О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Противошахидная оборона

Исполняется ровно год с момента беспрецедентного для России теракта - взрыва смертницами двух самолетов. Теракты унесли жизни 90 человек

В среду исполняется ровно год с момента беспрецедентного для России теракта - взрыва смертницами двух самолетов. Теракты унесли жизни 90 человек. Первой реакцией на трагедию стали страх россиян перед полетами и обещания властей принципиально улучшить систему авиабезопасности. Речь шла о новой законодательной базе и эффективной системе финансирования. ГАЗЕТА попыталась выяснить, что реально сделано для улучшения безопасности полетов.

Вечером 24 августа с интервалом в одну минуту на двух лайнерах, Ту-134 и Ту-154, вылетевших из аэропорта Домодедово, прогремели взрывы. Обломки Ту-134, выполнявшего рейс Москва - Волгоград, рухнули в Тульской области, искореженные части Ту-154, следовавшего по маршруту Москва - Сочи, нашли в Ростовской области.

Все пассажиры и члены экипажей обоих самолетов - всего 90 человек - погибли. Как позже показало следствие, на самолетах сработали взрывные устройства, приведенные в действие террористками-смертницами.

По горячим следам

Августовские теракты наглядно продемонстрировали неадекватность всей системы авиационной безопасности России новым видам террористических угроз.

Произошедшая за три года до этого американская трагедия 11 сентября, когда смертники "Аль-Кайеды" протаранили здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, как оказалось, уроком для российских властей не стала.

К слову, после событий 11 сентября система авиабезопасности в США была кардинально реформирована. В течение всего двух месяцев американцы приняли закон прямого действия об авиационной и транспортной безопасности. В стране была создана администрация транспортной безопасности, которой только в первый год из госбюджета было выделено 3 млрд. долларов, а впоследствии - еще 7 млрд. Кроме того, американцы организовали внебюджетное финансирование, введя обязательный пятидолларовый сбор с каждого пассажира. На эти деньги было закуплено новое досмотровое оборудование, переучены сотрудники. У нас же до терактов о необходимости усиления авиабезопасности только велись разговоры.

И вот, как говорится, гром грянул. Итогом страшных событий стала настоящая истерия в высших эшелонах власти. Аэропортам были даны указания при досмотре раздевать и разувать людей, отбирать у них любые мало-мальски опасные предметы.

Первый месяц после терактов был самым непростым - у людей появился страх перед полетами. Многие российские авиакомпании вынуждены были отправлять самолеты полупустыми, а их убытки за первый месяц исчислялись миллионами долларов.

Власти же поспешили заверить граждан, что сделают все, чтобы избежать в будущем подобных ЧП. Решено было полностью изменить систему авиационной безопасности.

В первую очередь речь шла об усовершенствовании нормативно-правовой базы. Минтрансу и Госдуме поручили разработать и принять в кратчайшие сроки поправки к Воздушному кодексу, которые позволили бы принимать участие в охране аэропортов и личной проверке пассажиров сотрудникам МВД.

Было решено форсированными темпами принять и другие нормативные акты, создающие более эффективную систему финансирования авиабезопасности и устанавливающие жесткие правила поведения авиапассажиров и оснащения аэропортов. По идее, все это должно было приблизить Россию к тем принципам, которые стали исповедовать США, Германия и Франция после 11 сентября.

Живи за свой счет

Что же реально изменилось за прошедший год? Уж точно подтвердилась поговорка - время лечит. Людской страх к полетам сошел на нет, и наполняемость самолетов вернулась на прежний уровень.

Что касается обещаний правительства, то механизм сбора средств для переоснащения аэропортов новой досмотровой техникой остается прежним: как и раньше, основной источник - сбор с авиакомпаний за авиационную безопасность. Для каждого аэропорта сумма своя, а ее размер определяет Федеральная служба по тарифам (ФСТ). И хотя в этом году ставки сборов были увеличены на порядок, а то и больше (от 20 до 300%), проблему это не решило.

"Нам, к примеру, даже после 60-процентного увеличения сборов пришлось инвестировать собственные средства в авиабезопасность, - сказал ГАЗЕТЕ заместитель генерального директора по авиационной безопасности аэропорта Шереметьево Руслан Фадеев. - Грубо говоря, если поделить сбор за авиабезопасность на число проходящих через наш аэропорт пассажиров, получится примерно 80 рублей на каждого. Вот и считайте, какую безопасность может получить человек за эти деньги".

В какой-то степени решить проблему могли бы бюджетные средства, но в этом году на переоснащение аэропортов было выделено примерно столько же, сколько и в предыдущие годы, - порядка 150 млн. рублей. "Это капля в море. А учитывая, что эти средства Минфин решил распределить между четырнадцатью аэропортами, находящимися в федеральной собственности, Шереметьево, как и другие акционированные аэропорты, ничего не получит", - говорит Фадеев.

Надо добавить, что Минэкономразвития проводит активную политику по акционированию оставшихся в госсобственности предприятий, в том числе и аэропортов. Учитывая это, через два-три года Минфин сможет вообще закрыть бюджетное финансирование системы авиационной безопасности. Вот и получается, что деньги на авиабезопасность аэропортам приходится находить самостоятельно.

Группа "Ист Лайн", управляющая аэропортом Домодедово, вложила за год в покупку дорогостоящих приборов около 20 млн. долларов. "Наш плюс в том, что сразу после терактов мы смогли перераспределить инвестиции компании на безопасность с других проектов", - рассказывает ГАЗЕТЕ начальник службы авиабезопасности Домодедово Александр Золотарев. "Только содержание уже созданной системы безопасности обходится аэропорту в 1 млн. долларов ежемесячно", - уточняет председатель совета директоров группы "Ист Лайн" Дмитрий Каменщик.

Примерно по той же схеме действуют и Шереметьево, и Внуково. Большинству же других аэропортов (а в России их около четырехсот) приходится работать со старым досмотровым оборудованием и не самыми квалифицированными кадрами. "В основном это аэропорты с небольшой интенсивностью полетов, малым потоком пассажиров. Теоретически это самые уязвимые места", - рассказывает ГАЗЕТЕ замруководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Валерий Салеев.

Хочу все знать

Учитывая финансовое благополучие Шереметьево, Домодедово и Внуково, неудивительно, что там придерживаются самых строгих по сравнению с другими аэропортами правил прохождения предполетного досмотра. Так, например, пассажиры подвергаются практически тотальному контролю.

"После терактов все нововведения пассажиры ощутили сразу, - говорит Золотарев. - После того как человек, сняв обувь, ремень и все лишние вещи, прошел через рамку металлодетектора, он еще проходит и так называемую тактильную проверку: пассажира ощупывает инспектор службы безопасности".

В Домодедово с подозрительными пассажирами работают персонально по системе профайлинга (специально подготовленные сотрудники задают вопросы, устраивая своего рода психологический тест), потом их могут дополнительно провести через рентгенографический сканер. "Та система безопасности, что у нас уже есть, - результат восьмилетней работы, - рассказывает Каменщик. - Чтобы создать только кинологическую службу, нужно два года. Если говорить о совершенно новом оборудовании, которое появилось у нас после терактов, это в первую очередь рентгенографические сканеры. До терактов никому и в голову не приходило, что запрещенные предметы человек может проносить в полостях тела".

Сейчас в Домодедово думают над тем, как уйти от процедуры снятия обуви. Это доставляет пассажирам самое большое неудобство. По словам Каменщика, в принципе, это возможно и технологии, заменяющие такую проверку, в мире уже стали появляться.

Повышенная бдительность приносит свои плоды. Как говорят в Домодедово, по факту проноса запрещенных предметов только за этот год было возбуждено несколько уголовных дел. И хотя взрывчатку никто пронести не пытался, предметы, при помощи которых можно организовать взрыв в самолете, найдены были.

Показательный случай произошел пару недель назад в Домодедово. "Нам удалось задержать человека в штатском, у которого на теле оказался "пояс шахида". Оказалось, что это был переодетый сотрудник МВД, а его взрывное устройство было муляжом", - делится впечатлениями Золотарев.

В аэропортах задумываются о превентивных мерах. "Имеет смысл заняться предварительным сбором информации о пассажирах, как это уже давно делается в США, - говорит Руслан Фадеев. - Получив данные о пассажире уже во время бронирования билетов, пограничник и службы безопасности будут обладать необходимой информацией для эффективной работы. Таким образом, мы сможем не только повысить качество проверки, но и избежать очередей на погранконтроле".

Некоторые наиболее радикальные реформаторы предлагают вернуться к практике сопровождения воздушных судов вооруженными охранниками. Однако в самих авиакомпаниях и аэропортах говорят, что основной заградительный барьер должен строиться на земле. Система вооруженной охраны в воздухе совершенно не эффективна. Как неоднократно признавали американцы, которые сами все же пользуются услугами воздушных маршалов на своих рейсах, главная их задача - не допустить в кабину пилотов посторонних лиц. Каким бы профессионалом ни был вооруженный охранник, предотвратить события по сценарию 24 августа, когда террористки-смертницы без всяких заявлений взорвали самолеты, он не сможет. Более того, наличие вооруженного охранника на борту воздушного судна просто небезопасно, считают в Ространснадзоре. В документах Международной организации гражданской авиации (ИКАО) их присутствие в самолете рассматривается как дополнительный фактор угрозы пассажирам.

Эффективных законов по-прежнему нет

Увы, но за год кроме поправок к Воздушному кодексу, которые расширяют полномочия сотрудников МВД, других нормативных актов принято не было. Скажем, федеральные авиационные правила, устанавливающие требования авиационной безопасности к аэропортам, Минтранс разработал еще в конце прошлого года и направил в Минюст. Но информации о том, что министерство его зарегистрировало, до сих пор нет.

Именно в этом документе предусмотрен обязательный ручной досмотр перед полетом или использование рентгенографических сканеров. Поправки же к Воздушному кодексу, которые были приняты в марте 2005 года, размыли ответственность за осуществление досмотра: теперь его проводят совместно сотрудники МВД и аэропортовых служб безопасности.

Эксперты сходятся во мнении, что необходимо создать новый полноценный закон "Об авиационной безопасности". С его помощью можно было бы не только разделить полномочия между службами безопасности и МВД, но и решить вопрос ресурсного обеспечения аэропортов. И речь идет даже не о прямом бюджетном финансировании. В законе можно было бы, к примеру, предусмотреть схемы лизинга досмотровой техники. Кроме того, государство могло бы ввести льготные таможенные пошлины для ввоза досмотровой техники иностранного производства, не выпускаемой российской промышленностью, и так далее.

Атаковать защищенный объект

Вероятность терактов на воздушном транспорте по-прежнему велика. Угрозы в адрес мирных жителей России повторяются регулярно. "В этом свете даже то, что за последнее время было сделано на воздушном транспорте, безусловно, положительный момент, - считает эксперт по проблемам ислама Георгий Энгельгардт. - Общий порог безопасности поднят. А это означает, что для проведения теракта потребуется больше ресурсов, больше подготовки и больше сил, чем год назад. Пусть забор вырос хоть на сантиметр, но иногда даже это может сыграть ключевую роль".

Другое дело, что террористы не стоят на месте. Совсем недавно в Лондоне - одном из самых безопасных городов мира, где эффективно действует полицейский режим, - произошли серийные теракты. "Хотя степень защищенности объекта всегда берется в расчет при подготовке теракта, помешать террористам провести его там, где им этого хочется, в том числе и еще раз атаковать даже защищенный объект, невозможно, - считает Энгельгардт, - абсолютной безопасности нет нигде". С этим утверждением согласен и Валерий Салеев: "Создать систему, которая на сто процентов гарантировала бы безопасность, в принципе невозможно. Это вывод не наш, а международных экспертов. Мы можем только стремиться к тому, чтобы максимально снизить вероятность совершения теракта".

"Вы куда летите? А в Краснодаре вас кто встречает? Какой у ваших встречающих телефон? А давайте им позвоним"

В понедельник управляющая аэропортом Домодедово компания "Ист Лайн" устроила показательную проверку. Журналисты смогли лицезреть все этапы общения служб безопасности с потенциальными террористами.

Уже на самом первом этапе пассажир, приехавший в аэропорт, может подвергнуться проверке металлодетектором и газоанализатором. Подозрительные сумки сотрудники службы безопасности могут проверить при помощи собак-ищеек, реагирующих на взрывчатые вещества. С вызывающими же подозрение пассажирами общение может начать профессиональный профайлер. Вопросы, как правило, не слишком сложные: "Вы куда летите? А в Краснодаре вас кто встречает? Какой у ваших встречающих телефон? А давайте им позвоним". По реакции человека можно понять, что он из себя представляет.

Действия всех находящихся в аэропорту людей круглосуточно фиксируются на видеокамеры, установленные по всему периметру залов ожидания. У входа в зону досмотра при общении с пассажиром используется мини-детектор лжи, так называемый экспресс-анализатор, позволяющий понять, говорит ли человек правду. Проверка металлодетектором в зоне досмотра обязательна. Кроме того, сотрудники безопасности проводят тактильный (пассажир ощупывается) и ручной досмотры мелких предметов. Обувь, верхняя одежда, ручная кладь проверяются при помощи цветных интроскопов. Если, пройдя в зоне досмотра стандартную процедуру проверки, пассажир все же вызывает подозрение, его могут проверить при помощи дополнительных досмотровых приборов, к которым относятся рентгенографические сканеры (позволяют найти запрещенные предметы в полости тела), переносные газоанализаторы и обнаружители следов взрывчатых и наркотических веществ, арочный детектор (для обнаружения взрывчатых веществ: зайдя в него, пассажир продувается струей воздуха), портативная система для анализа жидкостей.

Не менее строг и багажный контроль. Сейчас в аэропорту работает единственная в России система обработки багажа со 100-процентным досмотром на интроскопах, встроенных в багажную линию. В планах Домодедово внедрить многоуровневую автоматизированную систему проверки багажа (Hold Baggage Screening) стоимостью более 20 млн. долларов. Такая система в Европе установлена пока только в аэропортах Мюнхена, Франкфурта и Лондона. Кроме того, в Домодедово на предмет безопасности проверяется весь груз, почта и бортовое питание. Такому же контролю, как пассажиры, подвергаются собственные сотрудники и экипажи самолетов. Самолеты, перед тем как в них зайдут пассажиры, досматриваются. Во время стоянки лайнеры берутся под охрану аэропортовой службы безопасности....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка