Независимая газета
9 сентября 2005, 14:04
Продавать оружие можно, но по частям
На последней стадии согласований находится Указ В. Путина "Вопросы военно-технического сотрудничества с иностранными государствами"
Все попытки предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), которые пытались добиться права на самостоятельную торговлю готовой продукцией и тем самым получать напрямую средства для своего дальнейшего развития, оказались тщетны. Как объявил помощник президента, только 21 предприятию будет разрешено заключать контракты с зарубежными заказчиками без посредника, да и то лишь на поставку запчастей и оказание услуг.
Сегодня лицензиями на внешнеторговую деятельность владеют 11 производителей, в том числе такие крупные предприятия, как АХК "Сухой", ФГУП РСК "МиГ", ГУП "КБ приборостроения", ФГУП "КБ машиностроения" и ОАО "ВПК "НПО машиностроения". Однако, по словам Приходько, сегодня эффективно работать на мировом рынке оружия пока удается только 7 поставщикам военной техники.
Еще в начале этого года, отчитываясь перед президентом о работе за 2004 год, глава ФГУП "Рособоронэкспорт" Сергей Чемезов ратовал за упрощение процесса получения предприятиями ОПК лицензий на право ведения внешнеэкономической деятельности. Однако их место он видит главным образом в поставках запасных частей. Чемезов пытался убедить главу государства, что решить задачу увеличения объема экспорта вооружения способно только его ведомство. И, судя по всему, это ему удалось. Эксперты, предсказывавшие, что "Рособоронэкспорт" окончательно возьмет в свои руки экспорт ВВТ, а производителям оставит хлопотную сферу торговли запчастями и сервисное обслуживание проданной военной техники, оказались недалеки от истины.
В соответствии с новым указом расширены полномочия федеральной службы по ВТС. Теперь с санкции президента она может предоставлять предприятиям оборонки права на проведение внешнеторговых операций. Это может касаться, как сообщил Приходько, только поставок запчастей, агрегатов, узлов, приборов, комплектующих изделий специального, учебного и вспомогательного имущества, технической документации на экспортную военную технику. Кроме того, производители смогут самостоятельно договариваться с импортерами о проведении работ по освидетельствованию, эталонированию, продлению срока эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту, модернизации, утилизации и о других мероприятиях, обеспечивающих комплексное техническое обслуживание ранее поставленной продукции.
Мировая практика эксплуатации военной техники показывает, что от 60 до 70% средней стоимости жизненного цикла систем оружия составляют расходы на их обслуживание и эксплуатацию. Т.е. на истребитель стоимостью 30 млн. долл. владельцу придется потратить еще пару десятков миллионов. Но это, что называется, "длинные деньги", которые производители смогут получать малыми порциями в течение двух, а то и трех десятков лет, да и то после гарантийных сроков службы техники, которые могут составлять 10-12 лет. Поэтому новый указ никак не меняет ситуацию в экспортной сфере российского оружия. "Рособоронэкспорт" будет по прежнему рулить 80-90% всех оружейных контрактов. А заводчанам, балансирующим на грани выживания, будут продолжать отпускать средства по остаточному принципу, выдавая им по маленькому кусочку экспортного пирога и оставляя большую головную боль недофинансирования.
Если верить Приходько, не оставлен в указе без внимания и вопрос чиновничьего бюрократизма. Теперь будут приняты конкретные меры по устранению в работе, связанной с поставками продукции военного назначения, факторов, сдерживающих ее оперативность и гибкость - прежде всего избыточного количества ступеней согласования при принятии решений. Сегодня рядовому директору оборонного предприятия для оформления лицензии на торговлю запчастями или ремонт требуется 2-3 года. Только в одном Минобороны надо собрать до 40 подписей в различных инстанциях, прежде чем разрешительный документ появится на столе Сергея Иванова.
Многие эксперты отмечают, что новый указ направлен на сохранение и даже на рост роли государственной монополии "Рособоронэкспорта" в части торговли готовым вооружением. Зато государство позволит оборонным предприятиям самим решать нелегкую задачу налаживания поставок запасных частей за рубеж, упростив для них условия выхода в этот сегмент рынка, поскольку сегодня многие провалы в заключении контрактов на поставки российского оружия связаны именно с этой компонентой внешнеторговой деятельности.
В 2004 году Россия была крупнейшим поставщиком вооружений в страны Азии и Африки и заняла по этому показателю второе место после США. Однако большая часть ее экспорта - почти 80% - приходится на долю Китая и Индии. Буквально вчера министр обороны РФ Сергей Иванов сообщил, что Китай намерен закупить партию военно-транспортных самолетов Ил-76 и авиазаправщиков Ил-78. Но эти быстроразвивающиеся страны предпочитают приобретать технику вместе с лицензиями на ее изготовление. Ряд специалистов отмечает, что через десяток лет, исчерпав российский рынок военных технологий и освоив их, гиганты Азии могут повернуться в сторону более развитого Запада.
Поэтому нельзя не согласиться с директором Центра анализа стратегий и технологий Русланом Пуховым, считающим, что "не так важно, сколько компаний продает вооружение за рубеж, как важно, ведутся ли в этой стране фундаментальные разработки, то есть не продает ли она последнее". А сегодняшнее состояние ОПК свидетельствует о том, что на проведение НИОКР у него просто нет денег....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться