О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Свято место пусто не бывает

Реконструкция аэропорта Курумоч и придание ему статуса национального транспортного узла сделают Самару привлекательной для международных авиакомпаний

Реконструкция международного аэропорта Курумоч и придание ему статуса крупнейшего национального транспортного узла сделают Самару привлекательной для авиакомпаний, занимающихся международными перевозками. Перспективность Самары в этом отношении уже доказала пришедшая сюда год назад авиакомпания Czech Airlines. Несмотря на сильную конкуренцию со стороны Deutsche Lufthansa AG, чешский перевозчик показывает положительную динамику работы. Скорее всего, потянутся в Самару и другие крупные операторы.

Пионером самарского рынка международных перевозок стала авиакомпания Deutsche Lufthansa AG, пришедшая в международный аэропорт Курумоч (тогда "Самара") в 1996 году. Долгое время Lufthansa оставалась монополистом. Определенную конкуренцию в разнос время ей пытались составить ОАО "Авиакомпания "Самара" и челябинский перевозчик "Энкор". В 2000 году "Самара" безуспешно пыталась запустить рейс на Франкфурт, затем в 2003 году объявила о запуске регулярного рейса на Мюнхен и Берлин. Полеты в германском направлении были остановлены в январе 2004 года. Не многим более успешной была работа челябинского "Энкора", который с 2002 по 2004 годы летал из Самары \ Ганновер. Впоследствии "Энкор" ушел с авиационного рынка, а его место заняла "Самара", которая с конца прошлого года до сегодняшнего дня продолжает летать в Ганновер, правда, с перебоями. В частности, как сообщили "СО" в РR-службе альянса "ЭйрБридж" (с конца прошлого года в него входит "Самара"), по направлению Самара-Ганновер был небольшой сбой в работе, связанный с тем, что начало программы было определено неверно. Начать выполнение рейсов необходимо было немного позже. "Так как это направление отличается сезонностью, первые рейсы прошли с недостаточной для положительного результата загрузкой", - отметили в "ЭйрБридже". На данный момент, по словам представителя альянса, рейс выполняется еженедельно и успешен.

Работа Lufthansa в Самаре оказалась гораздо более эффективной. Поначалу немецкая авиакомпания предложила самарским пассажирам два рейса в неделю из Самары во Франкфурт, затем, постепенно наращивая частоту полетов, довела ее до ежедневного режима. Резкое увеличение числа рейсов немецкого перевозчика совпало с появлением на самарском рынке еще одной авиакомпании - Czech Airlines (CSA). Придя в Самару, чешский перевозчик сразу запустил 3 рейса в неделю на Прагу, фактически разрушив монополию на рынке регулярных международных перевозок авиакомпании Lufthansa. По словам регионального директора CSA Мартина Шпронгла, результаты работы авиакомпании на самарском рынке сегодня можно считать позитивными. В настоящий момент CSA выполняет три рейса в неделю на самолетах Boeing 737 (вмещает 92 пассажира). В июне этого года загрузка самолета составляла примерно 50%, по итогам июля, по словам г-на Шпронгла, ожидается 70%, в пик сезона в августе - 90%. Как считает Мартин Шпронгл, CSA и Lufthansa - авиакомпании разного уровня, поэтому их нельзя считать прямыми конкурентами. Вместе с тем Шпронгл не исключает возможности перехода CSA в долгосрочной перспективе на ежедневный режим полетов. Довольно оптимистичными являются прогнозы работы на рынке международных перевозок и у авиакомпании Lufthansa. По словам директора Lufthansa в регионе Средней Волги Филипа Маейр-Плате, авиакомпания осуществляет полеты на A319 (120 пассажиров), но летом и зимой очень часто приходится заказывать самолеты большей вместимости A320 (150 мест). В Самаре, как комментирует г-н Майер-Плате, наблюдается тенденция к росту, что является "четким признаком развивающегося рынка".

С работающими в Самаре европейскими перевозчиками стремятся конкурировать и российские авиакомпании. По словам представителя "Аэрофлота" в Самаре Сергея Лузгина, его авиакомпания также предлагает "сквозной" тариф до европейских городов через Москву. В Lufthansa признают, что "Аэрофлот" составляет определенную конкуренцию немецкому перевозчику. Авиакомпания "Самара" пока предпочитает сосредоточиться на увеличении рейсов в страны ближнего зарубежья. Кроме того, сегодня она выполняет регулярный рейс в Будапешт. Как сообщили "СО" в РR-службе "ЭйрБриджа", согласно стратегии альянса АК "Самара" может предложить расширение географии полетов за счет стыковок с рейсами авиакомпаний-партнеров в Москве.

Возможность вылета в страны СНГ из Самары предоставляют также авиакомпании "Узбекистон Хаво Йуллари" (Ташкент) и "Армавиа" (Ереван).

По оценкам участников рынка, несмотря на то, что рынок международных перевозок в Самаре находится на начальной стадии развития, не исключено, что в ближайшее время сюда придут и другие авиакомпании, летающие за рубеж. Развитие этого рынка ускорит реконструкция аэропорта и создание на его базе крупнейшего российского транспортного хаба. С учетом того, что он рассматривается как узловой аэропорт, в перспективе на его базе возможна реализация общемировой схемы, при которой, вылетая из Европы в любой российский регион со стыковкой в Самаре, пассажир будет приобретать единый билет, по которому его обслуживают различные авиакомпании. Шаг в этом направлении уже сделала АК "Самара", летом этого года заключившая с CSA соглашение Interline. Пассажиры той и другой компании могут летать самолетами партнера. По мнению Мартина Шпронгла, самарский рынок международных авиаперевозок должен выдержать появление новых зарубежных игроков, иначе его развитие остановится. Как сообщили "СО" в отделе аэропорта по связям с общественностью, расширение рынка международных авиаперевозок является стратегической задачей аэропорта, и сейчас он старается привлечь на самарский авиатранспортный рынок новых перевозчиков. По мнению Мартина Шпронгла, сдерживают их приход неразвитость инфраструктуры аэропорта и неумение ряда околоавиационных предприятий взаимодействовать с иностранными перевозчиками. "Они постоянно учатся работать по международным стандартам, но у иностранных перевозчиков это отбирает силы, которые они должны тратить на бизнес", - отмечает г-н Шпронгл.

Мартин Шпронгл, региональный директор авиакомпании Czech Airlines

- Какова динамика рейсов авиакомпании CSA?

- Рейс на Прагу мы начали только 23 мая 2004 года, поэтому что-то говорить можно лишь по истечении 2005 года. Если после 3-х лет работы нет положительного результата, тогда надо что-то менять - закрывать рейс, менять частоту или переходить на другие типы машин. Но могу сказать, что по сравнению с июнем 2004 года в июне 2005 прирост пассажиропотока составил 76%. В июле мы ожидаем увеличения на 80%, в августе на 59%, а в сентябре на 37%.

- Вы планируете использовать самолеты большей вместимости?

- Если спрос вырастет, то да. В конце года, когда есть большой спрос на поездки в Чехию, мы планируем использовать Boeing 737-400, который способен вместить до 150 человек, или A320 (160 мест). Но пока нам хватает Boeing 737. Если топливо за последний год выросло в цене на 60%, то с билетами этого не произошло, поэтому надо экономить. Хотя в конце августа, когда очень большой спрос, не исключено, что некоторые рейсы будут выполняться на Boeing 737-400.

- Вы ставите перед собой цель выйти на ежедневный режим полетов, как это делает Lufthansa?

- В принципе да, но я думаю, что в ближайшие 2-3 года это нецелесообразно. Хотя если все пойдет такими же темпами, как сейчас, то мы, конечно, будем увеличивать частоту. Три рейса в неделю - это минимум, когда можно предложить пассажиру хорошие стыковки.

Равнение на Москву

Новый акционер авиакомпании "Самара", авиакомпания "КрасЭйр", намерена бороться за московское направление. Как сообщили "СО" в РR-службе альянса "ЭйрБридж", на фоне изменений в стратегии самарского перевозчика приоритетным направлением для него останется рейс Самара - Москва - Самара. В настоящее время на московском направлении "Самара" конкурирует с "ЮТэйр" и "Аэрофлотом". Лидирующие позиции сегодня занимает "ЮТэйр". По словам начальника пресс-службы "ЮТэйр" Игоря Блинова, за два года общий пассажиропоток авиакомпании "ЮТэйр" через Курумоч увеличился на 40%, а в направлении Самара - Москва - Самара он вырос в три раза. Низкие тарифы "ЮТэйр" позволили ей стать конкурентом железнодорожному транспорту. Сейчас "ЮТэйр" осуществляет 2 рейса в день, однако, по словам Блинова, не исключено, что количество рейсов в Москву будет увеличено. "Загрузка двух ежедневных рейсов чаще всего составляет 100%, а количество желающих улететь нашими самолетами превышает наши возможности", - отмечает Игорь Блинов. "Самара" в летний, период выполняет в Москву пять рейсов в день: два на Ту-134 в Шереметьево и три на Як-42 в Домодедово....
Авторские права на данный материал принадлежат «Самарское обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка