АвиаПорт.Ru
2 сентября 2005, 14:53
Почему в московском авиатакси польские "Стрижи" и "Соколы"?
Заявление будущего вертолетного оператора о приобретении для нужд московского авиатакси польских вертолетов W-3А "Сокол" и SW-4 "Стриж" стало для многих полной неожиданностью
Это уже вторая попытка пришествия легких польских вертолетов в РФ. Первая состоялась в начале 90-х, когда был сертифицирован W-3A и приобретена первая дюжина "Соколов". Однако она закончилась неудачей. После катастрофы одного из них вертолеты были возвращены на родину, где использовались для тушения пожаров на юге Европы. Теперь вот вторая попытка, и сразу такой коммерческий "успех", породивший не мало вопросов.
Вот лишь некоторые из них. Странно, не правда ли, вертолеты в России не летали, не летают и… сразу же в столичное такси. За какие заслуги? Быть может для начала потренироваться на других воздушных работах, а потом уж и в столицу? Откуда такая забота о зарубежном производителе, когда у нас самих стали появляться свои российские вертолеты, во многом не уступающие западным аналогам? Почему именно "Стрижи" и "Соколы"? Господа организаторы, где Ваши аргументы "за" или "против"? Каковы количественные значения критериев отбора? Кроме официальных заявлений и интервью, ответов на эти и другие вопросы мы так и не слышали. Организаторы посчитали не нужным ни отвечать, ни спрашивать будущего заказчика такси. Что дадим, на том и полетите!
Основные характеристики польских вертолетов приведены в таблице
Наименование | W-3A | SW-4 |
---|---|---|
Максимальна взлетная масса, кг | 6400 | 1800 |
Масса полезного груза, кг | 2100 | 700 |
Крейсерская скорость полета, км/ч | 243 | 218 |
Скороподъемность, м/с | 10,2 | 8,1 |
Практический потолок, м | 5430 | 4200 |
Потолок висения без влияния земли, м | 2460 | 910 |
Максимальная дальность полета, км | 1100 (перегоночная) | 458 |
Максимальная продолжительность полета, ч | 4,56 | 5,2 |
Силовая установка | 2хPZL-10В | Allison 250-C20R/2 |
Взлетная мощность, л.с. | 2 х 900 | 457 |
Длина фюзеляжа, м | 14,21 | 8,25 |
Диаметр несущего винта, м | 15,7 | 9,0 |
Диаметр рулевого винта, м | 3,03 | 1,5 |
Размеры кабины, м | 3,21х1,38х1,55 | 2,14х1,27х1,41 |
Вместимость, чел. | 2 + 10 | 1 + 4 |
Стоимость, долл. | 3 160 000 | 750 000 |
А что из всей системы вертолетных ценностей больше всего волнует будущего заказчика столичного такси? При всей значимости летно-технических, экономических, экологических характеристик и комфорта, на мой взгляд, на первое место сегодня выходят два фактора.
Первый, уровень безопасности полетов. Какие бы мы красивые слова не говорили про скорость и продолжительность полета, стоимость билетов или уровень шума, любая неудача поставит под сомнение всю программу, а это огромные средства. На первое место должна быть поставлена система обеспечения безопасности полетов, в которой центральное место занимает выбор вертолета с репутацией безопасной машины.
Второй, который непосредственно связан с первым, это открытость компании. Единственный рычаг, способный сегодня поднять нашу безопасность полетов на качественно новый уровень (а в столице России, может быть только такой подход), лишь максимально приоткрыв авиационную кухню. В авиации любая ложь или обман в конечном итоге приводит к трагедии. Поэтому мы должны знать всю "подноготную" кандидатов в столичное такси.
Недавняя катастрофа американского вертолета в Эстонии, когда S-76 упал сразу же после взлета в Таллине, наглядное тому подтверждение. Какой смысл твердить о парке из 500 вертолетов S-76 и налете в 4 млн. часов, если нет понятных ответов о причинах одной, единственной трагедии. Что касается открытости, Sikorsky очень любит напоминать всем о своих успехах, но не любит отвечать на "трудные" вопросы по безопасности полетов, даже места на сайте компании не нашлось, чтобы выразить соболезнования семьям погибших в Балтийском заливе.
А что наши польские друзья могут ответить по этим двум позициям?
О безопасности. Особой надежностью польские вертолетостроители никогда не выделялись. Уже в середине 80-х после получения очередного нового польского Ми-2, наши специалисты разбирали вертолеты, чтобы убедиться в правильности сборки. Большие нарекания были и к польским двигателям ГТД-350, особенно по второй опоре. Прошла целая эпопея опасных отказов в воздухе, когда приходилось ночью садиться с одним отказавшим двигателем. Сервисным обслуживанием поляки тоже не славились. Нерасторопность и недостаточно высокая квалификация, когда нужно было интенсивно летать, постоянно выводили из себя.
Об открытости. Какова летная история "Стрижа" и "Сокола" (уровень надежности, безопасности, живучести), мы не знаем. Производитель собирается поднимать вертолеты в небо столицы, а представители PZL Swidnik, на МАКС-2005 ничего не могут сказать об использовании вертолетов. Рекламный буклет, пожалуйста, а о вертолетах - сразу ссылки на незнание языка. В результате, что мы знаем о послужном списке польских вертолетов, ничего.
Таким образом, очередное одностороннее, если не сказать кулуарное, решение по выбору "Стрижей" и "Соколов", по меньшей мере, удивило. За какие заслуги, и каким образом, не летая в России, они сумели настолько очаровать организаторов, что слету были приняты в московское такси.
И последнее, будущее пассажиры в праве не только знать, но и влиять на выбор вертолетов, на которых их собираются возить. Поэтому нужен, я уже повторяюсь, честный и открытый (насколько это возможно) конкурс, такой чтобы после объявления результатов и ни у специалистов, ни у обывателей не округлялись глаза от изумления, "а почему польские "Стрижи" и "Соколы" в московском авиатакси"?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Array». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 28, 2023
Аэропорт Кисловодска может возобновить работу
Ноябрь 28, 2023
В Петербурге запустили серийное производство БПЛА "Ветер" двойного назначения
Ноябрь 28, 2023
Михаил Погосян: "Этапом на пути к беспилотию станут самолеты с одним членом экипажа"
Ноябрь 28, 2023
Минэнерго предложило использовать биотопливо на основе торфа для авиации