О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Литва закончила разбор полетов

Литовские военачальники убедили президента страны, что падение истребителя Су-27 не было российской провокацией. Причиной инцидента - обычная русская безалаберность

Литовские военачальники убедили президента страны, что падение истребителя Су-27 не было российской провокацией. Причиной инцидента, как и предполагалось, стала обычная русская безалаберность. Ошиблись и летчик, и военные диспетчеры, и часть, где самолет готовили к полету.

Спустя почти три недели после падения российского истребителя Су-27 на территории Литвы литовские специалисты подвели итоги расследования этого инцидента. Во вторник министр обороны республики Гедиминас Киркилас, командующий Литовской армией генерал Валдас Туткус и глава межведомственной комиссии бригадный генерал Виталиюс Вайкшнорас доложили о причинах катастрофы президенту страны Валдасу Адамкусу. Прессе о них сообщила глава пресс-службы президента Литвы Рита Грумадайте.

Специалисты пришли к выводу, что истребитель ВВС России вторгся в воздушное пространство Литвы из-за "совокупности технических, организационных и человеческих действий".

Комиссия установила, что пилот разбившегося самолета Валерий Троянов во время полета, действительно, потерял ориентацию в пространстве. Но, по всей видимости, это произошло не из-за технической неисправности бортовых систем самолета (они, кстати, дублируются несколько раз), а из-за ошибки Троянова в использовании навигационного оборудования. Как уточнил Киркалис, так могло случиться потому, что, несмотря на достаточную квалификацию, российский летчик-истребитель в последнее время мало летал (по некоторым данным, его налет с начала этого года составил около 5 часов).

Однако дальнейшее развитие событий еще больше усугубило ситуацию. Как выяснили литовские эксперты, потерявшийся в небе пилот оказался беспомощен. Российские службы управления полетами, которые осуществляли управление самолетом, допустили грубые ошибки. Пресс-служба президента не уточнила, что именно сделали не так военные диспетчеры. Тем не менее можно с уверенностью предположить, что они не смогли вывести самолет Троянова обратно на правильный маршрут.

Как пояснил "Газете.Ru" один из специалистов Единой системы Организации воздушного движения (ЕС ОрВД), при полетах ВВС России в Калининградскую область по нейтральным водам управление осуществляют военные секторы районных центров ЕС ОрВД и вспомогательные пункты управления.

"А военные вспомогательные пункты управления не имеют необходимого радиолокационного контроля, качество радиосвязи неудовлетворительное", - заметил собеседник "Газеты.Ru".

Кроме того, известно, что военные не работают с аэронавигационными службами стран Балтийского региона, поэтому запросить помощи им было абсолютно не у кого. Когда Троянов в поворотном пункте на подходе к Калининградской области взял курс 170 градусов вместо 195 градусов, обозначенных в полетном плане, он вторгся в воздушное пространство Литвы, сам того не желая. Поняв, что находится не там, где должен, он в течение 20 минут кружил в небе. В это время Троянов, видимо, пытался выйти на связь с диспетчерами, что ему не удалось, или хотя бы визуально сориентироваться. Однако в условиях плохой погоды летчик, израсходовав запас топлива, пошел на снижение и катапультировался, направив истребитель на сельхозугодья.

Так российские ВВС потеряли технически исправный истребитель и вовлекли в скандальную перепалку не только министерства обороны двух стран, но и МИДы.

Литовская сторона, которая с самого начала поддержала версию российских военных о технической неисправности самолета, все-таки воспользовалась случаем, чтобы поддеть Россию. Министр обороны республики публично высказался о том, что инцидент мог быть и провокацией России против Литвы как страны НАТО. Затем Киркалис предупредил, что от "такого соседа" вообще можно ожидать чего угодно.

На одной из недавних пресс-конференций литовский министр обороны ясно намекнул на результаты расследования. Он заявил, что Литве угрожает уже то, какие российские самолеты летают у границы республики, и то, как они управляются: если у них портятся навигационные приборы, если управление с земли хаотичное и не скоординировано настолько, что даже опытный пилот-профессионал не может понять получаемых противоречивых команд, если экономят топливо так, что после ухода с курса у самолета оно через несколько минут кончается.

После нынешней встречи с президентом Киркилас окончательно убедил литовских граждан, что ничто не говорит о том, что падение Су-27 было провокацией России.

Как передает агентство "Интерфакс", в довершение всему этому комиссия установила, что подготовка самолета к полету была проведена в спешке и в нарушение установленной очередности работ. Это также могло повлиять на точность работы навигационных систем самолета при полете.

После того как генпрокуратура Литвы выполнит все процессуальные действия с заключением экспертной комиссии, пилот Су-27 сможет вернуться в Россию.

По последним данным, судьба Троянова будет решена в течении суток. В российском военном руководстве рассчитывают, что летчик-истребитель вернется на родину в ближайшие дни. "Мы ожидаем, что майор Троянов будет возвращен в Россию до конца недели", - сообщил "Интерфаксу" представитель Минобороны России. "Как и ожидалось, - отметил он, - совместная комиссия по расследованию этого летного происшествия не установила злого умысла в его действиях, а нарушение воздушного пространства Литвы было непреднамеренным и вызвано отказом навигационного оборудования".

Собеседник агентства также сообщил, что Россия собирается вывезти из Литвы в Россию и обломки разбившегося самолета.

"Автомобильным транспортом основные узлы и детали истребителя будут вывезены в Калининградскую область, откуда военно-транспортным самолетом будут доставлены в расположение 6-й армии ВВС и ПВО в Ленинградскую область для детального изучения причин аварии", - сказал он. Это значит, что разбор полетов еще не закончен. Теперь Троянову придется отчитываться по поводу этого инцидента перед командованием ВВС, а скорее всего, и перед российской военной прокуратурой. Самолет потерян, так что повод для разбирательства налицо....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка