О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Классность летчика "куется" в полете

Зарисовки из жизни вертолетного полка

За прошедшую неделю в Западной Сибири звонкие ливни напоили землю. Влага оживила измученную зноем растительность. На летном поле вертолетного полка трава ярко-зеленая, какой ее рисуют в детских книжках. Наверное, именно такой ее представляли исполнители популярной песни "И снится нам…" группы "Земляне". Но о летней идиллии заставляет забыть рокот вертолетных двигателей, который поглощает все звуки. Из-за него все здесь разговаривают громко, иначе невозможно услышать собеседника.

- Девять полсотни два, борт шестьдесят второй. Запуск!

- Девять полсотни два, запуск разрешаю! Ветер на старте…180 градусов, три метра в секунду. Направление ветра…

Заместителю командира эскадрильи по воспитательной работе кавалеру ордена Мужества капитану Рафаэлю Латыпову предстоит выполнение полетного задания. Информация руководителя полетов подполковника Эдуарда Марцинкевича о скорости и направлении ветра - пища для анализа последующих действий командира Ми-8.

Так ли важно, куда там дует? Еще как важно! Зная направление ветра, летчик определяет, какой двигатель он запустит первым - левый или правый. Такова "просьба" машины, поскольку технические рекомендации по ее эксплуатации учат: если ветер с правой стороны - следует запускать левый… Пальцы авиаторов касаются тумблеров и кнопок - идет включение "энергетики". С каждым щелчком и нажатием звучат голоса членов экипажа - зачитывается карта контрольных докладов включения приборов.

- Девять полсотни два, вырулить в разлетный. Карту выполнил…

Ми-8 подрагивает от мощи заработавших газотурбинных двигателей. Капитан Латыпов направляет вертолет к пункту технического осмотра. Через несколько минут один из инженеров машет флажком командиру вертолета: все в порядке. Латыпов разворачивает "восьмерку" на курс взлета и прослушивает радиообмен. Он должен знать окружающую обстановку, какой из экипажей - за ним, какой - перед ним. Для чего? Чтобы не осложнять жизнь себе и другим. Безопасность прежде всего, и в ответе за нее многие должностные лица.

Ми-8 выезжает в разлетный квадрат:

- Девять полсотни два, взлет в девятую зону!

- Понял, в девятую!

Вертолет отрывается от земли, слегка покачиваясь, поднимается на несколько метров и на какое-то время зависает. Это всего лишь несколько секунд. Взгляд летчика-штурмана не отрывается от карты.

Ми-8 набирает высоту и выходит на курс. Что ждет капитана Латыпова в отведенные для полета сорок минут? Проведение радиационной или химической разведки? Подбор или высадка десанта на площадке подскока? А может, вертолет отправится на перевозку боевой техники или негабаритных грузов? Таковы типовые полетные задания для вертолетчиков. И выполнять их Латыпову приходилось многократно.

Ему на роду написано быть летчиком - человек вдумчивый, целеустремленный, смелый. В 1996 году окончил Уфимское высшее военное авиационное училище летчиков по специальности "командно-тактическая авиация; летчик-инженер". Службу начинал в отдельной эскадрилье аэродрома Толмачево в г. Новосибирске и вот уже семь лет в этом полку. Кроме ордена Мужества награжден медалью "За боевые заслуги". После очередной "горячей точки" друзья Рафаэля, смеясь, говорили ему: "Тебе легко будет проходить реабилитацию. У тебя ведь жена психолог". Эльза - преподаватель психологии в экономической школе.

…Еще минута-другая — и "восьмерка" исчезнет за горизонтом. Возможно, когда Рафаэль установит режим горизонтального полета, он на короткое время вздохнет спокойнее и мысленно обратится к своей восьмилетней дочери Эльвине: "Моя маленькая крошка, папа любит тебя. Папа скоро вернется".

В этот день в отдельном вертолетном полку, которым командует полковник Евгений Яворенко, проводились командирские полеты. Даже для опытных воздушных асов такое мероприятие в профессиональной подготовке - это всегда событие № 1. Простите за банальность, но летчик живет небом. И если по каким-то причинам он не может подняться над нашей грешной землей, душа у него от тоски ноет. Еще пару лет тому назад из-за катастрофической нехватки горючего сибирские авиаторы летали куда реже, чем требуется для поддержания их мастерства. Сейчас налет часов под личным контролем командующего объединением ВВС и ПВО Сибири и Забайкалья генерал-лейтенанта Николая Данилова.

- Топливо нам выделяют, - с удовлетворением говорит заместитель командира полка по воспитательной работе подполковник Виктор Деляев. - Это значит, у наших летчиков происходит продвижение вперед согласно Курсу боевой подготовки, многие повысят классность.

О мастерстве ветерана афганской войны и "горячих точек" орденоносца подполковника Деляева можно написать документальную повесть. Один мой знакомый майор-танкист до недавнего времени наивно полагал, что в арсенале замполита в каких бы войсках он ни служил, все больше конспекты по ОГП, зычные призывы и убедительные речи к нарушителям воинской дисциплины. Все это, бесспорно, тоже нужно. Но в армейской авиации заместитель командира эскадрильи или полка по воспитательной работе садится в боевой вертолет, берет ручку управления и летит в тридцати метрах над землей со скоростью 220 км/ч. Здесь замполиты летают наравне с другими, и никто в полку не осмелится бросить в их адрес хоть слово упрека.

Из истории части

Отдельный вертолетный полк был сформирован 15 декабря 1978 года в н.п. Добрынское Московского военного округа. В 1979 году перебазирован на аэродром Мальвинкель Группы советских войск в Германии и передан в состав 16-й воздушной армии.

В 1984 году 1-я эскадрилья в полном составе убыла в Афганистан для выполнения интернационального долга.

В составе ГСВГ, а затем ЗГВ полк занимал передовые места по итогам боевой учебы авиационных частей группы войск.

В 1994 году директивой министра обороны РФ полк перебазирован в Сибирский военный округ и по настоящее время находится в составе объединения ВВС и ПВО Сибири и Забайкалья, которым командует генерал-лейтенант Николай Данилов.

С августа 1996 года по февраль 1997 года отдельная эскадрилья под командованием подполковника А. Золотухина выполняла миротворческие задачи в Грузии. По итогам полугодовой командировки командующий ГРВЗ поощрил всех авиаторов.

На протяжении последних лет полк в составе армейской авиации регулярно участвовал в проходящих в соединениях и частях СибВО тактических учениях с боевыми стрельбами, выполнял транспортные перевозки и санитарные рейсы. В числе задач авиаторов - вылеты по проверке Западно-Сибирской зоны ПВО, взаимодействие с МЧС по ликвидации чрезвычайных ситуаций и техногенных аварий и катастроф, обеспечение дежурства в общей системе поисково-спасательной службы страны, подготовка сборной СибВО по парашютному спорту.

С января 2000 года по настоящее время офицеры и прапорщики выполняют боевые задачи в Чеченской республике, а также участвуют в миротворческих операциях в Республике Сьерра-Леоне.

В коллективе более сорока офицеров и прапорщиков, воевавших в Афганистане, ликвидировавших последствия аварии на Чернобыльской АЭС. За проявленное там мужество и героизм 22 авиатора награждены государственными наградами.

Более 200 военнослужащих полка участвовали в наведении конституционного порядка в Чеченской Республике, из них 43 офицера и прапорщика награждены орденами и медалями.


В организации полетов принимают участие десятки должностных лиц. У каждого из них свой круг обязанностей, свои задачи, которые в конце концов вытекают в одну общую - чтобы офицер поднял машину в небо, выполнил упражнение и благополучно совершил посадку.

- Задача метеослужбы - обеспечение полетов в метеорологическом отношении, - с азов объясняет дежурный инженер-синоптик майор Игорь Михно. - Предоставленные нашими специалистами данные учитываются при планировании и проведении полетов. Метеослужба объявляет прогноз погоды, предупреждает о ее опасных изменениях. Существуют явления, влияющие на безопасность полетов, например облачность кучево-дождевая, сильный ветер.

На вооружении метеорологической службы разнообразные технические средства, начиная от простейших термометров и заканчивая измерителями облаков, дальности видимости и метеорологическими радиолокаторами. Кроме того, с летчиками проводятся занятия, в ходе которых они учатся визуально определять основные изменения погоды и в соответствии с этими изменениями действовать. Это когда экипаж в воздухе, а небо меняется буквально на глазах, что характерно для Сибири и Забайкалья с их резкоконтинентальным климатом.

В ходе полетов обучаемые выполняют не одно и то же упражнение, а каждый свое по мере профессионального роста в соответствии с требованиями Курса боевой подготовки армейской авиации. Если летчик не выполнил одно упражнение, его не допустят к другому. Словом, учеба авиаторов носит последовательный планомерный характер. Освоение новых упражнений Курса боевой подготовки начинается с вывозных полетов. Это когда обучаемый летит "пассажиром" и наблюдает за действиями инструктора в полете. Инструктор объясняет, рассказывает, показывает, предостерегает. Следующее упражнение - контрольное. Только теперь уже в качестве "пассажира" инструктор. Обучаемый выполняет несколько таких контрольных, инструктор оценивает его действия и после крайнего контрольного дает добро на самостоятельный тренировочный полет - с правым летчиком, со своим штатным экипажем или с другим экипажем.

Вожделенная мечта каждого летчика - налетать за год хотя бы 50 часов, иначе ему могут не засчитать год службы за два.

- Руководство инженерно-техническим составом, организация подготовки авиационной техники, оперативное управление по устранению отказов, - перечисляет свои обязанности старший инженер полетов майор Владимир Семенов. - Иными словами - выполнение предполетной и послеполетной подготовоки.

В полетах участвуют три Ми-8 и три Ми-24. Шесть вертолетов - шесть борттехников плюс 22 человека наземного состава по специальностям. Поскольку проводятся командирские полеты, в них принимают участие все четыре инженера по специальностям. Но и они здесь не главные в том смысле, что не на их плечи ложатся основные обязанности. Эти обязанности - на начальниках ТЭЧ (технико-эксплуатационная часть) звеньев, начальниках групп обслуживания. Прежде всего начальники ТЭЧ звеньев майоры Сергей Гаврилей, Александр Комов и капитан Сергей Митявин допускают машины к полетам. Под ответственностью этих людей законность и полнота выполнения работ. В распоряжении данных офицеров три группы специалистов - авиационного и радиоэлектронного оборудования и авиационного вооружения. Каждый выполняет объем работы по своей узкой специальности. И, чтобы подготовить, например, один вертолет, необходимо как минимум семь "технарей".

Чем армейская авиация отличается от истребительной и вообще от любой другой авиации? Здесь летный и наземный состав - почти единое целое. Хозяин вертолета - бортовой техник. Он и летает, и вся подготовка техническая проходит при непосредственном контакте с наземным составом. В "горячих точках", где бы то ни было, наземный и летный составы проживают вместе, в одних казармах. И праздники отмечают эти ребята, как правило, вместе, и в баньку ходят. Одним словом - дружная боевая семья.

Вертолеты одной модели и года выпуска ведут себя в воздухе по-разному. Есть машина, которая, как говорят летчики, летит, "как утюг". То есть там все стабилизировано, и, условно говоря, полагаясь на автопилот, летчик мог бы читать книжку. А бывает, при той же стабилизации попадается вертолет "виловатый", в полете уходит на два-три градуса влево или вправо. Как это становится заметно? По указателям приборов. Причем на одном приборе может быть три параметра, на другом - два, а если все параметры посчитать, то их наберется до сотни. Прибавьте сюда еще различные сигнализации, дублирующиеся речевой информацией. Представляете, насколько внимателен должен быть пилот?

Сколько топлива съедает вертолет за день полетов? Арифметика простая: одна машина расходует 900-950 литров в час. Полеты длятся шесть часов, и в них, как уже было сказано, задействованы шесть вертолетов. А один только пуск противотанковой ракеты "Штурм"? Еще в советские времена ее стоимость приравнивали к цене автомобиля "Жигули". Словом, учеба вертолетчиков требует немалых финансовых затрат.

Несколько слов о здешних птицах. Разумеется, они тоже есть на аэродроме, но лучше б неслись стаями куда-нибудь подальше от летного поля. История авиации полна примеров, когда небольшая красивая птичка приносила воздушному судну беду.

- Скоро наступят жаркие дни, начнутся миграции черных дроздов, - с обеспокоенностью говорит заместитель командира полка по вооружению подполковник Евгений Михеев. - Бывает, вороны со свалки на свалку перелетают. Что делать? Существует такое понятие, как орнитологическая обстановка района полетов. Приказом командира полка назначается команда для отстрела птиц в районе аэродрома, специально выделяются средства на закупку боеприпасов для охотничьих ружей. У нас полковой охотколлектив. Пока нет у нас более гуманных способов избавленияот пернатых в районе полетов авиации.

По мнению командования полка, сегодня 70 процентов авиаторов коллектива способны выполнить поставленные боевые и другие задачи. Оставшиеся 30 - это прошлогодние выпускники военных вузов, у которых продолжается становление в первичных офицерских должностях. Но уже к осени лейтенанты научатся выполнять боевые задачи в составе экипажей, подразделений и полка. А наступит время, и недавние выпускники военных вузов придут на смену ветеранам, авиаторам с боевым опытом.

- Мы хорошо понимаем, что наша молодежь - это будущее армейской авиации, - подчеркнул в беседе подполковник Виктор Деляев. - Я бы посоветовал молодым летчикам брать пример с таких офицеров, как полковник Яворенко, подполковники Соловьев, Марцинкевич, Михеев, Александров, Гежа… У нас много профессионалов среди летного, инженерно-технического и обслуживающего персонала.

- Виктор Алексеевич, учитывая сегодняшние социально-экономические проблемы, как вы оцениваете моральный дух личного состава? - интересуюсь у заместителя командира полка.

- Он вполне удовлетворительный. Мартовское повышение денежного довольствия подняло настроение людей и быт семейный. Потому что порой военнослужащий является единственным кормильцем в семье. Даже в таких небольших городах, как наш, не говоря уже об отдаленных гарнизонах, женам офицеров и прапорщиков не так-то просто найти работу по специальности. В большинстве молодых семей жены не работают, так как нянчат маленьких детей. Поэтому хотелось бы, чтобы ратный труд офицеров и прапорщиков государство оценивало достойно. А сколько бесквартирных! Только в нашем полку около двухсот офицеров и прапорщиков. Обнадеживает тот факт, что в ближайшее время в нашем гарнизоне намечается строительство жилого дома. Нам пообещали в нем 120 квартир. Да и как же иначе? Благополучие в социальной сфере - это, я считаю, неотъемлемая составляющая боеготовности и боеспособности воинского коллектива. Тем более что напряженность службы у летчиков очень высока. На текущий год запланировано немало мероприятий по боевой подготовке. Так, в сентябре состоятся крупные тактические учения с участием общевойсковых частей. На одном из полигонов СибВО летчики регулярно проводят пуски управляемых и неуправляемых ракет, осуществляют бомбометание. Также пройдут летные тактические учения эскадрилий и полка. Осенью вернутся на Родину экипажи из Сьерра-Леоне, где они выполняют миротворческие операции по линии ООН.

По итогам боевой подготовки прошлого учебного года полк получил твердую четверку.

Зная настроения людей, их самоотдачу в службе, могу с уверенностью сказать, что мы не намерены сдавать завоеванные позиции, - заверил подполковник Деляев.

- …Девять полсотни два, борт шестьдесят второй задание закончил. На обратном.

- Входите ко второму развороту… Садитесь в первые пересадочные ворота.

Капитан Латыпов аккуратно, можно сказать, с нежностью посадил "восьмерку" на благоухающую ярко-зеленую траву. Рафаэль вышел из машины и улыбнулся, он был полон свежих впечатлений от успешно выполненного полетного задания....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка