Заполярная правда
8 августа 2005, 11:33
Вне конкуренции
Произошло событие, которого практически никто из норильчан не заметил: 1 августа свою деятельность приостановило норильское представительство ещё одной авиакомпании - "Аэрофлота"
Самолёты этой авиакомпании не летают в Норильск уже больше года, хотя приходил "Аэрофлот" на наш рынок "всерьёз и надолго". По крайней мере, именно так говорил гендиректор компании Валерий Окулов, который лично прилетал на презентацию рейса Москва - Норильск. Самолёты "Аэрофлота" проработали на норильском направлении всего около года. Как выяснилось, это нерентабельно.
В представительстве компании сообщили, что загрузка бортов была крайне невелика, а конкуренция - напротив, очень жёсткая. Из-за конкуренции авиаперевозчики были вынуждены сдерживать цены на авиабилеты на уровне рентабельности. Это, наверное, не очень хорошо для развития бизнеса, но уж точно неплохо для потребителей этой услуги, для бюджета города, да и для каждого предприятия, обязанного раз в два года своим работникам эти услуги оплачивать. Так, например, по данным ЦАВС, в 2003 году улететь в Москву летом, когда цены в апогее, в среднем стоило 5200 рублей. В 2004-м году дешевле, чем за 6 тысяч, в самолёт уже не пускали. В этом году средняя цена в один конец подросла до семи с половиной тысяч рублей. Да, подорожало топливо, но при этом к цене, и без того немалой, добавились и топливные сборы, которые теперь составляют 765 рублей - дешевле, чем за 8,5 тысячи рублей, тёплого материковского воздуха уже не вдохнёшь.
Почему цена авиаперелёта обгоняет инфляцию?
Ответов на этот вопрос много, и все они правильные. Дорожает керосин, растут цены на бортовое питание и т.д. Но, как это уже бывало раньше, сейчас вновь актуален вопрос отсутствия конкуренции.
В 2003 году в Норильск летали четыре авиакомпании: "Сибирь", "КрасЭйр", "Аэрофлот" и "Энкор". На следующий год добавились "Домодедовские авиалинии", а под конец стали летать еще и "Авиалинии 400". Но "Аэрофлот" ушел, как, впрочем, и "Авиалинии 400". "Домодедовцы" создали некий транспортный консорциум с красноярцами, и теперь фактически в наличии лишь два перевозчика на этом направлении - "Сибирь" и "КрасЭйр". Рейсы этих компаний заполнены битком, и прибыль идет.
Почему конкуренции не получилось?
Ответов на этот вопрос также немало, и они тоже все правильные. Рынок ограничен количеством населения, большинство летает редко, аэропорт работает по своему усмотрению, что тоже создает трудности. Однако, заинтересовавшись темой авиаперевозок, удалось выслушать много версий. Официально говорить источники отказались, но их версии вполне логичны и могут объяснить происходящее на норильском авиарынке.
Во-первых, во-вторых и в-третьих, налицо откровенный лоббизм. Норильский рынок хоть и ограничен, но всё равно очень рентабелен, и "стричь купоны" здесь можно, если дружить, например, с крупнейшим "поставщиком клиентов" - комбинатом. В случае если авиакомпании не выходили на заранее оговоренную прибыль, комбинат доплачивал, причем щедро. Из числа компаний стала выделяться "КрасЭйр". Это и блок-места по безналичному расчету, и дополнительные скидки. Затем интересоваться Норильском начали и другие авиакомпании, но "дружба" "Норникеля" и "КрасЭйр" только крепла. Были, конечно, и охлаждения взаимоотношений, но сейчас эта "дружба" вновь крепка как никогда. По информации наших источников, долгожительству "КрасЭйр" на норильском рынке способствовали определенные скидки на топливо в Алыкеле, чего не было предусмотрено для других компаний, плюс заинтересованность некоторых сотрудников в администрации компании.
Новосибирская авиакомпания "Сибирь", поняв, что "Норникель" "занят", а для успешного бизнеса нужна поддержка крупной структуры, решила заинтересовать власть - второго крупнейшего "поставщика клиентов". Для бюджетников появились скидки и те же блок-места по низким тарифам.
Авиакомпании, приходившие впоследствии на норильский рынок, также предлагали и "Норникелю", и администрации взаимовыгодное сотрудничество, и оно могло бы состояться. Но подписанный, например, "Аэрофлотом" с мэрией договор о скидках для бюджетников выполнялся очень вяло. Более того: во многих учреждениях о существовании скидок даже не знали. А вот договор администрации с "Сибирью" выполнялся и выполняется очень четко. Тем же "Аэрофлотом" летало руководство "Норникеля", под завязку забивая порой весь бизнес-класс. Но со временем они вернулись в "КрасЭйр".
Почему?
Если кто-то будет говорить, что такая приверженность норильчан именно к этим авиакомпаниям - последствия их маркетинговой политики, я не поверю. Качество услуг осталось на прежнем уровне - на низком, самолеты лучше не стали - так же дребезжат и напоминают танки, по "которым вдарила болванка". Задержки рейсов по непонятным причинам опять-таки никуда не делись.
Поэтому вывод из всего сказанного можно сделать только один: если к нам летают так, значит, это кому-нибудь нужно....
Авторские права на данный материал принадлежат «Заполярная правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Февраль 7, 2025
Аэрофлот впервые в истории открывает прямые рейсы в Нячанг
Февраль 6, 2025
Аэрофлот одержал победу в двух номинациях IX Отраслевой авиационной премии RUSky Awards
Февраль 3, 2025
Аэрофлот публикует финансовые результаты за 2024 год по РСБУ
Февраль 3, 2025
Группа "Аэрофлот" открыла регулярные полеты между Калининградом и Кировском