О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиапромышленная катастрофа

Правительство отправило на доработку стратегию развития авиапрома России. Премьер М. Фрадков назвал ситуацию в отрасли катастрофой и не нашел в документе путей ее преодоления

Правительство вчера отправило на доработку стратегию развития авиапрома России. Премьер Михаил Фрадков назвал ситуацию в отрасли катастрофой и не нашел в документе путей ее преодоления. Зато предположил, кто виноват в том, что президент РФ не может летать на самолете Ил-96-300. По его мнению, это "Ильюшин Финанс Ко". Теперь компанию ждет проверка правомерности передачи ей в управление Воронежского авиазавода, который выпускает самолеты этого типа. Вторым предложением по развитию отечественной авиации стало снижение пошлин на иностранные самолеты.

Вчера правительство обсуждало стратегию развития авиационной промышленности России до 2015 года. Коротко говоря, документ подразумевает создание государственно-частного АО "Объединенная авиастроительная корпорация", которое будет управлять бизнес-единицами, отвечающими за различные сегменты военного и промышленного авиастроения, и увеличение объема продаж авиатехники с $2,8 млрд в 2006 году до $6,9 млрд в 2015 году.

Заседание прошло эмоционально. Началось с того, что премьер-министр Михаил Фрадков раскритиковал главу Минпромэнерго Виктора Христенко, представлявшего стратегию. "В вашем докладе обозначены сроки катастрофы (так премьер назвал развитие ситуации в авиапроме. - "Ъ"), но нет мер, как ее предотвратить", - заявил глава правительства, обратившись к министру и потребовав определить представителей Минпромэнерго, которые отвечают за развитие авиапрома. Господин Христенко назвал себя, своего зама Андрея Реуса, руководителя Роспрома Бориса Алешина и директора департамента оборонно-промышленного комплекса Юрия Коптева.

Однако премьер усомнился в компетентности перечисленных лиц. "К авиации более или менее предметное отношение имеет только Алешин", - констатировал господин Фрадков. Отметим, что, к примеру, господин Коптев до административной реформы возглавлял Российское авиационно-космическое агентство. Однако, по мнению главы правительства, нужно найти такого человека, который бы в министерстве занимался вопросами авиапрома "по-государственному и ответственно". Никто из предложенных господином Христенко чиновников, видимо, в понимании премьера этому определению не соответствует.

Не оправдали надежд правительства и частные инвесторы. Михаила Фрадкова, как выяснилось, очень беспокоит запрет на полеты Ил-96-300, эксплуатация которых была приостановлена по решению Ространснадзора месяц назад из-за отказа в тормозной системе на президентском лайнере Ил-96-300ПУ в аэропорту финского города Турку. Впрочем, дело отнюдь не в авиакомпаниях, которые теряют на простаивающих самолетах десятки миллионов долларов. "Президент не летает сейчас на 96-х самолетах! Это же ЧП, просто ЧП!" - возмущался глава правительства.

К ответу призвали депутата Госдумы Александра Лебедева, совладельца компании "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК), которая управляет контрольным пакетом акций Воронежского акционерного самолетостроительного общества - производителя Ил-96. Предчувствуя беду, господин Лебедев первым делом напомнил, что контролирует ИФК на самом деле государство (38% акций компании принадлежат Росимуществу, 15% - Внешэкономбанку). "Но правительство палец о палец не ударило, чтобы защитить партнерство с частным капиталом", - пошел в наступление господин Лебедев, имея в виду недавний арест акций ИФК. Провокацией объявил депутат и запрет на полеты Ил-96: "Я готов сесть на любой из этих самолетов, включая президентский, и доказать, что все происшествия, которые с ними произошли, - выдумки".

"Вы разберитесь, почему покрышки лопаются и почему до кнопки нужной дотронуться нельзя, потому что она разогрелась до высокой температуры (видимо, имеется в виду инцидент с отказом в системе энергоснабжения Ил-96-300ПУ 11 сентября в аэропорту Воронежа. - "Ъ"), - парировал премьер и тут же распорядился: - Есть поручение разобраться в деталях, начиная с 2002 года, с передачей акций воронежского предприятия в управление". На заседании Александр Лебедев продолжать дискуссию не стал, но позднее заявил "Ъ", что никаких претензий к ИФК быть не может, поскольку право собственности на бумаги воронежского завода к компании не переходило.

Закончил свое выступление Михаил Фрадков, по сути, приговором отечественному авиапрому. "Всем понятно, что упущенные возможности, которыми ранее располагала страна в авиапроме, создают угрозу экономической и просто физической безопасности наших граждан", - констатировал премьер. Его поддержал глава Минэкономразвития Герман Греф, предложивший срочно принять решение о снижении импортных пошлин на иностранную авиатехнику. Напомним, что сейчас таможенная пошлина и НДС при ввозе западных самолетов составляют около 40% стоимости воздушного судна. "Никакую промышленность нельзя строить ценой жизни людей, - возмущался министр. - Мы производим наши уважаемые "Жигули" и "Волги", которые народ называет "консервными банками", но на них хотя бы можно ездить на скорости 40 км в час. Но это же самолет, он же летает! В октябре правительству необходимо выпустить постановление о пошлинах на импортную авиационную технику".

Впрочем, российским авиакомпаниям, уже давно ожидающим если не отмены, то хотя бы снижения пошлин на западные самолеты, пока рано радоваться. Герман Греф уточнил, что его министерство хотело бы получить "внятную позицию по этому вопросу от Министерства промышленности и энергетики". Но Виктор Христенко полагает, что пошлины могут быть снижены на самолеты, аналоги которых не производятся в России, назвав в качестве примера почему-то перспективные разработки - Boeing 787 (первая поставка планируется в 2008 году) и A350 (начало эксплуатации запланировано на 2010 год). Отметим, что формально авиапром России производит практически все типы гражданских самолетов по вместимости и дальности, кроме разве что сверхмалых региональных и ближнемагистральных лайнеров.

В результате концепция развития отечественного авиапрома вчера была в очередной раз отправлена на доработку....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка