Московский комсомолец
14 августа 2005, 21:20
Вредительство
Бывают такие прозрачные дела, что смысл происходящего очевиден всем. И никакие дополнительные детали не мешают понять, что же происходит на самом деле. "Наезд" Генпрокуратуры на ИФК - одно из таких дел
Но бывают такие прозрачные дела, что смысл происходящего очевиден всем. И никакие дополнительные детали не мешают понять, что же происходит на самом деле. "Наезд" Генпрокуратуры на лизинговую компанию "Ильюшин Финанс и Ко" (ИФК) - одно из таких дел.
"МК" уже писал об этой истории. Коротко напомним суть дела. В 1999 году "Ильюшин Финанс и Ко" была организована для попытки спасти гражданское авиастроение. Задача компании - находить заказчиков на отечественные лайнеры, организовывать кредитное финансирование государственных заводов, на которых эти лайнеры производятся, и после постройки - отбивать вложенные средства, сдавая самолеты в аренду. Вся бизнес-цепочка рассчитана на десятилетия. При этом, так как самолеты не находятся в серийном производстве, то заводам по факту необходима стопроцентная предоплата на несколько лет вперед. Да и покупателей на нашу технику и без того много меньше, чем на "Боинги" или "Аэробусы". В общем, начать лизинг в России - задача тяжелейшая. Но без ее решения сохранить огромную высокотехнологичную отрасль просто невозможно. Ведь ни одна авиакомпания в мире даже из самых высоких альтруистических соображений не сможет перечислить многие десятки миллионов долларов, чтобы через 3-5 лет получить новые машины сразу в собственность. Без лизинга нет покупателей, а следовательно, "Илы" и "Ту" становятся никому не нужными.
Необходимость и важность подобного бизнеса для государства объясняется при этом не только сохранением огромной "технологической юбки" (авиасборочные заводы имеют сотни предприятий-смежников). Для государства сохранение подобной отрасли имеет еще и огромное социальное значение. На воронежском заводе работают 11 тысяч человек, на ульяновском - 12. По сути, это градообразующие предприятия. И от того, как они будут загружены работой, зависит - без преувеличения - жизнь в этих регионах. Особенно в абсолютно нищем Ульяновске.
Поэтому государство неоднократно устами самых разных своих представителей говорило о своем желании поддержать подобный бизнес. Но только в 2001 году, когда "Ильюшин Финанс и Ко" победила на конкурсе среди лизинговых компаний, правительство решилось вложить в нее 130 млн. долларов. Вкладывало, разумеется, не сразу, а по частям. Цену за акции заплатило на 15% меньше, чем частные акционеры, - "Национальный резервный банк" и аффилированные с ним структуры вложили еще 160 млн. Получив 38% акций, государство определило задачу: оно прежде всего заинтересовано в производстве самолетов.
И потихоньку дело пошло. В 2002-2005 годах ИФК профинансировала строительство одного Ту-204-100 и двух Ил-96-300 для "Красноярских авиалиний", двух Ту-204-300 для "Владивосток Авиа", в этом году должна передать еще четыре самолета, из них два Ил-96-300, на экспорт на Кубу. Уже сейчас на строительство самолетов направлено 9,4 миллиарда рублей, из них 65% - из внебюджетных источников. Пакет твердых и опционных заказов ИФК составляет свыше 50 самолетов на сумму около 750 млн. долларов.
Отрасль чуть-чуть задышала. Заводы, которые не могли выплатить долги и пени, заработали. Причем если запустить заказы в серию, то издержки снизятся, вся схема заработает проще и ритмичнее. При этом воронежское авиапредприятие заплатило в 2003-2004 годах свыше 50 млн. долларов налогов. Ульяновский "Авиастар-СП" - еще 30. Это не считая смежников - двигателистов, прибористов, металлургов, которые заплатили свою долю налогов.
Но тем и интересна Россия - пока дела идут плохо, это никого не удивляет и не волнует. Как только где-то появляется жизнь - это сразу вызывает подозрение, а главное, враждебную активность. Тем более что в ближайшие 5 лет государство собирается вложить в авиализинг около 1 миллиарда долларов. А следовательно, эти деньги надо поделить.
И вот в одной из центральных газет публикуется статья, что ИФК неправильно формировался уставной и добавочный капиталы: в 2001 году не все деньги государства были зачтены в устав акционерного общества, а частично были зачислены по статье "добавочный капитал" (то и другое составляет "собственный капитал" компании). Сделано это было, очевидно, с одной целью - уменьшить выплату налогов с денег, перечисленных государством. Получить 120 миллионов, чтобы больше половины тут же вернуть, - это идиотизм. А на что тогда строить самолеты? Долгие годы вся эта бухгалтерская операция казалась вполне законной. У большинства компаний добавочный капитал больше уставного, в том числе и в государственных, - в "Газпроме" в 11 раз, в "Роснефти" в 443 раза. Все действия менеджмента одобрялись представителями государства, государственные органы все регистрировали. Счетная палата подтвердила целевое расходование средств, а аудит ИФК проводила компания с мировым именем - "Эрнст и Янг". Но прокуратуру все это не устроило. По фактам в заметке по отработанной технологии было возбуждено уголовное дело (правда, со второй попытки). Менеджеров подвели к обвинениям в нанесении вреда интересам государства, акции арестованы.
"Закон строг, но это закон". Неизбежность наказания за преступление - главный принцип правосудия. И с такой постановкой вопроса трудно спорить. Зато легко говорить об интересах государства. Дело еще не дошло до суда, а деятельность лизинговой компании парализована. Кредитные цепочки рвутся на глазах - кто же доверит миллионы преступникам? Следующий шаг уже очевиден - заводы встанут, самолеты так и останутся на стапелях. С точки зрения следователей, это все в интересах государства. А бухгалтерская закавыка, которая легко может быть исправлена на собрании акционеров, важнее десятков тысяч живых людей, жизни нескольких регионов, целой отрасли.
С прокуратурой в последние годы спорить никто особо не решается. Превратившись в отдельную ветвь госвласти, она по сути никому не подконтрольна, но сама контролирует всех. Но в этом случае дело кажется таким вопиющим, что губернаторы Воронежской и Ульяновской областей подписали обращение к президенту Путину. Обращение к Путину, Фрадкову и генпрокурору Устинову приняло Заксобрание Ульяновской области. Вице-премьеру Жукову написали директора заводов и гендиректор "Национальной резервной корпорации" (чьи интересы тоже, по логике прокуроров, должны быть ущемлены). Путину же написали руководители Национального инвестиционного совета - Михаил Горбачев и Александр Лебедев, владелец "Национальной резервной корпорации".
Президент снова оказался единственной управой на силовиков, и от его решения опять все зависит. Но такую ситуацию нельзя назвать нормальной.
Губернаторы Кулаков и Морозов осмелели настолько, что открыто пишут президенту, будто еще одна лизинговая компания под названием "ФЛК" пытается использовать правоохранительные органы для уничтожения более эффективного конкурента".
В столице ходит другая версия - Лебедева пытаются зачистить перед московскими выборами в гордуму. Он достаточно популярен, на выборах мэра только официально набрал 12%. Ясно, что в преддверии смены власти в Москве в 2007 году многие хотят очистить поле: не зря Шанцева отправили в Нижний. Якобы клан кремлевских силовиков, чье влияние на прокуратуру, по мнению прессы, очень велико, мог захотеть убрать и путающегося под ногами Лебедева. Ведь для того, чтобы утвердить нужную силовикам кандидатуру мэра, надо не только убедить ВВП, но и уже сейчас избрать правильную гордуму. По мнению некоторых аналитиков, без такого "политического момента" никаким конкурентам не удалась бы операция по фактическому уничтожению "Ильюшин Финанс".
Что вернее - предположение губернаторов Воронежа и Ульяновска или столичные политические слухи - в этом пускай разбирается президент. К тому же это не так и важно. Важно, что мало кто верит в то, что прокуратура просто так среагировала на газетную статью. Огромное большинство уверено в обратном, что правоохранительные органы снова превратились в дубину в конкурентной и политической борьбе. И жертвой в этой борьбе станет не отдельно взятая "Ильюшин Финанс и Ко", а тысячи рабочих, несколько городов, две области... На этом конкретном примере ясно становится видна цена всевластия силовых структур. И неплохо бы, чтобы она стала видна и президенту....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский комсомолец». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции