О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Национальный аэрокосмический журнал "Взлёт", №8-9/2005

Вышел в свет номер №8-9/2005 (август-сентябрь) национального аэрокосмического журнала "Взлёт". Содержание номера

Вышел в свет номер №8-9/2005 (август-сентябрь) национального аэрокосмического журнала "Взлёт". Содержание номера:

ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ
"Кузнецов" собирается в поход
"Морской Змей" готовится к службе
"Легенды мировой авиации" в Монино

Генерал армии Владимир Михайлов: "Россия и впредь будет оставаться ведущей авиастроительной державой"
Геополитическая роль России обуславливает наличие у нее Военно-воздушных сил, способных выполнить задачу сдерживания и при необходимости нейтрализовать любую воздушно-космическую угрозу. Выполнение данной геополитической функции России требует соответствующего уровня технической оснащенности авиации ее ВВС. Исходя из геополитического фактора, ВВС России, территория которой составляет одну шестую часть земной суши, должны обеспечивать возможность решения возлагаемых на них задач практически во всем известном диапазоне физико-географических и климатических условий, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Такой широкий диапазон условий применения предопределил необходимость создания уникальной системы вооружений ВВС, которой располагают в настоящее время только две страны мира - Россия и США. Накануне Дня Воздушного флота России мы встретились с Главнокомандующим Военно-воздушными силами генералом армии Владимиром Михайловым и попросили его рассказать о том, как будут развиваться ВВС страны в ближайшие годы

ОВТ.
Отклонение вектора тяги дает МиГ-29М принципиально новые возможности


Одной из главных новинок предстоящего авиасалона МАКС-2005 обещает стать опытный сверхманевренный многофункциональный истребитель МиГ-29ОВТ, уникальный комплекс пилотажа на котором в ходе программы показательных полетов выставки будет демонстрировать старший летчик-испытатель РСК "МиГ" Герой России Павел Власов. Самолет создан на базе предсерийного истребителя МиГ-29М №156 и является по сути летающей лабораторией для отработки двигателей РД-33 с всеракурсным отклонением вектора тяги (ОВТ) - так называемой системой КЛИВТ, разработанной санкт-петербургским "Заводом им. В.Я. Климова", - и исследования влияния ОВТ на пилотажные и тактические возможности истребителя. Те, кто уже видел полеты этой машины, утверждают, что МиГ-29ОВТ по своим маневренным возможностям не уступает, а в чем-то даже превосходит традиционную "звезду" показательного пилотажа - сверхманевренный Су-30МКИ. Однако дело даже не в демонстрации уникальных фигур маневрирования: всеракурсное отклонение вектора тяги на новом "миге" дает ему принципиально новые возможности не только на режимах сверхманевренности, но и при традиционном пилотировании. Уже известно, что двигателями с подобной системой ОВТ будут оснащаться будущие серийные истребители МиГ-29М и МиГ-29М2.

Краткий обзор исследований по управлению вектором тяги на истребителях в России, США и Западной Европе, анализ различных схем ОВТ, подробности о разработанной "Климовым" системе КЛИВТ и самолете МиГ-29М с двигателями РД-33 с ОВТ - в материале Андрея Фомина

ВВС Чехии: Прощай, МиГ-21, здравствуй, "Грипен"!

Как уже сообщал наш журнал, Чехия стала первой страной Восточной Европы, принявшей на вооружение новые шведские истребители JAS39 "Грипен". В соответствии с контрактом, Чехия получит в лизинг сроком на 10 лет 14 таких самолетов - 12 одноместных JAS39C и две "спарки" JAS39D. Первые шесть "Грипенов" прибыли на расположенную в 70 км к юго-востоку от Праги авиабазу "Часлав" 18 апреля этого года. Здесь они вошли в состав 21-й авиабазы ВВС Чехии, которая до сих пор эксплуатировала истребители советского производства МиГ-21МФ. Однако время берет свое, и легендарные "миги" уступают место более современным истребителям. Прощанию с МиГ-21, прослужившими в ВВС Чехии 45 лет, и принятию на вооружению "Грипенов" было посвящено авиашоу на аэродроме "Часлав", прошедшее 21 мая этого года. На нем побывали наши специальные корреспонденты Елена и Максим Кузовковы


МАКС 2005

Фестиваль пилотажных групп на МАКС-2005


Одним из выгодных отличий авиасалона МАКС от других крупнейших международных авиационных выставок является традиционно насыщенная программа показательных полетов. По этому показателю МАКС, пожалуй, превосходит даже таких лидеров аэрокосмического выставочного бизнеса, как Ле-Бурже и Фарнборо. По традиции, помимо демонстрации в воздухе многочисленных серийных и новых образцов авиационной техники военного и гражданского назначения, в небе Жуковского в рамках МАКС выступает сразу несколько авиационных групп высшего пилотажа. На предыдущем авиасалоне в 2003 г. к отечественным "Русским Витязям", "Стрижам", "Руси" и "Небесным рыцарям" впервые присоединились две заграничные команды - "Фречче Триколори" из Италии и "Патруль де Франс" из Франции. Их выступления запланированы и на нынешнем МАКС-2005.

За прошедшие с прошлого авиасалона два года в составе этих групп произошли изменения, поэтому накануне их новых выступлений в Жуковском мы решили познакомить читателей с составами "Фречче Триколори" и "Патруль де Франс" 2005 г., а заодно немного рассказать о самих группах. Представлять российским читателям "Русских Витязей" и "Стрижей" особого смысла не имеет - о них знают даже далекие от авиации обыватели. Тем не менее, в жизни ведущих российских пилотажников за прошедшее с МАКС-2003 время также произошли немалые изменения, значительно обновился их состав, и сегодня мы кратко рассказываем о "Витязях" и "Стрижах" "образца 2005 г.".

Современные российские истребители на МАКС-2005

Самолеты-истребители традиционно являются одной из основных движущих сил прогресса в авиации. Это объясняется тем, что по совокупности условий их применения и ставящихся боевых задач, конструкторам приходится разрабатывать и воплощать в них самые передовые технические решения в области самолето- и двигателестроения, материаловедения, радиоэлектроники и т.д. Неудивительно поэтому, что истребители пользуются повышенным интересом у специалистов и посетителей авиационных выставок, а их показательные полеты являются одним из наиболее захватывающих номеров программы летного показа.

Как и в прежние годы, на МАКС-2005 ведущие российские разработчики самолетов-истребителей - РСК "МиГ" и "ОКБ Сухого" - представят практически всю линейку спроектированных ими в последние годы самолетов. Предлагаемый вниманию читателей обзор содержит краткие сведения о всех находящихся сегодня в активной стадии жизненного цикла современных российских истребителях. При этом акцент делается на фактических и статистических данных по состоянию программ разработки и постройки таких самолетов, которые обычно остаются за рамками выставочных планшетов и буклетов. Эти сведения могут помочь читателю лучше разобраться в увиденном на МАКС-2005, избежать путаницы в названиях, свойственной некоторым российским разработчикам, и выяснить то место, которое сейчас реально занимает тот или иной самолет в ВВС России и зарубежных стран, а также какие перспективы он будет иметь в ближайшие годы


ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ
Ан-148 проходит испытания жарой и высокогорьем
Бе-103 в Санкт-Петербурге
"Минводы" получают "Альфу"
На электричке - во "Внуково"
"Домодедово" обошло "Шереметьево"

Дороги, которые мы выбираем

С начала 90-х гг. по вполне понятным сегодня причинам в России начался спад пассажирских перевозок. "Аэрофлот" рассыпался на множество "удельных княжеств", в которых на первое место вышло понятие прибыли. Первое время доставшиеся им от "Аэрофлота" машины, на фоне снижения пассажиропотока, вполне справлялись со своей задачей. Примерно пять лет назад ситуация стала меняться - причем во всех сегментах рынка. Рост наблюдается и на внутренних, и на международных линиях. А что же происходит с предложением? Провозная способность существующего парка самолетов авиакомпаний неуклонно сокращается. Ужесточение требований ICAO уже привело к тому, что многие российские лайнеры в цивилизованные страны просто не пускают. Естественно, существующую технику можно и нужно модернизировать, необходимо продлевать ее ресурс. Но это не решение проблемы, это - возможность выиграть время для принятия решения. Собственно говоря, времени-то практически и не осталось.

Составить достойную конкуренцию импорту российскими авиакомпаниями подержанных "иномарок" может только принципиально новый, отвечающий современным и перспективным мировым требованиям отечественный пассажирский самолет. Разработка его в настоящее время ведется совместно специалистами двух прославленных российских самолетостроительных ОКБ, носящих имена А.С. Яковлева и С.В. Ильюшина. Андрей Юргенсон анализирует особенности конструкции и перспективы создания ближне-среднемагистрального самолета (БСМС) 21-го века МС-21

"Двенадцатитонник"

Одной из проблем на пути создания перспективного российского ближне-среднемагистрального самолета вместимостью 120-180 пассажиров, каким может стать разрабатываемый в настоящее время в ОКБ им. А.С. Яковлева и АК им. С.В. Ильюшина проект МС-21, является отсутствие в настоящее время отечественных авиадвигателей в классе тяги 12 000 кгс, которые будут отвечать ужесточающимся международным требованиям по экономичности, экологии и уровню шума. Использование в силовой установке такого самолета импортных двигателей ведет к резкому увеличению его стоимости и вызывает зависимость эксплуатирующих его авиакомпаний от поставок запчастей из-за границы. Поэтому в России и на Украине недавно начаты работы по проектированию новых двигателей 12-тонного класса для перспективных гражданских самолетов. Пермское ОАО "Авиадвигатель" создает двигатель ПС-12, а ГП "Ивченко-Прогресс" в кооперации с ФГУП "ММПП "Салют", ОАО "Мотор Сич" и ОАО "УМПО" - двигатель АИ-436Т12. Соглашение между участниками кооперации о совместных работах по этой программе подписано 1 июля этого года. О новом проекте корреспонденту "Взлёта" рассказывает генеральный конструктор ГП "Ивченко-Прогресс" Федор Муравченко


ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Создан новый вариант "Ансата"
Самарский Ан-140 наконец в воздухе
Беспилотный ряд "Иркута"

Юрий Ласточкин: "Наша цель - создание конкурентоспособной компании"

Одним из заметных событий недавнего второго Международного военно-морского салона в С.-Петербурге стало подписание генерального соглашения между НПО "Сатурн", заводом "Киров-Энергомаш" и НПО "Аврора" о создании и производстве корабельных газотурбинных агрегатов. Таким образом, "Сатурн", всемирно известный своими авиационными двигателями, продемонстрировал уверенное стремление расширять бизнес в области газотурбостроения. Двигателями "Сатурна" сегодня оснащаются все истребители марки "Су", сотни транспортных самолетов Ил-76 всех вариантов и модификаций, с ними летают пассажирские авиалайнеры Ил-62М и Ту-154М, опытные вертолеты Ка-60, ими комплектуются управляемые ракеты класса "воздух-поверхность". Его наземные энергетические установки работают в интересах "Газпрома" и РАО "ЕЭС". А теперь газовые турбины "Сатурна" найдут применение и на кораблях ВМФ России. В первый день МВМС-2005, незадолго до подписания соглашения по морским энергоустановкам, генеральный директор НПО "Сатурн" Юрий Ласточкин встретился с журналистами и ответил на наши вопросы об основных авиационных программах, которые осуществляет сейчас возглавляемое им предприятие

Рейтинг предприятий ОПК России.
Авиапром в этом году может сдать свое лидерство кораблестроителям


В июне 2005 г. Центр анализа стратегий и технологий завершил свое ежегодное исследование "Рейтинг предприятий российского оборонно-промышленного комплекса". Главная цель исследования заключается в мониторинге финансово-экономической динамики лидирующих экономических субъектов российского ОПК. Новым по сравнению с предыдущими исследованиями такого рода стало включение в состав рейтинга некоторых КБ и предприятий авиационной промышленности, которые работают преимущественно в области гражданской авиации. Это отражает восприятие данных предприятий как интегральной части высокотехнологичного комплекса России, который преимущественно, но не полностью, представлен предприятиями оборонной промышленности. С этим же подходом связано и пристальное внимание, которое в ходе исследования уделяется проблеме диверсификации оборонно-промышленных компаний в сторону производства гражданской продукции. С результатами проведенного исследования с читателями "Взлёта" делится директор Центр анализа стратегий и технологий Руслан Пухов


КОСМОНАВТИКА
"Байконур" отметил полувековой юбилей
Падение "Молнии"
"Солнечному парусу" снова не повезло

"Клипер": многоразовый преемник "союзов"?

В начале XXI века пилотируемая космонавтика, как российская, так и американская, продолжает эксплуатацию пилотируемых космических кораблей, разработанных более четверти века назад. Это отлично зарекомендовавший себя российский одноразовый КК "Союз" (летает уже 38 лет) и американский многоразовый транспортный космический корабль "Спейс Шаттл", запускаемый с 1981 г. Необходимо отметить, что оба уже не полностью удовлетворяют современным возросшим требованиям к пилотируемым кораблям. Исходя из этого, РКК "Энергия" уже несколько лет ведет разработку частично многоразового пилотируемого космического корабля нового поколения. Первая информация о "Клипере", как назвали новый корабль, была обнародована в феврале 2004 г. В РКК "Энергия" проработали несколько вариантов такого аппарата и построили несколько его моделей и макетов, показывающих различные технические решения, которые могут быть использованы при разработке перспективного многоразового КК. Публичная презентация полноразмерного макета крылатой версии "Клипера" состоится в рамках авиасалона МАКС-2005. О проблемах разработки перспективного многоразового космического корабля, известных на сегодня технических подробностях о проекте "Клипер" и возможных альтернативах - в материалы Михаила Жердева

"Возвращение к звездам". Новая экспедиция "шаттла" продлевает жизнь космическим "челнокам"

9 августа миллионы жителей Земли, прильнув к экранам телевизоров и мониторов компьютеров, затаив дыхание, ждали волнующего события - завершения первого после позапрошлогодней катастрофы "Колумбии" полета американского космического челнока "Дискавери". Наконец, в 16 ч 12 мин по московскому времени (в США в это время было раннее утро), колеса шасси "Дискавери" мягко коснулись ВПП военно-воздушной базы "Эдвардс" в Калифорнии. Миллионы людей облегченно вздохнули. Неоднократно переносившаяся и прошедшая не без проблем миссия STS-114 благополучно завершилась, доказав что полеты "шаттлов" могут продолжаться. Владимир Щербаков рассказывает о долгожданном полете "Дискавери" и рассматривает перспективы программы "Спейс Шаттл"


АВИАЦИОННЫЙ СПОРТ
Все "золото" - снова у России!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Взлёт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка