Ведомости
16 августа 2005, 06:16
Битва в Хитроу
Истинная цена наследства, которое гендиректор British Airways сэр Род Эддингтон передаст в сентябре своему преемнику Уилли Уолшу, в полной мере выявилась в минувшую пятницу
За пять с половиной лет руководства British Airways Эддингтон не раз выводил ее из-под огня. Ему пришлось управлять компанией в условиях экономического спада, терактов, войны в Ираке, эпидемии SARS и, наконец, роста цен на нефть. В отличие от некоторых европейских конкурентов, чахнущих под внешним управлением или балансирующих на грани банкротства, British Airways не только пережила кризис 2001 г, но и стала сильнее. В августе компания опубликовала лучшие за последние восемь лет результаты за I квартал, а в прошлом году получила самую высокую операционную прибыль среди всех авиакомпаний мира.
Впрочем, до некоторых вопросов, например отношений с сервисными компаниями в Хитроу у Эддинггона руки так и не дошли. В итоге каждое лето, когда увеличивается наплыв пассажиров, British Airways приходится работать в условиях форс-мажора.
У компании есть стратегическое решение этой проблемы. В марте 2008 г. British Airways должна перевести все свои операции в Хитроу в новый (пятый) терминал. Благодаря этому компания рассчитывает снизить издержки, потому что ей больше не придется перевозить пассажиров и багаж по огромному аэропорту.
Решать эти вопросы придется уже Уолшу, бывшему гендиректору государственной ирландской авиакомпании Aer Lingus. Бывший летчик, Уолш возглавил Aer Lingus в конце 2001 г.когда после терактов 11 сентября компания потеряла значительную долю рынка и доходов. Она страдала от избыточного штата, плохих отношений с профсоюзами и конкуренции с ирландской Ryanair.
Под руководством Уолша Aer Lingus провела успешную реструктуризацию, едва ли не самую радикальную среди авиакомпаний Европы. Сокращение издержек и снижение цен на авиабилеты позволило повысить ее конкурентоспособность. За два года Aer Lingus сократила штат на 30 % - с 6108 сотрудников в 2001 г. до 4281 в 2003 г. Благодаря этим успехам Уолш и получил приглашение перейти в British Airways. Новый гендиректор, отличающийся жесткостью характера, должен привить British Airways более агрессивный стиль управления.
Уолш покинул Aer Lingus не по своей воле. Он предложил правительству бизнес-план, предполагающий сокращение еще 30 % рабочих мест до 2007 г. и выкуп акций компании менеджментом. Ирландские власти долгое время откладывали приватизацию авиакомпании, а Уолш добивался ее скорейшего проведения. Но получить поддержку правительства он так и не смог. Масла в огонь подливали профсоюзы, выступавшие против сокращения рабочих мест. В конечном итоге Уолшу пришлось признать поражение и уйти в отставку.
Это сражение возобновится теперь в British Airways, только его масштаб будет во много раз большим. Зарубежные рейсы компании в основном летают из Хитроу, аэропорта со штатом в 7000 человек, который считается оплотом профсоюзов в Великобритании. Главный организатор забастовок в Хитроу - профсоюз работников транспорта и разнорабочих (TGWU), хотя здесь есть и профсоюзы поменьше, стремящиеся привлечь в свои ряды рабочих Хитроу.
Забастовку, парализовавшую Хитроу на прошлой неделе, начали сотрудники поставщика борт-питания Gate Gourmet, которые узнали о планах сокращения 800 рабочих мест. Gate Gourmet уже потеряла контракт на обслуживание британской авиакомпании Virgin Atlantic из-за неспособности поставлять продукты по конкурентным ценам.
Главный вопрос, стоящий перед British Airways сводится к тому, сумеет ли компания расстаться со старым багажом неприятностей, когда переедет в новый терминал, или нет. Забастовка, прошедшая на прошлой неделе, может стать первым сигналом начала новой битвы с профсоюзами.
Этот спор является ориентиром для Уолша. И он, возможно, будет действовать не так, как Эддингтон. "Род сделал много, но и Уилли он оставил немало, - говорит топ-менеджер одного из главных конкурентов British Airways. - Род избегает конфронтации, Уилли же не видит в этом большой проблемы. Он может браться за трудные вопросы и заниматься неприятными вещами". Вопрос в том, какую цену ему за это придется заплатить?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Array». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 1, 2023
СМИ: в Мадриде вертолет упал на кольцевую дорогу
Декабрь 1, 2023
Американский бомбардировщик получил искусственный интеллект
Декабрь 1, 2023
Жители Орловской области выбирают название для своего нового аэропорта
Декабрь 1, 2023
Трафик бизнес-джетов растет относительно ноября прошлого года