Газета
23 сентября 2005, 11:44
"Самолетостроения в России давно уже нет"
Российского авиапрома больше не существует - вот краткое резюме большинства мнений, прозвучавших на заседании правительства. Впрочем, премьер Фрадков сдаваться не намерен
О том, что заседание кабинета будет неординарным, стало ясно уже из вступительного слова премьера. Обычно это речь длиною в несколько минут. В этот раз премьер говорил более четверти часа. Из его слов следовало, что утрата российским авиапромом лидирующих позиций в мировом авиастроении грозит "катастрофой нашей конкурентоспособности". "Мы с ними (проблемами авиапрома. - Газета) столкнулись буквально лоб в лоб, когда возникли вопросы из-за проблем с тормозами в "Илах", - гневно отметил премьер. Проблемы действительно есть. В августе Ространснадзор приостановил эксплуатацию самолетов Ил-96 из-за неполадок в тормозной системе. Два таких самолета находятся в распоряжении президента Владимира Путина. Отзыву лицензий у "Илов" предшествовал инцидент именно с "первым бортом" - президент не смог улететь на нем из Финляндии из-за выявленных пилотами дефектов. К теме "Илов" премьер возвращался вчера еще не раз.
Доклад профильного министра - главы Минпромэнерго Виктора Христенко - лишь добавил темных красок: технологии устарели, производство падает, а продукция отечественных авиастроителей не может конкурировать с новейшими разработками западных гигантов Boeing и Airbus. "Boeing производит и продает один самолет в день, а все наше гражданское авиастроение - один в месяц", - заметил Христенко. При этом наши производители конкурируют между собой не за клиента, а "за уровень господдержки". Авиакомпании же тем временем все чаще покупают иностранные самолеты.
"Авиакомпании - как женщины, которые считали, что неприлично носить днем бриллианты, пока они у них не появились", - изящно возразил глава Ространснадзора Александр Нерадько. Он привел статистику: с 2002 года отечественные авиакомпании купили 96 самолетов, из которых 76 - иностранного производства. По мнению Нерадько, это естественный отбор - у авиакомпаний появились деньги, они выбирают лучшее.
Переломить ситуацию, по замыслу Христенко, должна разработанная его ведомством стратегия развития авиапрома (подробно об этом Газета писала вчера). Главным ее свершением будет консолидация предприятий в объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). Сейчас основной владелец активов отрасли - государство. В будущем ОАК должна стать публичной компанией, считает Христенко. И вообще, по его мнению, авиастроение - классический пример частно-государственного партнерства.
"Вы хотите сказать, что допускаете к полетам неисправные самолеты?"
Премьер был критически настроен с самого начала, а доклад Христенко его, похоже, огорчил еще больше. "У вас вообще есть чувство тревоги по этому вопросу?" - изумленно спросил он. "Это риторический вопрос", - неопределенно ответил министр. "Значит, можно на него и не отвечать", - недовольно подытожил Фрадков. К атаке на Христенко подключился министр транспорта Игорь Левитин. Он долго сетовал на техническое состояние отечественного авиапарка, а потом призвал что-то наконец делать, чтобы люди летать не боялись. "То есть вы хотите нам сказать, что допускаете сейчас к полетам неисправные самолеты?" - парировал Христенко.
Левитин погрустнел, а атаку на главу Минпромэнерго продолжил передохнувший премьер: "Вы мне фамилию назовите, кто у вас в ведомстве занимается авиапромом? Мы должны его проверить на профессиональную пригодность". "Я вам назову. Это Христенко", - мужественно заявил Христенко и после небольшой паузы добавил, что еще авиапром курируют его зам Андрей Реус, глава агентства промышленности Борис Алешин и директор департамента оборонных отраслей Юрий Коптев. "Не обижая ни одного из вас, к авиации-то имеет отношение только Алешин", - проанализировал список Фрадков. За Христенко вступился глава МЭРТ Герман Греф. "У него выбор не велик, всего два зама, а отраслей - около тридцати", - заметил он. "Столько замов, сколько проблем, у нас никогда не будет", - отрезал премьер.
Констатировав это, Фрадков перешел к обвинениям по другим пунктам. Он сказал, что не услышал в словах министра энтузиазма. "Чиновник менеджера все равно не заменит", - Христенко попытался вернуть разгневанного премьера к теме частно-государственной ОАК. "Если надо менять директоров (авиапроизводственных предприятий. - Газета), вы их меняйте", - посоветовал Фрадков. "Людей меняет не министр", - заметил Христенко. "Министр! - сказал как отрезал Фрадков и обратил взор на прочих своих подчиненных. - Я вас всех предупреждаю - предел терпению наступает".
Министры поспешили вступить в дискуссию. Греф рассказал, что он только что вернулся из поездки по Дальнему Востоку и там видел в аэропортах самолеты, которые давно уже пора списывать. "Для населения ситуация критическая", - погрустнел Греф. "А мы узнаем, только когда начинаем ездить по регионам. Слава богу, хоть начали ездить!" - воскликнул Фрадков.
"Отдайте частному сектору заводы за один рубль"
Тема поездок опять напомнила премьеру инцидент с президентским самолетом. Он вновь заговорил об "Илах". "Я одну строчку зачитаю из последнего отчета. По данным исследования агрегата такого-то, были выявлены не только производственные, но и конструкторские недостатки", - поведал премьер. Более подробно на эту тему он пожелал поговорить с депутатом Александром Лебедевым, который через подконтрольный ему Национальный резервный банк участвует в управлении "Ильюшин Финанс Ко". С Лебедевым у Фрадкова личные счеты. Депутат подал в суд на премьера за то, что тот не ответил на его депутатский запрос по проблемам авиапрома.
"Я попрошу без пиара", - предупредил депутата Фрадков. "Зато с энтузиазмом!" - парировал Лебедев. Он напомнил, что контрольный пакет "Ильюшин Финанс Ко" принадлежит государству. Но когда два месяца назад у компании возникли проблемы, "правительство палец о палец не ударило, чтобы защитить государственно-частное партнерство". "Я предлагаю - отдайте частному сектору эти заводы за один рубль. И вы увидите, что мы сделаем, - предложил выход Лебедев. - Нам бюджетные средства не нужны, и будет конкуренция у ОАК".
Не согласился Лебедев и с претензиями к качеству "Илов": "Я готов сесть на самолет, хоть на президентский, и продемонстрировать, что многие вещи, в том числе и выявленные конструктивные недостатки - это выдумки. Их нет". "Вы лучше разберитесь, почему у них покрышки лопаются и до кнопки дотронуться нельзя, так как температура выше допустимой в разы", - посоветовал ему Фрадков. "Так это же ваш завод", - напомнил ему Лебедев, чем, похоже, и переполнил чашу премьерского терпения. Фрадков дал распоряжение Христенко "детально разобраться с ситуацией вокруг управления акциями Воронежского авиазавода компанией "Ильюшин Финанс".
"Отрасль больна и заражена государством"
Премьер продолжал делиться с коллегами наболевшим: "Мы пытаемся на допотопном оборудовании что-то изображать, отправляем куда-то деньги, а потом этим интересуется прокуратура". "Отрасль больна и заражена государством. Сколько себя помню, столько мы эту тему обсуждаем, а воз и ныне там, - поставил диагноз отрасли Герман Греф и тут же выписал рецепт: - Надо указ выпускать (о создании ОАК. - Газета)". Но из дальнейших его слов стало ясно, что в выздоровление российского авиапрома он не особо верит. Он призвал "срочно принять решение по пошлинам" на ввоз самолетов. "Если мы производим "Жигули" и "Волги", которые народ называет консервными банками, то на них хотя бы можно ездить 40 километров в час, минимизируя потери. А это же самолеты, они же летают!" - воскликнул Греф.
Заодно он предложил ужесточить требования к самолетам. "В Европе на шумных самолетах летать нельзя, а у нас можно. Нельзя рисковать здоровьем граждан ради того, чтобы у нас было самолетостроение. Его давно уже нет", - заявил Греф. Зато введение таких норм, по мнению министра, подтолкнет авиакомпании к обновлению своего парка.
"Печально, что министр экономики констатирует нашу неспособность произвести стратегически важный продукт", - заметил Фрадков, но продолжать дискуссию ему явно больше не хотелось. "Дальше должна быть работа. Если вы (Христенко. - Газета) сделаете вывод, что пора сдаваться, то и мы сделаем соответствующие выводы", - подытожил премьер. О том, чем эти выводы чреваты для Христенко или же авиапрома, Фрадков распространяться не стал.
"Лебединая" песня авиапрома
Роль реаниматора отечественного авиапрома Александр Лебедев выбрал себе в 2002 году, будучи еще бизнесменом. Правительство Михаила Касьянова удовлетворило тогда просьбу Лебедева, отдав в управление лизинговой компании "Ильюшин финанс" (ИФК), подконтрольной его Национальному резервному банку (НРБ), акции Воронежского авиазавода (ВАСО). В Воронеже с помощью своей лизинговой компании Лебедев хотел разместить заказы на сумму 500 млн. долларов. В дальнейшем он и вовсе рассчитывал получить через свои структуры в собственность ульяновский и казанский авиазаводы, что привело бы к монополизации выпуска гражданских самолетов в России.
Впрочем, получить в управление эти заводы ему до сих пор не удалось. Более того, не самым лучшим образом складывается сейчас ситуация и на воронежском заводе. Хотя в НРБ утверждают, что за прошедшие три года в производство самолетов были вложены десятки миллионов долларов, а "Ильюшин Финанс" обеспечил заводу несколько твердых заказов, проведенная недавно проверка Счетной платы показала, что ВАСО по-прежнему приносит убытки вследствие недостаточной загрузки. К слову сказать, для безубыточной работы завод должен производить 30-50 самолетов в год.
В Национальной резервной корпорации (НРК), объединяющей все авиационные активы банка, говорят, что в одночасье даже ИФК не может обеспечить заказами такой большой завод. "Более того, сейчас ситуация с работой ИФК на заводе складывается критическая", - констатирует вице-президент НРК Леонид Душатин. "Вместо помощи от авиационных властей компания получает прямое противодействие, - говорит он. - В июле прошлого года Фрадков приезжал на завод и с трапа нового Ил-96 в течение 15 минут говорил хорошие слова про лизинговую компанию, называя ее, по сути, пионером в этом деле, а через год ее акции были арестованы".
Действительно, в августе после проверки Генпрокуратуры оказалось, что из выделенных государством 2,5 млрд. рублей на увеличение уставного капитала "Ильюшин Финанс" пошло лишь около 200 тыс. рублей. А остальная сумма была учтена как добавочный капитал. Гендиректор компании Александр Рубцов был обвинен в превышении должностных полномочий. А Александру Лебедеву, как совладельцу компании, пришлось заявить о намерении сложить с себя депутатские полномочия, чтобы занять пост генерального директора "Ильюшин Финанс". Тогда Лебедев посчитал, что дело было инициировано другой лизинговой компанией - ФЛК. Обжаловать обвинение и доначислить все средства в уставный капитал "Ильюшин Финанс" удалось совсем недавно.
Поручение Фрадкова "разобраться в деталях с передачей акций воронежского предприятия" в НРК связывают с текущей ситуаций с производимыми на заводе Ил-96. "Акции ВАСО никуда не уходили. Их передача "Ильюшин Финанс" в управление была, по большому счету, формальным моментом, - говорит Душатин, - управляющая компания не берет платы за услуги, а если она и есть, то символическая". Более того, по словам Душатина, акции ВАСО не котируются на рынке. "Тут со стороны ИФК нет никакого интереса наживы. Речь идет о формировании единого комплекса лизинговой компании и производства, что в принципе успешно и происходило в последнее время, хотя может быть и не теми темпами". Что касается попавших под запрет Ил-96, по мнению экспертов, ответственны за это в первую очередь поставщики деталей и смежники, качество продукции которых в последнее время вызывает вопросы, говорит Душатин....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
