Новый регион
29 сентября 2005, 14:12
"Уральские авиалинии", возможно, готовят к продаже
ОАО "Уральские авиалинии" проводит консолидацию акций. Ценные бумаги скупаются "дочкой" УА - ООО "Крылья Урала", которому уже принадлежит около 71 процента акций перевозчика
В августе и сентябре частные совладельцы "УА" сократили размер принадлежащих им акций в капитале компании. В частности, часть своих бумаг продали члены правления Елена Икчурина, Олег Шубин, Наталья Баева, Светлана Лавыш, Татьяна Папкова, а также члены Совета директоров Виктор Ашихмин, Игорь Колясов, Игорь Космаков, Владимир Чикилев и генеральный директор Сергей Скуратов. Один из крупных акционеров USV Holdings Ltd., зарегистрированный в Объединенных Арабских Эмиратах, продал свои 10,251 процента "Уральских авиалиний" компании Beta Investment Holdings Ltd.
По словам директора екатеринбургского филиала ИК "БрокерКредитСервис" Виктора Немихина, причиной возможной предпродажной подготовки является топливная тенденция. Авиабизнес постепенно становится невыгодным из-за постоянно растущих расходов. Нерентабельность этого вида деятельности подтверждается банкротством нескольких крупных компаний. Пока такие случаи регистрировали только за рубежом, но скоро, прогнозируют эксперты, тенденция дойдет и до России. В "группе риска" компаний вполне может оказаться и базовая авиакомпания Уральского региона, тем более, что предпосылки для этого есть. Так, как сообщили "Новому Региону" в пресс-службе "УА", в связи с повышением цен на топливо рентабельность бизнеса за последнее время снизилась на пять процентов. Кроме того, с начала текущего года зафиксировано снижение спроса на услуги компании. За восемь месяцев 2005 года "УА" перевезли более 605 тысяч пассажиров. В прошлом году это цифра составляла около 700 тысяч человек.
Падение пассажиропотока происходит по трем основным причинам, объясняют в компании. Прежде всего, это рост цен на топливо, а соответственно и стоимости перевозок, вследствие чего часть пассажиропотока переориентируется на более дешевого перевозчика - железную дорогу. Вторая причина - введение новых правил для въезда в Россию граждан СНГ. Результатом этого шага стало сокращение спроса в этих направлениях на 20 процентов. Кроме того, на объемы повлияли и последние стихийные бедствия (например, цунами в Юго-Восточной Азии), а также серия терактов в Лондоне, отметили в пресс-службе.
Кроме "топливно-денежной" называются и другие причины возможной продажи компании. Так, по словам помощника директора аэропорта "Уфа" Тагира Мухаметшина, стремление генерального директора авиакомпании Сергея Скуратова избавиться от бизнеса может быть обусловлено и внутренними причинами. "Может быть, это давление со стороны властей или других авиакомпаний, может быть это обострение ситуации внутри компании. Безусловно, у "УА" существуют проблемы с самолетно-машинным парком. Сейчас вообще оказывается очень большое давление на российскую авиацию и авиационную промышленность. В итоге вместо того, чтобы вкладывать деньги, заработанные на нефти, газе или других российских богатствах, в отечественный авиапром, мы покупаем самолеты зарубежного производства", - говорит Мухаметшин.
Согласен с коллегой и генеральный директор ФГУП "Дальавиа" Павел Севастьянов. "Вообще продажа компании не похожа на Скуратова. Я давно знаю Сергея Николаевича, сам бы он вряд ли стал продавать компанию. Скорее всего, его к этому подтолкнули. Возможно, это связано с ростом цен на топливо и отрицательными финансовыми результатами в компании. Такое вполне может быть. Кроме того, воздушный парк постепенно стареет. Это общероссийская проблема. Старение авиапарков опережает их пополнение и скорость производства отечественного авиапрома. Я знаю, что в этом году "УА" купили два самолета Ту-154М и Ил-86. Насколько мне известно, цена была небольшой. Ил-86 практически не эксплуатируется. Машину вообще используют не часто и только для чартерных рейсов", - говорит Севастьянов.
Среди возможных покупателей "Уральских авиалиний" аналитики уже называют несколько российских авиакомпаний - "Аэрофлот", "КрасЭйр", "ВИМ-Авиа". Цели покупки у всех примерно одинаковы. Так, например, "ВИМ-Авиа", купив базовую авиакомпанию, сразу же решит для себя такую проблему, как конкуренция на уральском рынке, который она недавно начала осваивать. По мнению директора екатеринбургского филиала ИК "БрокерКредитСервис" Виктора Немихина, "УА" также могла бы приобрести и группа компаний "Ренова". "Сейчас они являются владельцем аэропорта "Кольцово" и было бы вполне логично купить еще и базовую авиакомпанию региона", - говорит Немихин.
По оценкам "УА", стоимость активов компании в настоящее время составляет около 40 миллионов долларов. "Все типы воздушных судов авиакомпании находятся в исправном состоянии. Самолеты проходят регулярное техобслуживание. За последний год несколько самолетов прошли капитальный ремонт на авиационных заводах", - говорят специалисты УА.
Впрочем, у сторонних экспертов на этот счет есть другое мнение. Весьма сомнительно, что активы авиакомпании можно продать за хорошую цену. Самолетный парк авиакомпании давно и бесповоротно устарел и нуждается в замене, что требует огромных капиталовложений. Кроме того, этот же старый парк, весьма посредственный сервис, высокая стоимость билетов и стремление руководства экономить на всем, чтобы получить максимальную прибыль, мешают компании развиваться и отпугивают всех клиентов, которые в случае появления выбора предпочитают летать самолетами других авиакомпаний.
"Я слышал, что "УА" оценили всего в десять миллионов долларов. Даже Тюменская авиакомпания при процедуре банкротства выставляла себя за 15 миллионов, правда потом эта сумма была снижена до пяти", - говорит помощник директора аэропорта "Уфа". По данным Транспортной клиринговой палаты дивиденды акций УА в 2003-2004 годах сократились в два раза - с десяти до пяти рублей.
Также стоит отметить, что в последнее время у компании было немало других проблем. Они отказались от бортового питания производства "Кольцово" и начали пользоваться услугами магазина № 30, на что прокуратура области наложила свой протест, от услуг "УА" нередко начали отказываться местные туроператоры, которые недовольны постоянной задержкой рейсов, низким качеством услуг, старыми самолетами....
Авторские права на данный материал принадлежат «Новый регион». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Конференция по воздушному праву: успех обусловлен слаженной профессиональной игрой всех участников мероприятия
Ноябрь 12, 2024
"Росэлектроника" впервые представляет за рубежом "видящую" на десятки километров камеру
Ноябрь 12, 2024
Сочи - Дубай на ежедневных рейсах "России"
Ноябрь 12, 2024
"Газпромнефть-Аэро" популяризует авиационные профессии среди молодежи в Калининградской области