О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

На крыльях бюджета

Минпромэнерго представит стратегию развития авиапромышленности. Бюджетное финансирование возрастет, что позволит к 2015 году увеличить производство в 2,4 раза

В четверг Минпромэнерго представит стратегию развития авиапромышленности в период с 2006 по 2015 год. Бюджетное финансирование авиапрома в рамках этой стратегии значительно возрастет, что позволит к 2015 году увеличить производство в 2,4 раза. Ставка сделана на RRJ - самолет, который совершит первый взлет только в 2007 году.

Russian Regional Jet (RRJ) - совместная разработка ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС), компании Boeing и ОАО "Ильюшин". Проектный ресурс самолета составит 60 тыс. летных часов при 45 тыс. циклов "взлет - посадка", а среднегодовое использование - около 3,6 тыс. летных часов. Концепция семейства RRJ строится на потребности рынка в самолетах, рассчитанных на перевозку 50-100 пассажиров, с дальностью полета до 5 тыс. км. Предполагается, что первые 30 самолетов будут построены к 2007 году. Первый тест-самолет может взлететь уже к ноябрю 2006 года.

В рамках стратегии развития авиапромышленности, которую министр Виктор Христенко представит правительству в четверг, предлагается внести изменения в федеральную целевую программу "Развитие гражданской авиатехники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" и государственную программу вооружений на 2006-2015 годы.

Основное изменение будет касаться финансирования авиапрома из бюджета. Минпромэнерго оценивает объем общих инвестиций на реализацию стратегии развития авиационной промышленности до 2015 года на уровне $20 млрд. При этом "с учетом низкой стартовой инвестиционной привлекательности отрасли ожидается, что общий объем внебюджетного софинансирования стратегии до 2015 года составит от 25 до 40% общего объема финансирования", - говорится в докладе. По проекту Минпромэнерго на финансирование авиапрома в ближайшие десять лет из бюджета пойдет более $13 млрд, остальные средства будут привлечены из внебюджетных источников.

"Это большой шаг вперед, потому что раньше госфинансирования практически не было. $13,7 млрд способны дать отрасли хороший толчок для дальнейшего развития", - отмечает аналитик ИК "Антанта-капитал" Илья Макаров.

"Если же такого финансирования не будет, то Россия просто потеряет авиационную отрасль. Между тем эта одна из немногих high-tech-областей, в которой Россия что-то производит. Если и ей не помочь, то мы останемся только с нефтью", - полагает эксперт.

Действительно, в 2004 году экспорт авиапродукции обеспечил 62% общего объема экспорта российской высокотехнологичной продукции. Финансирование же всей области - лишь чуть больше $100 млн в год; например, в 2005 году из бюджета авиапром получит 3,75 млрд рублей.

Эксперты считают, что у стратегии развития много шансов на то, чтобы получить одобрение правительства. "В том, что стратегия будет принята, не приходится сомневаться, - уверен Олег Пантелеев, ведущий эксперт ОАО "НИИ экономики авиационной промышленности". - Президент ясно указал направление движения в сторону консолидации авиапрома, и стратегия учитывает эту тенденцию. Единственное, что вызывает многочисленные вопросы, так это реализация этой программы".

В Минпромэнерго считают, что благодаря увеличению господдержки российская авиапромышленность станет конкурентоспособной на внешнем рынке, а проекты авиапрома станут инвестиционно привлекательными. Тогда бюджетное финансирование может существенно сократиться. Особое внимание министерство обращает на развитие гражданской авиации. "С выходом российской авиастроительной промышленности на запланированные конкурентные позиции внебюджетное финансирование должно стать основным источником ее развития, по крайней мере в сфере гражданской авиации", - говорится в материалах к докладу.

Основные надежды Минпромэнерго связаны с российским региональным самолетом (Russian Regional Jet, RRJ), который разрабатывает "Сухой" совместно с американской Boeing и ОАО "Ильюшин".

"В 2007-2008 годам начнется плановое производство RRJ. К 2015 году проект начнет работать на полную мощность. Если проект действительно окажется удачным, то это может привести к увеличению объемов иностранных инвестиций в отрасль в целом, - считает Илья Макаров. - Сейчас на государственную поддержку рассчитывают многие предприятия. Особенно это касается госзакупок. Последний пример - это крупная покупка Як-130 для военных школ".

А Олег Пантелеев добавляет, что государство будет финансировать и вертолетостроительные проекты Ми-38 и Ка-60, и нишевые продукты, которые не имеют аналогов в мире, например самолет Ан-124 "Руслан".

Но именно с новым региональным самолетом связаны планы по увеличению производства авиапродукции к 2015 году в 2,4 раза, а гражданской авиатехники - в 3,4 раза. Объем реализации конечной продукции должен вырасти больше чем в 2 раза - с $3 млрд до $7 млрд. "Эти цифры строятся на маркетинговом исследовании. Суммарно может быть продано 700-800 самолетов RRJ, в основном за рубеж, - поясняет Олег Пантелеев. - Это способно заметно сдвинуть структуру доходов и поднять рынок гражданских самолетов"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка