Коммерсантъ - Воронеж
22 июля 2005, 10:30
Александр Рубцов загрузил ВАСО на два года
Лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко" сообщила о заключении с ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" контракта на поставку авиаперевозчику шести авиалайнеров Ил-96-300
ИФК создана российским правительством в 2001 году для развития отечественного авиапрома. В ее задачи входит поиск заказчиков на российские самолеты и продажа их в лизинг. ИФК зарегистрирована в Воронеже, 45% акций компании контролируют Национальный резервный банк и Национальная резервная корпорация, остальные - в госсобственности. В доверительном управлении ИФК - 56% акций ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество" (ВАСО). Основными акционерами ВАСО, в свою очередь, являются ОАО "Межгосударственная авиастроительная компания "Ильюшин" (30% акций), ОАО "Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина" (26,25%).
Контрольный пакет акций крупнейшего авиаперевозчика страны ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" (51,17%) принадлежит государству, около 30% - Национальной резервной корпорации, 10% - менеджменту.
Вчера ИФК в официальном сообщении раскрыла подробности встречи воронежского губернатора Владимира Кулакова и гендиректора компании Александра Рубцова, которая состоялась в начале недели. На встрече обсуждались перспективы развития отечественного авиапрома. Как заявил господин Рубцов, по результатам деятельности ИФК ВАСО загружено на два года. Разным компаниям будут переданы в лизинг 10 самолетов Ил-96 и 15 Ан-148 общей стоимостью контрактов более $1 млрд. "Мне не хотелось бы предвосхищать события, но я рассчитываю, что скоро мы объявим о ряде новых сделок", - заявил господин Рубцов, имея в виду ожидаемое подписание ряда соглашений на авиасалоне "МАКС-2005", который пройдет в Москве с 16 по 21 августа.
Почти все контракты на передачу в финансовый лизинг лайнеров воронежского производства, обсуждаемые на встрече Александра Рубцова и Владимира Кулакова, имеют длинные истории ведения переговоров, причем с привлечением лоббистских возможностей государственных чиновников. Одним из соглашений, не сопровождавшихся судебными тяжбами, является подписанный 16 июня ИФК на авиасалоне в Ле Бурже (Франция) твердый контракт с группой компаний "Волга-Днепр". Договор предусматривает передачу в лизинг сроком на 15 лет двух грузовых Ил-96-400Т (модернизированная версия дальнемагистрального Ил-96-300). Лайнеры будут стоить перевозчику порядка $120 млн, не считая лизинговых платежей, поставки самолетов запланированы на 2006-2007 годы. Кроме того, подписан договор лизинга двух Ил-96-400Т с авиакомпанией "Атлант-Союз". В ИФК на грузовую версию самолета возлагают большие надежды по экспортным поставкам, в частности, в Китай, если авиалайнер удастся раскрутить на линиях "Волги-Днепра" и "Атлант-Союза".
Твердое соглашение подписано с "Красноярскими авиалиниями" на поставку в лизинг 15 региональных российско-украинских самолетов Ан-148-100В. ИФК начала поиск покупателей на самолет в прошлом году, когда стартовала подготовка серийного производства на ВАСО. Договор финансового лизинга десяти самолетов Ан-148-100В был подписан первым замгендиректора "КрасЭйра" Александром Абрамовичем и замгендиректора ИФК Юрием Островским в апреле. Согласно документу, первые пять машин должны быть предоставлены авиакомпании уже в 2006 году, когда завершится процедура сертификации типа, пять - в 2007 году и остальные пять лайнеров - в 2008-м. Первые десять самолетов будут поставлены в базовой модификации, опционные - с увеличенной дальностью. Сумма сделки составит более $270 млн с учетом опциона.
Наиболее сложным, "выдавленным" договором является контракт по производству на ВАСО и передаче в финансовый лизинг шести самолетов Ил-96-300 авиакомпании "Аэрофлот - Российские авиалинии". Впервые соответствующее соглашение с ИФК было подписано в 1999 году. Тогда между компаниями было заключено соглашение по строительству на ВАСО шести Ил-96-300 на сумму около $300 млн. Планировалось, что авиакомпания будет платить за дальнемагистральный лайнер по $350 тыс. в месяц. В обмен на размещение заказа "Аэрофлоту" предоставлялись значительные таможенные преференции со стороны правительства РФ при закупке импортных самолетов. В 2000 году на льготных условиях "Аэрофлот" приобрел в лизинг десять Boeing 737, два Boeing 777 и четыре Airbus. Получив заказ, ВАСО приступило к производству самолетов.
Однако в ноябре 2002 года ИФК неожиданно объявила партнеру, что лизинговый платеж будет составлять $500 тыс., объяснив это изменением требований к отделке салона и установкой дополнительного оборудования. Изменение условий сделки позволило "Аэрофлоту" обратиться в московский арбитраж с требованием расторгнуть договор. К разрешению конфликта подключались высшие чины правительства РФ, Министерства транспорта, Государственной службы гражданской авиации. Воронежский губернатор Кулаков, в свою очередь, обращался с письмом к президенту Владимиру Путину с просьбой разобраться в ситуации. А ИФК разработала новый проект контракта. Наконец, 31 декабря 2003 года госчиновники фактически заставили авиакомпанию подписать новое соглашение с ИФК, по которому стоимость борта в модификации "Аэрофлота" с учетом лизинговых платежей (за один самолет $305 тыс.) составляла порядка $54 млн.
Тем не менее подписание твердого контракта тормозилось, а ИФК начала распродавать готовые на 70-90% Илы другим авиакомпаниям. Лайнерами заинтересовалась кубинская авиакомпания Cubana Aviacion, заказавшая два борта. "КрасЭйр" приобрела три самолета в лизинг на 15 лет - общий объем выплат по трем бортам составил более $226 млн (два Ил-96 уже отправлены в Красноярск).
Между тем, как сообщил гендиректор "Ильюшин Финанс Ко" Александр Рубцов на встрече с воронежским губернатором, с "Аэрофлотом" уже заключен договор финансового лизинга шести Ил-96-300. На ВАСО вчера пояснили, что самолеты будут строить заново, и речь не идет об использовании тех бортов, которые находятся в разной степени готовности. Подписание контракта подтвердили и в "Аэрофлоте". Как сообщила руководитель пресс-службы авиакомпании Ирина Данненберг, с поставщиком достигнута договоренность о цене контракта и технических характеристиках лайнеров, но информацию решено не разглашать до одобрения сделки акционерами. По словам госпожи Данненберг, в ближайшее время совет директоров "Аэрофлота" назначит дату проведения внеочередного собрания акционеров, на которое будет вынесен вопрос одобрения сделки. "После всех согласований в течение 18 месяцев нам должны поставить первый самолет, а по истечении 33 месяцев - все шесть", - уточнила пресс-секретарь. По информации "Ъ", новые Ил-96-300 будут стоить на 10-15% дороже тех, которые ранее произвели для "Аэрофлота", а с учетом лизинговых платежей - порядка $70-75 млн каждый.
Впрочем, не исключено, что контракт в очередной раз сорвется, поскольку, несмотря на давление со стороны госчиновников, крупнейший авиаперевозчик в России, как правило, предпочитает покупать лайнеры за рубежом. Например, в июне нынешнего года "Аэрофлот" и Airbus подписали меморандум о приобретении в 2006-2007 годах семи новых пассажирских самолетов A320 и A321. Компанию не останавливает даже необходимость уплаты ввозной пошлины в размере $200 млн....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Воронеж». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции