О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Год великого перелома

Прошедшие восемь месяцев стали ключевыми для всех трех крупных аэропортов Московского авиационного узла - Внуково, Домодедово и Шереметьево

Прошедшие восемь месяцев стали ключевыми для всех трех крупных аэропортов Московского авиационного узла (МАУ) - Внуково, Домодедово и Шереметьево. Домодедово, последние годы неумолимо догонявшее Шереметьево по количеству обслуженных пассажиров, в этом году наконец стало лидером аэропортового бизнеса в стране. Но успех группы "Ист Лайн", управляющей аэропортом, был омрачен судебными разбирательствами с Росимуществом. Шереметьево же в своем развитии пока делает ставку на повышение качества предоставляемых услуг и рассчитывает осуществить количественный рывок после строительства третьего терминала, судьба которого окончательно определилась только в этом году. А Внуково за последние месяцы опередило всех по темпу прироста пассажиропотока и открыло железнодорожное сообщение с Москвой. С осени аэропорты начинают большую стройку, по окончании которой их суммарная пропускная способность вдвое превысит нынешний общероссийский пассажиропоток. Но чтобы окупить многомиллиардные инвестиции в строительство и реконструкцию, аэропортам нужно наращивать прибыль от неавиационного бизнеса до международного уровня: 40-60% с нынешних 10-15%.

На три аэропорта Московского авиаузла приходится две трети российского пассажиропотока. В прошлом году услугами Внукова, Домодедова и Шереметьева воспользовались около 28 млн человек. В авиационных кругах время от времени обсуждается идея создания единой для всего МАУ управляющей компании, которая могла бы распоряжаться всем имуществом и землей аэропортов, проводить единую коммерческую политику. Подобная программа реализуется в Германии, где аэропортами Берлина и Бранденбурга управляет один холдинг. Но, похоже, пока МАУ не готов к тому, чтобы стать единым хабом, а о создании единой управляющей компании для аэропортов Москвы авиационные власти пока не думают. "На нынешнем этапе каждый аэропорт развивается динамично и эффективно. Пока пассажиропоток позволяет каждому аэропорту развиваться самостоятельно,- считает и. о. руководителя Росавиации Александр Юрчик.- Возможно, когда ни будь они разовьются настолько, что им потребуется рационализировать потоки, координировать действия, налаживать между собой связи".

Поэтому в концепции развития сети российских аэропортов и Внукову, и Домодедову, и Шереметьеву отводится роль хабов. То есть, в обозримом будущем аэропорты МАУ продолжат соревнование за пассажиров и авиакомпании.

Шереметьево

В аэропорту Шереметьево, на 100% принадлежащем государству, в текущем году произошло сразу несколько знаковых событий. После долгого перерыва у аэропорта появился генеральный директор - Михаил Василенко. Кроме того, давнему проекту "Аэрофлота" по строительству третьего терминала Шереметьева был дан "зеленый свет". В июне "Аэрофлот" выбрал генподрядчика строительства Шереметьева-3 (стоимость проекта $430 млн), им стало дочернее предприятие турецкой фирмы Enka, которая возвела здания Государственной думы и правительства России. Всего почти за 20 лет работы на российском рынке Enka реализовала 150 проектов на общую сумму $4 млрд. Третий терминал с годовой пропускной способностью 9 млн человек планируется ввести в эксплуатацию осенью 2007 года. По словам Василенко, в этом терминале расположатся "Аэрофлот" со своими партнерами по SkyTeam.

"После ввода в строй Шереметьева-3 и концентрации в нем альянса SkyTeam появится возможность привлечения в Шереметьево других международных перевозчиков",- сказал генеральный директор аэропорта. Ожидается, что стройка начнется осенью.

Но этим планы по расширению Шереметьева не ограничиваются. На прошлой неделе в рамках Московского авиакосмического салона в Жуковском Михаил Василенко представил планы развития шереметьевского комплекса. Помимо строительства третьего терминала они предусматривают реконструкцию двух имеющихся. Василенко сообщает, что пропускная способность Шереметьево-1 и Шереметьево-2 составляет 10 млн человек в год, между тем фактический пассажиропоток в 2004 году превысил 13 млн. До 2007 года оба терминала планируется расширить таким образом, что пропускная способность первого вырастет до 5 млн человек, а второго - до 18 млн. Обновленный и достроенный шереметьевский комплекс будет способен обслуживать 32 млн человек в год.

Внуково

В конце 2003 года 60,88% акций ОАО "Аэропорт Внуково" были переданы федеральным центром московскому правительству в счет субвенций за исполнение Москвой столичных функций. Еще 36,5% акций принадлежат частной компании, по некоторым данным, близкой к менеджменту аэропорта и Авиационно-нефтяной компании, которая владеет внуковским топливно-заправочным комплексом. В результате допэмиссии, проведение которой уже одобрено, пакет столичных властей будет увеличен до 75%. Пассажиропоток в 2004 году - 2,5 млн человек, за восемь месяцев этого года - около 2 млн.

Стремительно терявший в последние годы пассажиропоток Внуково в 2005-м столь же стремительно начал набирать обороты. В планах аэропорта обслужить в этом году 5 млн человек вместо 2,5 млн в прошлом. Внуково сегодня, пожалуй, единственный московский аэропорт, не страдающий от перегрузки. Тем не менее в августе аэропорт начал строительство нового международного терминала пропускной способностью 7 млн человек.

Окончание стройки намечено на 2007 год. В результате реконструкции имеющихся площадей и строительства новых пропускная способность Внукова вырастет до 22 млн человек. Задача заполнить новые мощности к 2015 и окупить инвестиции в размере $1,3 млрд на первый взгляд кажется сложно выполнимой.

"Динамика прироста пассажиропотока во Внукове за прошедшие месяцы говорит о том, что у аэропорта есть неплохие шансы для развития",- отмечает представитель одной из компаний, работающих в аэропорту. Впрочем, он затруднился оценить реальность задачи увеличения пассажиропотока во Внукове.

Между тем во Внукове появились новые перевозчики. Полностью перевела сюда рейсы авиакомпания правительства Москвы "Атлант-Союз", открыл рейсы из Внукова в города Германии немецкий дискаунтер Germanwings, начала полеты из Внукова азербайджанская Azal, пришли такие перевозчики, как "Пулково", "Башкирские авиалинии", "Якутия", "Пермские авиалинии", "Авиакомпания ВАСО" и "Владивосток Авиа". По словам генерального директора компании "Внуково Хэндлинг" Олега Ветвинского, создание в аэропорту единого агента от всех аэропортовых компаний, занимающихся наземным обслуживанием самолетов, помогает привлечению во Внуково новых перевозчиков. "Теперь, чтобы начать полеты в аэропорт, им не нужно заключать десятки договоров. Достаточно прийти во "Внуково Хэндлинг"",- говорит Ветвинский. Но, по его словам, прирост пассажиропотока во Внукове обеспечивается не только с помощью хендлингового оператора. Привлекательность аэропорта повышается с открытием железнодорожного сообщения между аэропортом и Москвой. Впрочем, несмотря на динамичность развития, Внукову еще далеко до Домодедова и Шереметьева, обслуживающих значительно больше пассажиров - около 13 млн человек каждый.

Домодедово

Последние два года между двумя крупнейшими аэропортами страны, Домодедово и Шереметьево, шла неформальная борьба за первое место по пассажиропотоку. Прошлым летом Домодедово на один месяц захватило пальму первенства, но окончательно закрепить успех смогло только в этом году.

В апреле расстановка сил между аэропортами изменилась в пользу Домодедова, а Шереметьево впервые показало отрицательную динамику прироста числа перевезенных пассажиров. Другими словами, пассажиропоток Шереметьева начал падать (3,254 млн человек за четыре месяца), а показатели Домодедова продолжали расти (3,329 млн человек за аналогичный период времени).

В прошедшие месяцы эта тенденция только укрепилась. Но победа Домодедова оказалась пирровой. Этим летом у группы "Ист Лайн", управляющей аэропортом, начались судебные тяжбы с Росимуществом.

Федеральные власти оспаривают 75-летний договор аренды терминала аэропорта Домодедово. Рассмотрение иска Росимущества по возвращению терминала в госсобственность отложено на сентябрь. Но директор по PR группы "Ист Лайн" Анна Краснова говорит, что стороны ведут активные переговоры по решению проблемы во внесудебном порядке.

Так что "Ист Лайн" продолжает реализацию программы развития аэропорта до 2020 года, которая предполагает увеличение площадей залов выдачи багажа пассажирам международных и внутренних линий, количества стоек регистрации, открытие VIP- и бизнес-залов.

В 2006 году компания планирует приступить к строительству второго терминала, который станет продолжением существующего. Ожидается, что Домодедово-2, способное обслуживать 16 млн человек в год и предназначенное для международных линий, будет введено в эксплуатацию в 2007-2008 годах. Тогда суммарная пропускная способность домодедовского комплекса превысит 30 млн человек. "Ист Лайн" также ведет переговоры об организации прямого железнодорожного сообщения от станции "Комсомольская" и от Курского вокзала. По действующему маршруту Домодедово-Павелецкая планируется увеличить частоту движения поездов и обновить подвижной состав.

А пока "Ист Лайн" проводит структурные изменения внутри группы. В частности, принято решение о переименовании "Ист Лайн Хэндлинг" в "Коммерческое агентство аэропорта Домодедово". КААД будет концентрировать финансовые потоки, поступающие от авиакомпаний, и распределять их между оказывающими услуги предприятиями, анализировать конъюнктуру рынка и потребности авиакомпаний.

При этом доходы агентства будут минимальными, достаточными лишь для собственного содержания. Новая компания станет полным правопреемником "Ист Лайн Хэндлинг" по ранее заключенным договорам по сотрудничеству с авиакомпаниями, обслуживающимися в аэропорту Домодедово.

Производственной деятельностью, оперативным наземным обслуживанием воздушных судов авиакомпаний-клиентов аэропорта будет заниматься компания "Домодедово Аэропорт Хэндлинг".

МАУ

Через два-три года Московский авиаузел серьезно преобразится, если, конечно, операторы Внукова, Домодедова и Шереметьева реализуют задуманное. Суммарная пропускная способность МАУ приблизится к 80 млн человек. "Программа развития аэропортов опирается только на оптимистические прогнозы роста пассажиропотока в России,- отмечает ведущий эксперт ОАО "НИИ экономики авиационной промышленности" Олег Пантелеев.- В случае если рост цен на авиабилеты продолжится, то объем перевозок воздушным транспортом может даже сократиться. Тогда окажется, что прогнозы аэропортов слишком завышены".

Аэропорты признают, что объемов перевозок, соизмеримых с заявленными пропускными способностями, Московский авиаузел за два-три года не достигнет."Все пропускные способности аэропортов заявлены с заделом на будущее",- поясняет пресс-секретарь Внукова Константин Конаныхин. По его словам, окупать многомиллиардные инвестиции в строительство аэропорты будут с помощью наращивания доходов от неавиационной деятельности.

По мнению Пантелеева, аэропортам необходимо нарастить неавиационные доходы до уровня прибыли от основной деятельности.

В Шереметьеве, в структуре доходов шереметьевского комплекса за 2004 год, доля неавиационных доходов составила 27%. По сравнению с общероссийскими 10-15% это весьма неплохой показатель, но у ведущих западных аэропортов он превышает 40%, а иногда достигает и 60%. Чтобы увеличить поступления от непрофильного бизнеса, Шереметьево совместно с международным оператором беспошлинной торговли Dufry разрабатывает концепцию реорганизации торговых площадей и управления деятельностью арендаторов и концессионеров.

Кроме того, руководство аэропорта намерено создать собственного оператора Duty Free.

Для этого предполагается зарегистрировать ООО с уставным капиталом в $20 млн. Всего в аэропорту Шереметьево сейчас насчитывается до десяти операторов, специализирующихся на торговле Duty Free.

Впрочем, они не боятся, что в новом плане для них не найдется места. И. о. гендиректора компании PortAlliance (оператор Шереметьева-2) Михаил Борисовский называет расширение зоны беспошлинной торговли "положительным шагом со стороны руководства МАШ". "Даже с приходом новых игроков и увеличением конкуренции поток посетителей и, соответственно, доходы компании вряд ли уменьшатся. Само расширение торговой зоны - грамотное решение",- уверен Борисовский.

В Домодедове, где доля неавиационных доходов составляет примерно 15%, в этом году появилось несколько новых ресторанов в рамках создания единого торгово-развлекательного комплекса "Домодедово-Плаза". Планы развития предусматривают создание деловой зоны и тематических развлекательных парков. Во Внукове планы по увеличению доходов от неавиационной деятельности пока не раскрывают, но говорят, что такая задача стоит перед аэропортом. Известно лишь, что консультации по развитию неавиационного бизнеса аэропорт Внуково ведет с берлинским аэропортом Шененфельд....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес & FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка