О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Доля авиации в экспорте снижается

Согласно рейтингу Defense News, концерн ПВО "Алмаз-Антей" вышел на второе место среди российских производителей оружия

В прошлом номере "ВПК" опубликована краткая информация о рейтинге крупнейших мировых производителей военной продукции, составленном еженедельником Defense News. Сейчас даем развернутый комментарий. Связано это со следующими обстоятельствами. Итоги деятельности ведущих оборонно-промышленных компаний можно условно разделить по двум тематическим аспектам: первая десятка мира и лучшие из лучших российской оборонки. Две эти группы отличаются довольно значительно: если в первой десятке вот уже третий год ничего драматического не происходит, то у представителей России в этом году есть изменения.

Авторитетный американский еженедельник Defense News входит в состав медиахолдинга Defense News Media Group, который является подразделением Army Times Publishing Company. Defense News Media Group работает в медиаформате B2B (business-to-business, "бизнес - бизнесу") и, помимо Defense News, включает в себя такие издания, как Armed Forces Journal, Training & Simulation Journal, Intelligence, Surveillance and Reconnaissance Journal. Наряду с Defense News Media Group в состав Army Times Publishing Company входят Army Times, Navy Times, Air Force Time и Marine Corps Times (вместе составляют Military Times Media Group).

Как и в прошлом году, согласно рейтингу Defense News, лидируют американские Lockheed Martin (34,05 млрд. долл.), Boeing (30,46 млрд. долл.), Northrop Grumman (22,12 млрд. долл.), британская ВАе Systems (20,34 млрд. долл.), американские же Rayteon (18,77 млрд. долл.) и General Dynamics Corp.(15,00 млрд. долл.). Все компании первой шестерки продемонстрировали значительный рост поставок военной продукции, в среднем - на три млрд. долл. каждая. Темпы роста лидеров впечатляют: так, например, за последние пять лет Lockheed Martin увеличила объем военных поставок чуть ли не вдвое - с 18 млрд. долл. в 2000 г. до 34 млрд. в 2004 г.

Места с седьмого по десятое распределились иначе, чем в прошлом году: на одну ступеньку выше удалось подняться EADS, увеличившей военные поставки на два с половиной миллиарда - до 10,5 млрд. долл. Совершив серьезный рывок (с двенадцатой на восьмую позицию), ее место заняла Honeywell - 10,24 млрд. долл. против 4,20 млрд. годом ранее.

Французская Thales незначительно увеличила военное производство - на 390 млн. долл., в итоге - потеря двух "ступенек" и предпоследнее место в первой десятке.

Наиболее же впечатляющий рост продемонстрировала скандально известная Halliburton, поднявшаяся с шестнадцатого на десятое место: она увеличила объем военных продаж с 2,70 млрд. долл. до 8,00 млрд. Компания эта появилась впервые в ТОР 100 - 2003 на 61 строчке рейтинга со скромными 483 млн. долл. В ТОР 100 - 2004 она занимает уже 16 позицию (2,7 млрд. долл.) Теперь Halliburton замыкает десятку наиболее успешных - 8 млрд. долл. За время маленькой победоносной войны в Ираке военная составляющая деятельности компании выросла с 3,8% в 2002 г. до 16,6% в 2003 г. и 39,1% в 2004 г. Собственно вопросами безопасности занимается подразделение KBR Government Services, остальные подразделения компании специализируются на добыче, транспортировке и переработке нефти и газа, а также на логистике и аналогичных сервисах. Поэтому в появлении Halliburton в рейтинге и быстром усилении ее позиций в контексте событий на Ближнем Востоке нет ничего удивительного.

Общее доминирование американских фирм в рейтинге по-прежнему подавляющее: в первой десятке их семь, всего в сотне - сорок пять. Соотношение представителей других государств следующее: Великобритания - 10, Россия - 7, Япония - 7, Франция - 6, Германия - 4, Израиль - 3. Двумя компаниями представлены Австралия, Испания, Индия, Италия и Швеция. В рейтинге присутствует по одному представителю Бразилии, Нидерландов, Норвегии, Канады, Швейцарии, Финляндии, Сингапура и Южной Кореи.

Справедливости ради можно отметить, что до сих пор российская оборонная промышленность демонстрирует сопоставимые темпы роста поставок - главным образом, это экспорт ВВТ, поскольку доля гособоронзаказа в общем объеме производства очень мала. Если первая пятерка рейтинга за пять лет увеличила объем поставок в среднем в полтора раза, то экспорт российских ВВТ вырос с 3,681 млрд. долл. в 2000 г. до 5,778 млрд. в 2004 г., то есть в 1,57 раза.

Динамика в российской части рейтинга отличается скрытой драматичностью. С очень незначительным ростом доходов сдал позиции лучший из наших - АХК "Сухой", переместившись с 29 на 34 место (1,469 млрд. долл. против 1,425 млрд. в 2003 г.). Показатели этого предприятия, равно и НПК "Иркут" (624,5 млн. долл. против 468,4 млн. годом ранее), корпорации "Аэрокосмическое оборудование" (444,2 млн. долл. против 488,9 млн.) и Уфимского МПО (345,7 млн. долл. против 390,6 млн. в 2003 г.) связаны с производством самолетов семейства "Су". ММПП "Салют" в 2004 г. покинул рейтинг.

В прошедшем году осуществлялись поставки истребителей "Су" в Китай (24 Су-30МК2 для ВМС), Индию (заключительная поставка НПК "Иркут" 10 Су-30МКИ по контракту 1996 г. плюс минимум два комплекта для сборки) и Вьетнам (4 Су-30МК2В). С Китаем, кроме того, АХК заключила контракт примерно на 150 млн. долл. на поставку запчастей для Су-27/30. В этом сегменте за выполнение экспортных контрактов конкурируют АХК "Сухой" (основной производственный актив - КНААПО) и НПК "Иркут" (Иркутский авиазавод).

До сих пор лучшим результатом АХК "Сухой" было 24 место в ТОР 100 - 2002. Впрочем, корпоративный сайт рисует довольно радужные планы: утверждается, что в ближайшие десять лет АХК намерена экспортировать боевые самолеты на полтора миллиарда долларов ежегодно, а также занять до 80% рынка запчастей к ранее поставленным самолетам (порядка 800 млн. долл.). Стоит, правда, отметить, что эти амбициозные планы были подкорректированы уже как минимум дважды: Бразилия решила не закупать Су-35, а ущерб от катастрофического цунами декабря 2004 г. внес изрядную долю неясности в судьбу дальнейших поставок самолетов семейства Су-30 в страны Юго-Восточной Азии. Наиболее вероятной кажется поставка Китаю второй партии Су-30МК2 для ВМС НОАК, сохраняется интерес к тяжелым истребителям со стороны Индонезии (могут быть поставлены 12 самолетов Су-27СК/Су-30МК на 666 млн. долл.), Таиланда и Вьетнама. В целом можно прогнозировать снижение объема поставок этого класса самолетов на экспорт.

Что же касается внутреннего рынка, то, несмотря на увеличение гособоронзаказа, в нем наблюдается дисбаланс в пользу сил ядерного сдерживания и Сухопутных войск, финансирование же авиации явно недостаточно. В частности, в 2005 г. в войска поступят только 7 фронтовых истребителей Су-27СМ, к тому же не построенных заново, а модернизированных.

Даже если АХК "Сухой" сохранит в ближайшие два-три года нынешние объемы поставок, динамика темпов роста по рейтингу в целом позволяет достаточно уверенно утверждать, что в дальнейшем "Сухому" уже вряд ли удастся сохранить позиции. Что, впрочем, не означает автоматически наличия проблем у компании - не стоит сбрасывать со счетов проект RRJ, который, по утверждению АХК, способен приносить до миллиарда долларов ежегодно. Если эти планы осуществятся, то по соотношению гражданской и военной продукции АХК "Сухой" уподобится уже не Lockheed, а, скорее, Boeing. Начало производства намечено на 2009 г., в планах компании - продать 800 лайнеров. Некоторые надежды "Сухой" питает в отношении экспортных перспектив Су-80.

НПК "Иркут" в 2007 г. завершит поставки 18 Су-30МКМ в Малайзию, исчерпав тем самым свой портфель заказов, поэтому сейчас компания ставит своей целью продвижение истребителей семейства Су-30МК в Индию, Таиланд, Алжир. Риски, связанные с этим направлением, МПК намерена страховать за счет программы Бе-200 и семейства Як-130. После назначения Алексея Федорова генеральным директором РСК "МиГ" и появления перспектив слияния двух компаний возникают как преимущества (в частности, расширение продуктового ряда и возможность проводить гибкую маркетинговую политику), так и вызовы этому альянсу.

В случае, если делами РСК займется доказавший свою эффективность менеджмент "Иркута", можно ожидать успешного выполнения очень жесткого по финансовым и временным параметрам контракта на поставку палубных истребителей для Индии. К тому же это ослабит или даже полностью ликвидирует конкуренцию между АХК "Сухой" и НПК "Иркут". В этом случае "Сухой" получит возможность продержаться еще пять-семь лет за счет ежегодного производства 10 истребителей Су-30/35 либо ремонта и модернизации 30-40 машин. Шансы на успех тем более возрастают в случае реализации проекта Су-27БМ.

Сама РСК в этот раз вернулась в рейтинг, заняв 88 место (403 млн. долл.). Это произошло за счет поставок и модернизации самолетов МиГ-29 для Судана (досрочное выполнение контракта 2001 г. на поставку 10 МиГ-29СЭ и 2 МиГ-29УБ, девять из которых были поставлены в 2004 г.) и Йемена (поставка 2 МиГ-29УБТ). Главным контрактом для РСК остается поставка Индии до 2008 г. 12 палубных МиГ-29К и 4 МиГ-29КУБ на 732 млн. долл. Кроме того, существует опцион еще на 30 самолетов после 2008 г.

В качестве общего итога можно отметить, что относительный успех вышеупомянутых компаний связан с экспортными поставками авиатехники. Это касается как двигателестроительных предприятий, так и корпорации "Аэрокосмическое оборудование", доля которой в контрактах стабильно составляет 15-20% стоимости. Кроме того, продукция компании участвует в поставках на экспорт ЗРК большой дальности и ракет "воздух - воздух".

Вторым в национальном зачете и ровно в середине общего списка идет Концерн ПВО "Алмаз-Антей", который занимает 50 место. Появление Концерна ПВО "Алмаз-Антей" в рейтинге связано с тем, что ранее он не предоставлял сводную отчетность и только в прошлом году назвал свою суммарную выручку, составившую более 38 млрд. руб.

Кроме Концерна ПВО "Алмаз-Антей", из неавиационных производителей в сотню лучших от России вошло только ФГУП "Адмиралтейские верфи", впервые предоставившее финансовую информацию о деятельности за год (404,6 млн. долл.) В октябре 2004 г. Китаю была передана дизель-электрическая подводная лодка пр. 636. Всего по контракту 2002 г. ВМС НОАК получат восемь ДЭПЛ пр. 636 на 1,6 млрд. долл. Пять из них будут построены на "Адмиралтейских верфях". Помимо этого, верфь продолжает строительство ДЭПЛ пр. 677 для ВМФ России.

Выводы: вышеприведенные факты свидетельствуют о том, что доля авиационной составляющей в оборонном производстве России будет неуклонно снижаться. В то же время две другие - военно-морская и ПВО, - наоборот, имеют неплохие перспективы. За счет контрактов на поставку подводных лодок Китаю и ВМФ России, а также восьми дивизионов ЗРС С-300ПМУ2 в КНР "Адмиралтейские верфи", "Алмаз-Антей" и "Аэрокосмическое оборудование" наверняка останутся в сотне лучших. "Адмиралтейские верфи" также имеют неплохие шансы возглавить российский чарт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка