О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Минпромэнерго досталось от М.Фрадкова за развал авиапрома

Премьер-министр РФ М. Фрадков на заседании правительства РФ подверг резкой критике Минпромэнерго за недостаточно профессиональный подход к авиационной отрасли промышленности

Премьер-министр РФ Михаил Фрадков сегодня на заседании правительства РФ подверг резкой критике Минпромэнерго за недостаточно профессиональный подход к авиационной отрасли промышленности.

В министерстве "фактически предметное отношение к этой отрасли" имеет лишь Борис Алешин, в то время как ответственность лежит на всем министерстве, заявил М.Фрадков.

"Необходимо менять людей, которые не обеспечивают эффективное развитие отрасли. Министр должен отвечать за эту отрасль", - полагает премьер. Однако пока, по мнению М.Фрадкова, есть "одни разговоры и убеждения". "Мы так с Лебедевым начнем в судах встречаться. Это что за новости?" - сказал М.Фрадков.

Для справки

Депутат Госдумы А.Лебедев подал в суд иск на Михаила Фрадкова, поскольку не получил ответа на запрос в адрес главы правительства РФ, в котором затрагивалась "тревожная ситуация в российской авиационной промышленности".


В ответ на критику премьера глава Минпромэнерго Виктор Христенко заявил, что на всех уровнях авиапрома необходимо участие государства: при производстве новой техники, новых материалов, научных и опытно-конструкторских работ, а также при выводе новой продукции на рынок. По его словам, авиационная промышленность является одним из основных направлений применения принципа частно-государственного партнерства. Кроме того, считает министр, государство должно создавать условия для привлечения в отрасль инвестиций.

В.Христенко сообщил, что параметры поддержки авиационной отрасли на 2006 г. и на период до 2008 г. в основном согласованы. Заложенных средств в бюджете будет достаточно для реализации ряда крупных проектов - создания самолетов фронтовой авиации пятого поколения и регионального самолета семейства RRJ.

Кроме того, по его словам, Минпромэнерго РФ выступает за либерализацию режима ввоза самолетов зарубежного производства, аналоги которых не производятся в России. Как заявил В.Христенко, "есть классы машин, которые российским авиапромом не производятся". Для них, например для Boeing 787 или Airbus A350, целесообразно ввести "более либеральный режим ввоза". Он подчеркнул, что необходимо использовать инструменты таможенно-тарифной политики РФ "таким образом, чтобы не перегнуть в сторону протекционизма, создавая неконкурентоспособную продукцию".

Таким образом, он предложил допускать на российский рынок на более либеральных условиях иностранные самолеты, а их производителей в этом случае считать партнерами. В.Христенко отметил, что в рамках соответствующей разумной политики в данной сфере необходимо вырабатывать "общественные соглашения" с иностранными фирмами.

В свою очередь, глава Минтранса РФ Игорь Левитин добавил, что, если стратегия развития отечественного авиапрома не начнет реализовываться в течение ближайших лет, это усугубит ситуацию в отрасли. "Мы закрылись пошлинами от новых самолетов (иностранного производства), старые же ввозим - хлам", - сказал он. В связи с этим министр также предложил "разрешить временный ввоз иномарок".

Эту идею поддержал и глава МЭРТ Герман Греф. По его мнению, решение по пошлинам нужно решать в кратчайшие сроки. "Если мы производим "Жигули" и "Волги", которые население зовет "консервными банками", но они могут ездить 40 км в час, минимизируя риск аварии, то это же самолеты, они же летают", - сказал он. В этой связи Г.Греф подчеркнул, что уже в октябре с.г. необходимо принять решение по снижению пошлин на самолеты, производимые российским авиапромом.

По итогам рассмотрения доклада В.Христенко М.Фрадков поручил Минпромэнерго сформировать сетевой график по развитию авиапрома РФ. При этом премьер не пояснил, одобрена стратегия или нет.

"Это очень печально, что мы вынуждены констатировать, что мы неспособны своими силами производить конкурентную авиапродукцию", - отметил М.Фрадков. Он подчеркнул: "В ходе сегодняшнего заседания стало понятно, что если мы ничего не сможем сделать, то будем приобретать самолеты из-за рубежа. Это печально, плохо, но это факт".

Вместе с тем, он отметил, что необходимо прекращать разговоры о неконкурентоспособности российского авиапрома. "Допустить это мы не имеем права, авиапром - это предмет особого внимания", - отметил М.Фрадков. По его словам, если Минпромэнерго сделает вывод о том, что "нет другого пути, как сдаваться (закупать иностранные самолеты), то правительство готово это обсудить". В этой связи М.Фрадков особо подчеркнул: "Констатировать в течение нескольких лет, что нет возможности развивать российский авиапром, - это непозволительно".

Напомним, что еще в феврале президент России Владимир Путин поручил правительству подготовить проект указа о создании объединенной авиастроительной компании (ОАК), которая объединила бы всех отечественных авиапроизводителей и вошла бы в пятерку крупнейших авиастроителей мира. Суммарная выручка такой компании, контрольный пакет в которой будет принадлежать государству, запланирована на уровне 2,5 млрд долл. в год.

Решение о создании такого холдинга было принято еще в 1999 г., однако о его реализации заговорили в 2004 г., создана же такая компания может быть до конца 2007 г. Образцом для такого холдинга может стать американская компания Boeing или европейский концерн EADS. Как сообщалось ранее, структура ОАК предполагает создание на первом этапе управляющей компании и нескольких подчиненных ей подразделений: "Боевая авиация", "Гражданская авиация" и "Военно-транспортная и спецавиация".

Создание такой компании позволит к 2013 г. наладить выпуск до 120 гражданских самолетов в год. Так, на данный момент российский авиапром выпускает в год всего 9 самолетов, тогда как один Airbus производит в год 300 самолетов, Boeing - 290 самолетов. По подсчетам специалистов Минпромэнерго, для того чтобы реанимировать нынешнюю российскую авиапромышленность, необходимо 2,5 млрд долл.

Между тем, по данным департамента государственной политики в области гражданской авиации, геодезии и картографии Минтранса РФ, половина парка воздушных судов России к 2010 г. будет списана. Так, если своевременно не реализовать программу пополнения парка воздушных судов, то уже к 2006 г. может возникнуть нехватка самолетов, так как, по прогнозам Минтранса, к 2010 г. пассажиропоток в России возрастет до 56 млн человек....
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка