О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Китайский контракт

Успешное военно-техническое сотрудничество невозможно без политического доверия

После первых в истории российско-китайских учений официальный визит в Россию министра обороны КНР Цао Ганчуаня уже не выглядел неожиданным. Напротив. Как известно, в последние годы российско-китайские отношения приобрели хорошую динамику и требуют наполнения конкретными делами. Вот и этот визит был приурочен к вполне конкретному и значимому событию - заседанию российско-китайской Межправительственной комиссии по ВТС.

Китайская сторона основательно подготовилась к встрече. Вместе с министром обороны 5 сентября в Москву прибыла довольно многочисленная делегация - в составе 42 человек. Среди них член Центрального военного совета КНР, начальник вооружения НОАК генерал-полковник Чэнь Биндэ, начальник Комитета оборонной науки, техники и оборонной промышленности Чжан Юньчуань, а также представители ВПК, торговли, Министерства финансов, Китайского народного банка. Российская сторона обеспечила своим партнерам все необходимые условия для работы. В Москве гостей разместили в "Президент-отеле", их встречал и постоянно сопровождал заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками генерал-полковник Владимир Молтенской. А 7 сентября, после первого раунда переговоров в Москве, российская и китайская делегации двумя военными бортами отбыли в Сочи.

Сама природа и погода на побережье Черного моря (температура и воздуха, и воды - +25) располагали к результативным контактам, влияли на общую атмосферу переговоров. Хотя журналистов на само заседание, проходившее в санатории "Русь", не пустили, но по выражению лиц участников, настроению членов делегаций видно было: все идет по плану. А речь за закрытыми дверями шла об очень серьезной сфере взаимоотношений двух государств - военно-техническом сотрудничестве - и конкретно о продаже Китаю партии самолетов Ил-76МД и Ил-78 (топливозаправщика).

Напомню, российско-китайское ВТС (как и наши взаимоотношения в целом) развивалось непросто, пройдя в своем развитии два этапа. Военные связи СССР и КНР были установлены еще в 1949 г., но в 1969-м вследствие известного ухудшения советско-китайских отношений были приостановлены. С 1949 по 1969 г. Китаю было поставлено вооружения и военной техники (ВВТ) на общую сумму около 4,1 млрд. долл. США. В 1951-1960 гг. КНР было оказано техническое содействие в создании и дооборудовании объектов военного назначения на сумму 439,3 млн. долларов. Кроме того, в 1949-1962 гг. передано безвозмездно 650 лицензий на производство ВВТ. Конечно же, наши специалисты помогали осваивать китайским товарищам эту технику. За период сотрудничества в КНР командировано 5250 военных советников и специалистов. А в вузах Минобороны СССР подготовлено 1578 китайских военнослужащих. Интересно, что нынешний министр обороны КНР генерал-полковник Цао Ганчуань тоже обучался у нас. В 1963 г. он окончил Военную академию им. Ф.Э. Дзержинского в Москве.

После многолетнего перерыва ВТС между нашими странами возобновилось лишь в 1990 г. Сегодня оно носит крупномасштабный и динамичный характер, основываясь на положениях межправительственного Соглашения о ВТС (подписано 24 ноября 1992 г.) и Меморандума о понимании между правительствами России и КНР о ВТС (подписан 18 декабря 1992 г.). Кстати, именно тогда и возникла идея создать российско-китайскую смешанную межправительственную комиссию, которая могла бы на плановой основе постоянно координировать деятельность участников ВТС. А председателем ее российской части в 2002 году стал министр обороны Сергей Иванов.

Всего за истекший период (с августа 1992 г.) состоялось 11 заседаний комиссии, которые проходили попеременно в Москве и Пекине. И вот теперь 12-е заседание впервые состоялось в Сочи. Оно завершилось подписанием контракта на поставку Китаю, как дипломатично скажет министр обороны РФ Сергей Иванов, "штатной партии самолетов Ил-76 и Ил-78". Как стало известно "ВПК", эта партия составит более 30 самолетов (34 - 38). Четыре из которых - танкеры-заправщики Ил-78. А общая сумма контракта равна 850 млн. долларов.

Интересно, что производиться самолеты будут не в России, а в Узбекистане, с которым у нас заключено соответствующее соглашение. Там сохранились необходимые техническая документация, оснастка и подготовленные кадры. При этом от 70% до 90% комплектующих будут поставляться из РФ. Увы, в России нет завода, где сегодня могли бы сразу взяться за изготовление подобных машин. Лишь в последнее время предпринимаются определенные меры по производству самолета Ил-76МФ (с более высокими ТТХ) в Воронежском самолетостроительном акционерном обществе - здесь сейчас выпускают гражданский аэробус Ил-96. Но для этого потребуются серьезные финансовые вложения (до 250 млн. долларов) и немало времени. А российско-китайский контракт выгоден как для России, так и для Узбекистана.

После завершения работы комиссии министры обороны РФ и КНР встретились с журналистами. "Сфера военно-технического сотрудничества - всегда очень чувствительная сфера отношений между государствами и составляет одну из основных частей стратегического партнерства России и КНР, - подчеркнул министр обороны РФ Сергей Иванов. - А столь масштабные объемы ВТС вообще возможны лишь в том случае, если между странами существует климат политического доверия. У нас с КНР глубокие, устоявшиеся контакты в военной сфере; и недавние российско-китайские учения - наглядное тому подтверждение". "Что касается контракта, то конкретная тематика и номенклатура поставок обычно не оглашаются, - добавил Сергей Иванов. - Это стандартная международная практика, а не патологическая секретность".

И все же торговать, образно говоря, только "железом" недостаточно. Необходимо глубокое военно-политическое взаимодействие и схожие подходы к урегулированию ряда международных проблем, в том числе в "горячих точках". У РФ и КНР есть такое взаимопонимание и по проблеме Тайваня, и по проблеме Чечни. А также по Ираку, бывшей Югославии, другим "горячим точкам". На этих основополагающих факторах и положениях, а также взаимопонимании и уважении позиций друг друга и основывается наше стратегическое партнерство. Сегодня, например, в вузах России обучаются более 500 военнослужащих Китая. (В учебных заведениях ни одной страны мира не учится столько китайских военнослужащих). Это почетно, но в то же время налагает на нас серьезные обязательства. Как отметил Сергей Иванов, сегодня и мы в России думаем о направлении наших курсантов в Китай для изучения китайского языка. Совместные учения на Дальнем Востоке вскрыли нехватку таких специалистов.

Глава военного ведомства КНР генерал-полковник Цао Ганчуань согласился с тем, что на заседании межправительственной комиссии и встречах с российским руководством достигнуто взаимопонимание по самому широкому кругу вопросов. В том числе по обмену делегациями, обучению китайских военнослужащих и, конечно, в сфере ВТС. "Все это - свидетельство высокого уровня взаимоотношений двух стран", - подытожил Цао Ганчуань.

В работе комиссии участвовали и представители оборонного комплекса России. Кто-то из них обронил фразу о том, что сделку по поставкам Ил-76 в КНР можно назвать "контрактом века". Видимо, это слишком громкие слова. Да и главное не в названии, даже не в количестве проданных самолетов. А в том, что два великих соседа - Россия и Китай - вновь говорят на одном языке - языке дружбы и взаимопонимания. Они стратегические партнеры, отстаивающие вместе с Индией, многими другими государствами принципы многополярного мира. И с этим нельзя не считаться.

Как отметил принимавший участие в работе комиссии Дмитрий Извеков, руководитель ведущего страховщика российской "оборонки" - "Русского страхового центра", "в условиях общего углубления стратегического партнерства России и КНР страхование становится существенной частью военно-технического сотрудничества между нашими странами". Российские страховщики должны обеспечить финансовые гарантии на всех этапах реализации внешнеэкономических программ и исполнения обязательств по контрактам, заключенным по линии двустороннего ВТС, чтобы не допустить инцидентов с причинением убытков, которые, к сожалению, еще происходят, как, например, при недавнем пожаре на "Северной верфи", подчеркнул Д. Извеков....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка