению экспертов, такая ситуация объясняется прогнозируемым уменьшением доходов в 2005 г. непосредственно от экспорта нероссийских боевых самолетов. По всей видимости, в этой ситуации российским двигателистам придется и дальше искать пути адаптации своей продукции к иностранной авиатехнике....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
