О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Куда ушли авиаактивы

ОАО "Пермские моторы" остались без акций дочерних предприятий и другого имущества промышленного назначения

ОАО "Пермские моторы" остались без акций дочерних предприятий и другого имущества промышленного назначения. Говорят, что история человечества идет по спирали: события, в принципе, повторяются, но развитие при этом все равно продолжается. На первый взгляд кажется, что жизнь ОАО "Пермские моторы" подчиняется этому же закону: прошлым летом акционеры никак не могли провести годовое собрание "Пермских моторных заводов", и в этом году - та же проблема. На самом же деле закон истории к "Пермским моторам" применять нельзя: события-то повторяются, а вот прогресса никакого не видно. Правильнее будет говорить о регрессе. Но обо всем по порядку.

Остались на бобах

Сначала - о несостоявшемся годовом собрании акционеров ОАО "Пермские моторы". Это знаменательное событие должно было произойти 22 июня 2005 года в конференц-зале "Пермского моторного завода". Но встретиться не удалось: на момент открытия собрания зарегистрировалось всего 24% акционеров. Не зарегистрировался, к примеру, ОАО "Пермский моторный завод" - крупнейший акционер "Пермских моторов" (37,27% акций). Объяснять такие действия руководство "Пермского моторного завода" не посчитало необходимым. "Прогул" акционеров довольно дорого обошелся "Пермским моторам": ущерб составил порядка 1,2 млн рублей. Но о главной утрате "Пермских моторов" говорится в годовом отчете, который был роздан всем акционерам. В этом отчете, поделенном на большое количество пунктов, есть пункт 10, который представляет собой лаконичную таблицу о состоянии дочерних и зависимых обществ ОАО "Пермские моторы". Информация, представленная в этой таблице, призвана оповестить акционеров лишь об одном: по состоянию на 2004 год промышленный холдинг "Пермские моторы" остался без дочерних предприятий и любого другого имущества промышленного назначения. Другими словами, ОАО "Пермские моторы", которое, кстати, входит в состав предприятий, обеспечивающих стратегические интересы обороноспособности и безопасности России, осталось ни с чем. По имеющейся информации, все промышленные активы предприятия были выведены в феврале 2004 года безвозмездно ЗАО "Управляющая компания Пермский моторостроительный комплекс" во главе с Александром Иноземцевым, которое представляет интересы НП "Гута-Групп". Схема, которой воспользовались для вывода активов, подробно была описана в "ПО" № 47 от 6 декабря 2004 года. Напомним, что для консолидации акций предприятий Пермского моторостроительного комплекса (ПМК) "Гута" учреждает сначала ЗАО "Реформа-ПМ", а затем и ЗАО "Пермские моторы" (с пропиской в Москве на ул. Мясницкой, 35). Завершающим этапом должно было стать учреждение ОАО "Пермский центр двигателестроения" (ПЦД) с долей участия государства 25%+1 акция и долей участия ЗАО "Пермские моторы" 75%-1 акция. Если верить годовому отчету ОАО "Пермские моторы" за 2004 год, то работа по созданию ПЦД продолжается. На самом деле, проекты Указа Президента и постановления Правительства о создании ПЦД, которые были отправлены летом 2004 года для рассмотрения Правительством и аппаратом Президента, получили много принципиальных замечаний согласующих органов и были отправлены на доработку. В дальнейшем "Гута" не информировала о результатах устранения названных замечаний, и вопрос о создании ПЦД более года назад повис в воздухе.

"Моторы" без моторов

Проблемы с выводом промышленных активов и созданием ПЦД не являются единственными. На протяжении 2001-2005 годов ПМК понесло значительные производственные потери. Вот неполный перечень этих потерь: - "Росавиакосмос" и Правительство РФ в 2002 году передали полные права разработчика авиационных двигателей Д-30КУ-154 (самолет Ту-154М), Д-30КП (самолет Ил-76ТД), Д-30КУ (самолет Ил-62М) в ОАО НПО "Сатурн" (г. Рыбинск), а также поручили "Сатурну" сопровождение эксплуатации и модернизации данных двигателей. Таким образом, 80% парка авиадвигателей, разработанных Пермским моторостроительным конструкторским бюро под руководством П. А. Соловьева, переданы в юрисдикцию Генерального конструктора НПО "Сатурн" М. Л. Кузменко. - Пермский консорциум ОАО "Авиадвигатель" и Pratt&Whitney (контролирует 25,062% акций ОАО "Авиадвигатель", 26,01% ОАО "ПМЗ", 12% ОАО "Протон-ПМ") в 2002 году проиграл тендер на поставку авиадвигателей для самолетов RRJ совместному предприятию ОАО НПО "Сатурн" и французской двигателестроительной компании Snecma. Сегодня финансирование проекта идет полным ходом: правительство Франции выделило ОАО "Сатурн" кредит на 250 млн евро. - ОАО "Газпром" после длительных переговоров и требований к руководству ОАО "Авиадвигатель" улучшить надежность и качество производимых двигателей ПС-90ГП1/ГП2/ГП3 приняло решение сократить применение этих двигателей в газоперекачивающем агрегате "Урал". В 2004 году конструкторам НПО "Искра" (г. Пермь) было поручено в кратчайшие сроки изготовить опытно-промышленные образцы "Урала" с применением двигателей, произведенных на предприятиях Уфы, Казани, Самары, Украины. В результате перспективный заказ в Перми был сокращен в 2005 году с 80-100 до 21 штуки. Кроме того, "Газпром" сократил объемы финансирования ОАО "Авиадвигатель" по НИОКР. - В противовес двигателю ПС-90А-76 (создавался в Перми с 1998 по 2004 год) для модернизации транспортных самолетов Ил-76 НПО "Сатурн" в ускоренном порядке разрабатывает новую модификацию двигателя Д-30 КП третьей серии "Бурлак", которая в 3 раза дешевле, чем пермский двигатель. Проект создания двигателя "Бурлак", по мнению командования ВВС-ПВО, способен в 2005-2006 гг. стать основным при модернизации парка транспортных самолетов Ил-76. Другими словами, предпочтение отдадут "сатурновским", а не пермским двигателям. Разумеется, подобные производственные "достижения" не могут служить приманкой для опытного кадрового состава ПМК. Как результат, в 1998-2003 годах из ОАО "Авиадвигатель" в ОАО НПО "Сатурн" перешло на постоянную работу более 50 ведущих инженеров, конструкторов и руководителей производственных подразделений, которые сейчас ведут работу, в том числе, и над проектом создания авиадвигателя пятого поколения АЛ-41Ф для ВВС.

Три товарища

Итак, состояние дел на "Пермских моторах" не внушает особого оптимизма. Осталось только понять, кто же приложил свою руку к тому, чтобы положение "Пермских моторов" сегодня было таким, какое оно есть. Известно, что в истории ПМК смена основного акционера (владеющего 27,3% акций) происходила трижды в следующем порядке: "Микродин" - "Интеррос" - "Группа Гута". Причем ни один из этих собственников, несмотря на данные обещания, не стал реальным инвестором в программы создания, модернизации продукции и технического переоснащения предприятий ПМК. Собственников никогда не интересовали перспективы развития бизнеса (быть может, потому, что он имеет большой период окупаемости), приоритетными целями основных акционеров всегда оставались капитализация и выгодная продажа. Одним словом, "Пермские моторы" уже долгое время являются крупной кормушкой для некоторых своих миноритарных акционеров и менеджеров. Однако в скором будущем кормушка опустеет полностью.

Управленец-фантом

Справедливости ради стоит отметить, что иногда казалось, что собственники начинают что-то делать для привлечения инвестиций. Такой луч надежды замаячил в 1998 году, когда стало известно, что иностранцы согласны внести инвестиции в размере до 125 млн долларов, правда, в обмен на уступку ОАО "Пермские моторы" контроля 51% акций "ПМЗ" консорциуму "Интеррос" и Pratt&Whitney. Акции консорциум получил, а вот инвестиций не могут дождаться до сих пор: в 1998-2004 годах ОАО "Пермский моторный завод" получил 15 млн долларов от американского партнера в оплату уставного капитала, проекты же по модернизации производства (в частности, создания двигателя ПС-90А2) не реализовались. Как видите, моторостроители опять остались "с носом". Зато заграница помогла миноритариям. Через ОАО "ПМЗ", владеющего 37% акций ОАО "Пермские моторы", "Интеррос" и "Гута-Групп" вывели из ОАО "Пермские моторы" почти все профильные и непрофильные хозяйственные активы. Для окончательного вывода промышленных активов с ОАО "Пермские моторы" в собственность предприятий "Гута-Групп" в 2003 году была учреждена и ЗАО "Управляющая компания Пермского моторостроительного комплекса". Вообще, аналогов пермской управляющей компании вы не найдете ни в одном двигателестроительном предприятии мира: их нет ни в Snecma, ни в Pratt&Whitney, ни в General Electric, ни в Rolls-Roys. "УК ПМК" не аккредитована при Федеральном космическом агентстве и Федеральном агентстве по промышленности, ее деятельность противоречит формулярному праву (порядок оформления паспортов авиадвигателей и вертолетных редукторов) и действующему законодательству в сфере технического регулирования и производства авиационной техники. Одним словом, все функции управления выглядят, по крайней мере, надуманными.

Напоследок

О том, какая судьба ждет Пермский моторостроительный комплекс и чем закончится история с выводом активов из ОАО "Пермские моторы", говорить пока рано. Ясно одно: благоденствия моторостроителям придется ждать еще очень долго. Будем надеяться, что эти времена вообще наступят....
Авторские права на данный материал принадлежат «Пермский обозреватель». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка