Военно-промышленный курьер
14 сентября 2005, 10:16
Китайский контракт
Успешное военно-техническое сотрудничество невозможно без политического доверия
Китайская сторона основательно подготовилась к встрече. Вместе с министром обороны 5 сентября в Москву прибыла довольно многочисленная делегация - в составе 42 человек. Среди них член Центрального военного совета КНР, начальник вооружения НОАК генерал-полковник Чэнь Биндэ, начальник Комитета оборонной науки, техники и оборонной промышленности Чжан Юньчуань, а также представители ВПК, торговли, Министерства финансов, Китайского народного банка. Российская сторона обеспечила своим партнерам все необходимые условия для работы. В Москве гостей разместили в "Президент-отеле", их встречал и постоянно сопровождал заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками генерал-полковник Владимир Молтенской. А 7 сентября, после первого раунда переговоров в Москве, российская и китайская делегации двумя военными бортами отбыли в Сочи.
Сама природа и погода на побережье Черного моря (температура и воздуха, и воды - +25) располагали к результативным контактам, влияли на общую атмосферу переговоров. Хотя журналистов на само заседание, проходившее в санатории "Русь", не пустили, но по выражению лиц участников, настроению членов делегаций видно было: все идет по плану. А речь за закрытыми дверями шла об очень серьезной сфере взаимоотношений двух государств - военно-техническом сотрудничестве - и конкретно о продаже Китаю партии самолетов Ил-76МД и Ил-78 (топливозаправщика).
Напомню, российско-китайское ВТС (как и наши взаимоотношения в целом) развивалось непросто, пройдя в своем развитии два этапа. Военные связи СССР и КНР были установлены еще в 1949 г., но в 1969-м вследствие известного ухудшения советско-китайских отношений были приостановлены. С 1949 по 1969 г. Китаю было поставлено вооружения и военной техники (ВВТ) на общую сумму около 4,1 млрд. долл. США. В 1951-1960 гг. КНР было оказано техническое содействие в создании и дооборудовании объектов военного назначения на сумму 439,3 млн. долларов. Кроме того, в 1949-1962 гг. передано безвозмездно 650 лицензий на производство ВВТ. Конечно же, наши специалисты помогали осваивать китайским товарищам эту технику. За период сотрудничества в КНР командировано 5250 военных советников и специалистов. А в вузах Минобороны СССР подготовлено 1578 китайских военнослужащих. Интересно, что нынешний министр обороны КНР генерал-полковник Цао Ганчуань тоже обучался у нас. В 1963 г. он окончил Военную академию им. Ф.Э. Дзержинского в Москве.
После многолетнего перерыва ВТС между нашими странами возобновилось лишь в 1990 г. Сегодня оно носит крупномасштабный и динамичный характер, основываясь на положениях межправительственного Соглашения о ВТС (подписано 24 ноября 1992 г.) и Меморандума о понимании между правительствами России и КНР о ВТС (подписан 18 декабря 1992 г.). Кстати, именно тогда и возникла идея создать российско-китайскую смешанную межправительственную комиссию, которая могла бы на плановой основе постоянно координировать деятельность участников ВТС. А председателем ее российской части в 2002 году стал министр обороны Сергей Иванов.
Всего за истекший период (с августа 1992 г.) состоялось 11 заседаний комиссии, которые проходили попеременно в Москве и Пекине. И вот теперь 12-е заседание впервые состоялось в Сочи. Оно завершилось подписанием контракта на поставку Китаю, как дипломатично скажет министр обороны РФ Сергей Иванов, "штатной партии самолетов Ил-76 и Ил-78". Как стало известно "ВПК", эта партия составит более 30 самолетов (34 - 38). Четыре из которых - танкеры-заправщики Ил-78. А общая сумма контракта равна 850 млн. долларов.
Интересно, что производиться самолеты будут не в России, а в Узбекистане, с которым у нас заключено соответствующее соглашение. Там сохранились необходимые техническая документация, оснастка и подготовленные кадры. При этом от 70% до 90% комплектующих будут поставляться из РФ. Увы, в России нет завода, где сегодня могли бы сразу взяться за изготовление подобных машин. Лишь в последнее время предпринимаются определенные меры по производству самолета Ил-76МФ (с более высокими ТТХ) в Воронежском самолетостроительном акционерном обществе - здесь сейчас выпускают гражданский аэробус Ил-96. Но для этого потребуются серьезные финансовые вложения (до 250 млн. долларов) и немало времени. А российско-китайский контракт выгоден как для России, так и для Узбекистана.
После завершения работы комиссии министры обороны РФ и КНР встретились с журналистами. "Сфера военно-технического сотрудничества - всегда очень чувствительная сфера отношений между государствами и составляет одну из основных частей стратегического партнерства России и КНР, - подчеркнул министр обороны РФ Сергей Иванов. - А столь масштабные объемы ВТС вообще возможны лишь в том случае, если между странами существует климат политического доверия. У нас с КНР глубокие, устоявшиеся контакты в военной сфере; и недавние российско-китайские учения - наглядное тому подтверждение". "Что касается контракта, то конкретная тематика и номенклатура поставок обычно не оглашаются, - добавил Сергей Иванов. - Это стандартная международная практика, а не патологическая секретность".
И все же торговать, образно говоря, только "железом" недостаточно. Необходимо глубокое военно-политическое взаимодействие и схожие подходы к урегулированию ряда международных проблем, в том числе в "горячих точках". У РФ и КНР есть такое взаимопонимание и по проблеме Тайваня, и по проблеме Чечни. А также по Ираку, бывшей Югославии, другим "горячим точкам". На этих основополагающих факторах и положениях, а также взаимопонимании и уважении позиций друг друга и основывается наше стратегическое партнерство. Сегодня, например, в вузах России обучаются более 500 военнослужащих Китая. (В учебных заведениях ни одной страны мира не учится столько китайских военнослужащих). Это почетно, но в то же время налагает на нас серьезные обязательства. Как отметил Сергей Иванов, сегодня и мы в России думаем о направлении наших курсантов в Китай для изучения китайского языка. Совместные учения на Дальнем Востоке вскрыли нехватку таких специалистов.
Глава военного ведомства КНР генерал-полковник Цао Ганчуань согласился с тем, что на заседании межправительственной комиссии и встречах с российским руководством достигнуто взаимопонимание по самому широкому кругу вопросов. В том числе по обмену делегациями, обучению китайских военнослужащих и, конечно, в сфере ВТС. "Все это - свидетельство высокого уровня взаимоотношений двух стран", - подытожил Цао Ганчуань.
В работе комиссии участвовали и представители оборонного комплекса России. Кто-то из них обронил фразу о том, что сделку по поставкам Ил-76 в КНР можно назвать "контрактом века". Видимо, это слишком громкие слова. Да и главное не в названии, даже не в количестве проданных самолетов. А в том, что два великих соседа - Россия и Китай - вновь говорят на одном языке - языке дружбы и взаимопонимания. Они стратегические партнеры, отстаивающие вместе с Индией, многими другими государствами принципы многополярного мира. И с этим нельзя не считаться.
Как отметил принимавший участие в работе комиссии Дмитрий Извеков, руководитель ведущего страховщика российской "оборонки" - "Русского страхового центра", "в условиях общего углубления стратегического партнерства России и КНР страхование становится существенной частью военно-технического сотрудничества между нашими странами". Российские страховщики должны обеспечить финансовые гарантии на всех этапах реализации внешнеэкономических программ и исполнения обязательств по контрактам, заключенным по линии двустороннего ВТС, чтобы не допустить инцидентов с причинением убытков, которые, к сожалению, еще происходят, как, например, при недавнем пожаре на "Северной верфи", подчеркнул Д. Извеков....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114