Военно-промышленный курьер
14 сентября 2005, 10:23
Борьба за палубу
Россия, Индия и Китай имеют планы по строительству авианосцев. Для оснащения этих кораблей потребуются новые палубные самолеты. У нас их строят две фирмы - РСК "МиГ" и АХК "Сухой"
Есть все основания предполагать, что индийские и китайские авианосцы будут оснащены российскими палубными самолетами и вертолетами. Правда, индийские и китайские инженеры работают над собственными проектами, но вряд ли они смогут достигнуть уровня России в ближайшей перспективе.
Несмотря на собственную программу по палубному варианту истребителя LCA Tejas (Naval LCA), в конце 2003 г. Индия выдала РСК "МиГ" заказ на общую сумму порядка 720 млн. долл. на двенадцать МиГ-29К и четыре МиГ-29КУБ (поставка в 2007-2009 гг.) с опционом еще на тридцать машин (поставка до 2015 г.). Эти самолеты предназначены для Vikramaditya. А опцион связан с вопросами оснащения авианосцев серии Air Defence Ship (ADS), которые в переводе на русский можно обозначать как "Корабли ПВО". Их будет не менее двух (возможно, четыре).
Индия
В последнем варианте ADS представляет собой авианосец, по размерам близкий к Vikramaditya. Вероятно, индийские стратеги желают иметь в будущем составе ВМС максимально унифицированные авианосцы, чтобы сэкономить на строительстве и комплектации самих кораблей, их систем и вооружения, а также на подготовке персонала.
Проследив эволюцию взглядов индийского командования на облик ADS, можно заметить, что проект несколько раз серьезно пересматривался. Исторически он задумывался как продолжение линии английских авианосцев - носителей самолетов с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой типа Harrier фирмы BAE Systems. Viraat - единственный индийский авианосец в составе действующего флота - был в 1986 г. куплен у Великобритании, где служил в Королевских ВМС под именем Hermes. Этот корабль, сданный флоту еще в 1959 г., прошел переоборудование в так называемый "носитель "Харриеров" (Harrier-carrier).
Заметим, что на основе опыта Hermes в Британии построили три легких авианосца - Invincible, Illustious и Ark Royal - специально под самолеты Sea Harrier. Индия намеревалась купить Invincible, но сделка не состоялась, и недавно Королевские ВМС объявили о списании корабля. Отказ Дели от Invincible объясняется покупкой "Адмирала Горшкова": более крупный российский корабль (полное водоизмещение 45400 т против 19500 т) лучше "вписывался" в амбициозные планы развития индийского океанского флота. Сначала индусы хотели использовать "Горшкова" как Harrier-carrier (с авиагруппой из 24 Sea Harrier Mk.53). Однако после нескольких раундов переговоров с российскими партнерами Индия решила радикально перестроить корабль. На основе предложений "Невского ПКБ" ТАВКР проекта 1143.4 превращается в "нормальный" авианосец проекта 1143.0 со сплошной летной палубой (от носа до кормы), аэрофинишерами и трамплином для обеспечения полетов МиГ-29К.
Решение по "Горшкову" отразилось на ADS. Индусы отказались от начального проекта и перепроектировали авианосец в соответствии с концепцией STOBAR (short takeoff but arrested recovery - "короткий взлет, но посадка на аэрофинишер"). На деле STOBAR - это "англоязычная" интерпретация концепции "советского авианосца", нашедшей воплощение в "Адмирале Кузнецове". В новом облике ADS представляет собой "оптимизированный" Vikramaditya. Скорее всего, и многие системы индийских авианосцев будут либо закуплены в России, либо сделаны по лицензии. А состав авиагруппы ADS будет аналогичен Vikramaditya.
Интересно отметить, что вступивший в январе 2005 г. в должность командующего индийским флотом адмирал Арун Пракаш - кадровый летчик. Получив образование в Великобритании, где его летная практика проводилась на УТС Hawk, Арун затем освоил другие типы боевых самолетов, в том числе Sea Harrier, летал с авианосцев Virkrant и Viraat. В России надеются, что Пракаш сумеет отстоять приоритетное положение программ Virkamaditya и ADS в индийском военном бюджете. А это, естественно, отразится на загрузке российских предприятий.
Китай
Проблемы строительства авианосцев в Китае "ВПК" рассматривает в отдельной статье. Конечно, собственных опыта и технологий палубной авиации в КНР пока совсем немного. Поэтому, если китайские авианосцы появятся, то их, наверное, постараются оснастить проверенным российским оборудованием и авиатехникой.
ВТС между нашими странами активизируется. Недавнее подписание крупных контрактов по военно-транспортным Ил-76 и самолетам-заправщикам Ил-78 дает отечественному ОПК основания надеяться на новые закупки Китаем российской продукции (ранее прошла серия сделок по двигателям для истребителей АЛ-31Ф/ФН, дополнительным эсминцам типа "Современный", подводным лодкам проекта 636, системам ПВО С-300 и "Риф" и др.). А учения "Мирная миссия-2005 ", признанные обеими сторонами успешными, будут способствовать упрочению связей между вооруженными силами и политическим руководством КНР и РФ.
Если вектор на укрепление российско-китайских отношений сохранится, то со временем наши страны достигнут понимания и по вопросам строительства и комплектации авианосцев. В кулуарах Международного военно-морского салона в Санкт-Петербурге (29 июня - 3 июля 2005 г.) ходили разговоры о возможном участии наших специалистов в китайских программах, в том числе и по "Варягу". А начальник управления заказов и поставок кораблей, морского вооружения и военной техники МО РФ контр-адмирал Анатолий Шлемов поведал журналистам, что стратегия развития надводных сил ВМФ, поддержанная руководством Минобороны и военной наукой, предусматривает последовательное проектирование и последующую постройку головных кораблей нового поколения - корвета, фрегата, эсминца, а затем и авианосца.
Если эти планы воплотятся в жизнь, то после ввода в строй головного фрегата к 2010 г. и эсминца к 2015 г. Россия приступит к производству тяжелых кораблей океанской зоны. "А дальше, после 2015 г., когда завершится НИОКР по авианосцу, начнется его строительство", - такую перспективу нарисовал Анатолий Шлемов. "Все пять авианесущих крейсеров для ВМФ Советского Союза были построены в Николаеве, - продолжал контр-адмирал, - а это, к сожалению, Украина. Но недавно Севмашпредприятие - одно из лучших российских предприятий в Северодвинске - получило очень сложный и интересный заказ от Индии на ремонт и модернизацию авианесущего корабля "Адмирал Горшков". Таким образом, удалось обеспечить загрузку флагмана отечественного кораблестроения. Кроме того, появляется неоценимый опыт по подготовке производства, персонала, ремонту и модернизации авианосца и в целом строительству авианесущих кораблей. Мы получаем великолепную базу в Северодвинске по ремонту авианосцев (не только "Горшкова", но и нашего собственного авианосца "Адмирал Кузнецов"), а также и по перспективной постройке авианосцев".
Заметим, завершение работ и сдача Virkamaditya заказчику планируется на 2008 г., а строительство нового авианосца для ВМФ России - лишь на 2015-й. Чем же займется "подготовленный персонал" на "великолепной базе" в Северодвинске в шестилетний промежуток? Один из вариантов ответа - дооборудованием китайского корабля. Если, конечно, "Варяг" будет достроен в Дайляне. В таком случае китайский флот получит полноценный боевой корабль, а "флагман отечественного кораблестроения" - необходимый опыт и загрузку.
РСК "МиГ"
К настоящему моменту начинает вырисовываться некая перспектива для отечественных самолетостроительных фирм, занимающихся палубной авиацией. В беседе с корреспондентом "ВПК" заместитель гендиректора РСК "МиГ", директор ОКБ им. А.И. Микояна Владимир Барковский рассказывал: "Мы очень серьезно намерены бороться за место "МиГа" на палубе. Для этого мы имеем самую весомую аргументацию на любых уровнях, поэтому будем доказывать свою состоятельность. Наши военные, в частности Военно-морской флот, хорошо понимают необходимость создания авиационной группировки и ее оптимизации".
Индийский контракт на МиГ-29К дает мощный импульс развитию направления корабельной авиации на РСК "МиГ". Фактически вновь создаваемый легкий палубный истребитель МиГ-29К по степени совершенства относится к поколению "4++". То есть он "на два плюса" опережает Су-27К (Су-33), который сегодня летает с "Кузнецова". Это дает "микояновцам" надежду, что когда дело дойдет до формирования авиационной группы нового авианосца ВМФ России, МиГ-29К может оказаться самым подходящим.
Барковский считает, что конкретное предложение флоту будет определяться начальными условиями. "Это зависит от того, когда будет построен авианосец, - говорит он. - Думаю, что в 2015 г. это будет МиГ-29К, но, наверное, в продвинутой версии". А если сроки сдвинутся, то речь, конечно, пойдет о машине следующего поколения.
На РСК "МиГ" ведется несколько направлений по повышению потенциала МиГ-29. Скажем, за счет установки системы управляемого вектора тяги. С успехом отлетавший показательную программу на салоне "МАКС-2005" самолет-демонстратор МиГ-29ОВТ оснащен двигателями "РД-33 с ОВТ", в которых нашло применение всеракурсное сопло "KliVT" (Klimov Vectored Thrust). Руководители РСК "МиГ" заявили тогда, что технологии "ОВТ" уже достаточно хорошо отработаны, поэтому установка вектора тяги на новые МиГ-29 включена в список предложений РСК "МиГ". Скоро там появится и МиГ-35 - машина, созданная на основе МиГ-29M/M2 с использованием ОВТ, новых радиолокатора с фазированной антенной решеткой и средств поражения.
Барковский, беседуя с корреспондентом "ВПК", заметил, что не считает нужным корректировать уже заключенный с Индией контракт по МиГ-29К. "А по новым кораблям мы будем с индусами разговаривать", - сказал он. Разговоры пойдут, в частности, по улучшенному МиГ-29К с ОВТ. В настоящее время завод им. В.Я. Климова прорабатывает несколько вариантов нового сопла для истребителей семейства МиГ-29. Его генеральный конструктор Владимир Ширманов сообщил "ВПК": "Совершенно реально адаптировать всеракурсное сопло на корабельный самолет МиГ-29К, оснащенный двигателями РД-33МК. Если морские летчики решат, что для тактики применения их самолетов это необходимо, то мы, конечно, сделаем свою часть работы и адаптируем новое сопло. Конструктивно ясно, как это сделать. При этом воздухозаборник можно не менять. Существующие воздухозаборники обеспечивают газодинамическую устойчивость двигателя на всех эксплуатационных режимах полета".
Также приведем мнение шеф-пилота и замгендиректора РСК "МиГ" Павла Власова. Он утверждает, что "на МиГ-29ОВТ упасть нельзя. В любой ситуации самолет способен развернуться в нужном направлении". И если общее понимание, как использовать вектор тяги в маневренном воздушном бою, уже существует, то преимущества, которые он дает при выполнении взлетов и посадок на палубу корабля, еще предстоит раскрыть.
"Сухой"
Перспективы корабельных программ на "Сухом" связывают прежде всего с Су-27КУБ. Двухместный "Корабельный учебно-боевой" вариант Су-27 начали разрабатывать еще в 1989 г. Первый полет машина совершила в апреле 1999-го. На выставке "МАКС-2005" единственный летный экземпляр Су-27КУБ (бортовые номера 21 и 717) впервые появился "на публике" в доработанном варианте с управляемым вектором тяги. На его штатные двигатели АЛ-31Ф сер.3 установили сопла, аналогичные используемым на Су-30МКИ. В некоторых СМИ сообщалось, что новые сопла установили еще в 2003 г., а в ноябре 2004 г. Су-27КУБ уже летал в новом облике с ТАВКР "Адмирал Кузнецов" во время учений в Баренцевом море.
Су-27КУБ - самый новый из линейки корабельных самолетов, в которой также присутствуют Су-27К и Су-25УТГ. В начале 1990-х КнААПО собрал серию из 24 Су-27К. А всего, с учетом опытных самолетов, одноместный палубный истребитель-перехватчик существовал в 34 экземплярах, из которых 26 передали ВМФ. С учетом потерь, включая падение одной машины с "Кузнецова" во время учений в Северной Атлантике в этом месяце, флот располагает 22 машинами.
ВМФ России пора задуматься над пополнением редеющей авиагруппы "Кузнецова". Да и возраст строевых машин уже приближается к полутора десяткам. Наверное, решение будет принято с учетом экспортных возможностей Су-27К/КУБ и МиГ-29К. В расчет также необходимо принять соображения по минимальной загрузке авиазаводов, в частности КнААПО. С завершением выполнения китайского контракта производство базового Су-27, скорее всего, закроется. А вместе с ним и Су-27К, имеющего во многом схожий планер.
При возобновлении производства палубных истребителей в России самый большой шанс - у Су-27КУБ. Он имеет доработанный планер, отличающийся крылом увеличенной площади (71,4 кв. м против 67,84 у Су-27К) и размаха (16,4 м против 14,7 м). Кроме того, у него иная форма переднего и заднего горизонтального оперения, вертикального оперения и подфюзеляжных гребней. Конечно, серийные Су-27КУБ не будут в точности повторять демонстратор, в свое время перестроенный из прототипа Су-27К (Т10К-4). Су-27КУБ - более "универсальный" самолет в сравнении с одноместным Су-27К. Двухместная машина лучше приспособлена для разведки, целеуказания, управления авиагруппой, постановки помех и ударных операций и выполнения задач ПВО, когда в помощь летчику требуется оператор управления оружием.
А вот будущее семейства Су-25 на палубе пока не прорисовывается. В начале 1990-х военные моряки получили с завода в Улан-Удэ десяток Су-25УТГ. Самолет, созданный на основе учебного варианта штурмовика, имел явно переутяжеленный планер. Но большое прямое крыло обеспечивало посадочную скорость на 30 км/ч меньше, чем у Су-27К. Возможно, на УУАЗ соберут еще несколько машин из имеющего задела. Шансы на возобновление производства Су-25УТГ крайне малы, по крайней мере, в его нынешнем виде. Дело в том, что нескладывающееся крыло большого размаха не позволяет убирать самолет в ангар авианосца. Поэтому при посадке на корабль Су-25УТГ остается на верхней палубе.
На чем учиться
Как утверждает главный конструктор МиГ-29К Николай Бунтин, современный уровень развития комплексных тренажеров позволяет обойтись без специализированных двухместных учебных в программах подготовки морских летчиков. Индия, к примеру, не имеет планов по такой машине - там посчитали достаточным иметь несколько двухместных МиГ-29КУБ для поддержания летного мастерства палубных летчиков. В рамках контракта с РСК "МиГ" индийский флот получит в следующем году "полномасштабный тренажер самолета МиГ-29К" (ПТС-29К). Он имеет шесть степеней свободы и лазерную проекционную систему фирмы STN ATLAS ELEKTRONIK (отделение Reinmetal Defense Electronics).
Вопрос, что лучше для подготовки морских летчиков: специальный учебный самолет или мощный тренажер и двухместный вариант истребителя, прежде всего экономический. Стоимость "часа полета" на современном комплексном тренажере достаточно высокая (с учетом сложности оборудования) и начинается от тысячи долларов США. Для сравнения: час полета МиГ-29УБ обходится в три-четыре тысячи. Так что сегодня военным морякам и авиаторам, поставленным в жесткие финансовые условия, все чаще приходится браться за учебники по экономике. Этот фактор во многом будет учитываться при обсуждении авианосных программ. Как у нас в стране, так и у наших партнеров по ВТС....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Март 17, 2025
Аэрофлот увеличивает частоту полетов между Москвой и Стамбулом
Март 19, 2025
Завершен первый этап реконструкции аэропорта Рощино в Тюмени
Март 19, 2025
В аэропорту в Йошкар-Оле демонтировали старую ВПП, работы продолжаются
Март 19, 2025
Губернатор рассказал, как можно будет улететь из Кемерова на время ремонта взлетки в аэропорту