Страна.Ру
22 сентября 2005, 17:01
Россия вынуждена заново создавать свое авиастроение
Минпромэнерго обещает продвигать на мировой рынок отечественные самолеты, однако промышленность не планирует производство ни одной подходящей модели
Министр экономического развития и торговли Герман Греф заметил, оценивая стратегию развития самолетостроения, что, в соответствии с ней, по факту сегодня эта отрасль машиностроения "скорее труп". Цифры статистики подтверждают этот тезис. Если каждая из двух основных авиастроительных корпораций мира, Boeing и Airbus, производит по одному самолету каждый день, то вся российская отрасль строит не более одного самолета в месяц. Премьер-министр согласился с этой оценкой: "Да, это факт, можем честно признать, что в нынешнем виде авиастроение пребывает в неживом виде. Мы можем это сказать и успокоиться, но правительство этого делать не может. Мы не можем себе позволить потерять авиастроение, потерять промышленный и технологический суверенитет страны".
В значительной степени стратегия развития авиапрома до 2015 года была подвергнута критике вследствие того, что единственным новым самолетом в гражданской авиации, который предполагается выпускать в ближайшие годы, является RRJ, но уже сегодня понятно, что он рынку не нужен. Новый региональный самолет должен был появиться в прошлом году - государство выделяло на это огромные деньги "Сухому", - однако его нет до сих пор. Взлетная масса самолета, по проекту, требует обязательного наличия бетонной взлетной полосы, а двигатели расположены так низко, что эксплуатация самолета невозможна без перестройки всех российских аэропортов. Кроме того, себестоимость перевозки одного пассажира в этом лайнере на 95 посадочных мест значительно выше, чем на существующих уже сегодня аналогах от Boeing, в то время как российский региональный самолет планируется ставить на конвейер только через 5 лет.
Как отметил Греф, отечественный авиапром не обеспечивает нужд экономического и политического развития регионов. Так, в Сибири и на Дальнем Востоке расстояние между ближайшими населенными пунктами в среднем составляет 600-700 километров. Автодороги находятся в таком состоянии, что на машине можно доехать до соседнего населенного пункта только за несколько суток. Поэтому авиатранспорт остается единственным приемлемым средством сообщения в восточных регионах страны. При этом количество жителей в сибирских городах и поселках достаточно невелико, и рентабельной может быть только эксплуатация небольших самолетов с количеством перевозочных мест 15-30 единиц. А именно таких самолетов, на смену исчерпавшим ресурс Як-40 и Ан-24, промышленность не производит и даже не собирается производить. "Получается, что наши предприятия работают по принципу "мы производим то, что можем, а не то, что нужно авиакомпаниям".
Руководители авиапредприятий в ответ заметили, что они производят именно для Сибири Су-80 и Ан-38 с небольшим числом посадочных мест, однако местные компании не покупают эти самолеты из-за отсутствия средств. На это представители финансовых структур заявили, что деньги на покупку новых самолетов авиакомпании могут брать в кредит, однако финансовые организации выдают займы только на покупку надежной техники. Так, из 76 закупленных российскими авиаперевозчиками в 2004 году самолетов - только 26 российского производства, и то, по признанию Грефа, государство буквально заставляло покупать отечественную авиатехнику. "Более 3 месяцев длились переговоры с компанией "Трансаэро", которая согласилась купить российские самолеты, но вряд ли сама довольна этим решением", - заметил глава МЭРТ. Финансисты и авиакомпании избегают покупать отечественные самолеты из-за их низкого качества - таков общий вывод.
Однако Михаил Фрадков заметил, что сами авиакомпании тоже работают не ахти как хорошо - в 2004 году все российские перевозчики обслужили вдвое меньше пассажиров, чем одна компания Air France. "Поэтому решать надо все вопросы, - заметил премьер-министр, - и начинать реформирование отрасли надо с привлечения грамотных управленцев". Премьер-министр поручил Виктору Христенко подготовить пошаговый план реформирования отрасли и представить его в правительство. Глава Минпромэнерго заверил, что вся работа будет построена таким образом, чтобы не позднее 1 декабря 2006 года было завершено создание ОАК (Объединенной авиастроительной корпорации)....
Авторские права на данный материал принадлежат «Страна.Ру». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114