О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Самолетов будет много

Несмотря на прогнозируемый рост региональных перевозок, магистральные машины по объемам продаж существенно обгоняют региональные. А в денежном исчислении разница еще больше

В мире осталось совсем немного центров, способных выпускать гражданские самолеты. Магистральные лайнеры производят всего две компании в мире - американский концерн Boeing и европейский Airbus. Впрочем, оба они фактически стали концернами мировыми - производство и поставщики размещены во множестве стран.

На рынке региональных пассажирских самолетов тоже осталось только два реально работающих производителя - канадская фирма Bombardier и бразильская Embraer. На этом список более или менее заметных центров - с ежегодными объемами продаж на миллиарды долларов - исчерпывается.

Третьим центром некогда был СССР, но сейчас единый комплекс раздроблен - и еще неизвестно, удастся ли его собрать вновь. Единичные экземпляры самолетов, выпускаемые в России, на Украине и в Узбекистане, на мировую статистику никакого влияния пока не оказывают.

Также пока в мировых прогнозах авторитетной консалтинговой компании Forecast International не особо заметны китайские и иранские производители, хотя с годами ситуация наверняка может измениться.

Несмотря на прогнозируемый рост региональных перевозок, стимулированный, в частности, продвижением авиакомпаний на те рынки, где сейчас наблюдается дефицит авиаперевозок (к ним, кстати, можно отнести практически всю российскую глубинку), магистральные машины по объемам продаж существенно обгоняют региональные. А в денежном исчислении разница еще больше, поскольку магистральные самолеты гораздо дороже региональных.

В целом за текущее пятилетие по прогнозу Forecast International на первом месте по количеству произведенных самолетов будет компания Boeing - 1654 самолета, что обеспечит ей 33% мирового рынка. Airbus отстает совсем немного - 1639 машин, или 32% рынка. Вообще-то начиная с 2003 года Airbus опережает Boeing по числу поставленных самолетов, так что прогнозируемое лидерство Boeing вполне укладывается в диапазон погрешности предсказания.

Третье место занимает Embraer - 696 машин и 14% рынка, Bombardier на четвертом - 594 самолета и 12%. Видно, что разница между ними тоже не столь велика.

Почетное пятое место, что характерно, в прогнозе заняли все остальные самолетостроители мира, вместе взятые. На их долю пришлось (или придется, если верить прогнозу Forecast International) всего 449 самолетов, то есть 9% мирового рынка.

Две стратегии

До недавнего времени и Boeing, и Airbus имели аналогичную продукцию в каждом сегменте рынка, и конкуренция между ними исчерпывалась нюансами, не слишком интересными для широкой публики. Ситуация изменилась на рубеже XXI века, когда оба мировых лидера выбрали разные стратегии развития.

По мнению Boeing, пассажиры будут все чаще отдавать предпочтение прямым рейсам по сравнению с полетами с пересадкой (в принципе, подобная структура перевозок уже сейчас оформилась в США). Поэтому авиакомпаниям понадобятся самолеты уже существующей, а, возможно, и меньшей вместимости, но летать они должны часто и без посадок.

В качестве перспективного самолета нового поколения американский концерн предлагает авиакомпаниям самолет Boeing 787, начало поставок которого ожидается в 2008 году. Это широкофюзеляжный самолет вместимостью (в зависимости от модификации) 220-300 человек и с дальностью беспосадочного перелета 14 200-15 600 км.

Основной упор Boeing делает на экономические характеристики самолета - так, его топливная эффективность должна быть примерно на 20% выше, чем у существующих моделей. Уже сейчас получено около 270 заказов на этот самолет.

Концерн Airbus всего год назад принял решение побороться с Boeing и в этом сегменте, объявив о начале разработки самолета A-350, характеристики которого должны быть еще лучше, чем у конкурента. Сейчас собрано около 130 заказов на производство этого самолета, и уже в сентябре Airbus планирует начать полномасштабные работы над проектом. На рынке A-350 появится не ранее середины 2010 года.

Новые самолеты Airbus и Boeing, выйдя на рынок, будут конкурировать не только между собой, но и с существующими моделями Boeing 767, Boeing 777 и семейством A-330/A-340. Так что борьба в этом секторе ожидается крайне острая.

Согласно прогнозу Boeing, в течение 2005-2024 годов на мировой рынок концерном будет поставлено 21 800 магистральных самолетов, причем на долю широкофюзеляжных машин придется 26% по числу заказов и 47% по их стоимости (суммарный объем рынка на этот период оценивается примерно в 2 трлн. долларов).

Концерн Airbus на тот же период прогнозирует поставки примерно 17 300 машин, причем на долю широкофюзеляжных самолетов отводит сравнимые 27%, но по стоимости - только 38%.

Причина в том, что Airbus делает ключевую ставку на рынок сверхбольших самолетов - вместимостью более 400 человек. По мнению Airbus, рост объемов перевозок ведет к тому, что уже сейчас многие воздушные трассы и аэропорты перегружены, и их пропускной способности не хватает. С другой стороны, конкуренция и глобализация заставляют авиакомпании снижать тарифы.

В связи с этим, полагает Airbus, многие авиакомпании будут вынуждены перестраивать свою сеть от системы прямых рейсов к полетам через крупные пересадочные узлы - хабы. До хабов пассажиры будут добираться на ?обычных? самолетах, а между хабами будут курсировать сверхбольшие лайнеры, которые за счет большого числа пассажиров смогут обеспечить относительно невысокие цены, да и загруженность воздушных трасс заметно сократится.

Весной этого года 555-местный двухпалубный Airbus A-380 совершил первый полет. На эту машину уже собрано почти 160 заказов. Airbus в своих прогнозах отводит большим и сверхбольшим машинам 10% поставок и 22% их стоимости, тогда как Boeing, ограничившись только предварительными исследованиями по конкурентному проекту 747X, отводит этому сегменту рынка более скромные 4% и 12% соответственно.

Подрастающие конкуренты

Рынок узкофюзеляжных самолетов, по оценкам маркетологов обоих глобальных конкурентов, выглядит стабильно. Boeing в своем двадцатилетнем прогнозе полагает, что на долю таких машин придется 70% поставок в штучном исчислении и 41% - в ценовом. По мнению же Airbus - 63% и 40% соответственно.

Американский производитель представлен в этом сегменте семейством Boeing 737 Next Generation, а европейский - семейством A320, и как минимум до 2010 года новых разработок от этих концернов можно не ждать.

Правда, это спокойствие могут нарушить новые конкуренты. Бразильская компания Embraer уже переросла рамки производителя исключительно региональных машин. Ее новое семейство самолетов Embraer 170/175/190/195 имеет вместимость 70-120 человек и дальность 3000-4000 км.

Борьба уже началась - в прошлом году американская авиакомпания - дискаунтер JetBlue, которая до сих пор эксплуатировала исключительно самолеты семейства A-320, разместила заказ на 100 самолетов Embraer 190.

В свою очередь, канадская компания Bombardier в июне на авиасалоне в Ле-Бурже выставила макеты нового семейства самолетов CSeries вместимостью 110-135 человек. В случае успеха программы эти самолеты выступят прямыми конкурентами моделям Airbus A318/319 и Boeing 737-600. Так что затишье в этом секторе рынка только кажущееся....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка