Известия
5 октября 2005, 14:33
"Программу развития ОПК надо синхронизировать с программой вооружений"
В октябре правительство РФ обсудит ФГП развития оборонно-промышленного комплекса до 2010 года
- Юрий Николаевич, каковы основные приоритеты реализации "Основ ВТП на период до 2015 года" сейчас, через два года после принятия этого документа?
- У нас сейчас есть довольно большой набор документов, утвержденных президентом. Есть документ "Основные направления развития ОПК", есть документы, которые охватывают тематические направления: развитие авиационной техники, морского флота, электронной компоненты по армии и т.д. "Основы ВТП" интегрируют задачи по всем этим направлениям.
Основная задача ОПК - обеспечить условия создания и серийного производства перспективных образцов вооружения.
Вторая задача - сохранить и развить позиции России в области военно-технического сотрудничества (ВТС). Экспортные поставки на уровне $5,5 млрд сопоставимы с уровнем ГОЗ и являются серьезным подспорьем для ОПК, но они более сконцентрированы в рамках небольшого круга предприятий. При этом за ними стоит шлейф обеспечивающих производств. Если это самолеты Сухого, то это порядка 300-400 предприятий, если это танк Т-90, то это полторы-две сотни поставщиков для Нижнего Тагила. Это дает возможность, с одной стороны, сохранять технологии и какую-то серийность производства, а с другой - получить средства для его развития.
Третья задача - диверсификация, производство гражданской продукции с использованием наработок ОПК. К сожалению, мы видим все меньше российских продуктов с высокой степенью переработки в любой отрасли. Взять, к примеру, Москву, где идут масштабные строительные работы. Вся основная строительная техника - зарубежного производства: экскаваторы, сваебойщики, проходческие машины, асфальтоукладчики, катки. Наверное, такое предприятие, как Уралвагонзавод, который производит прекрасные танки, может производить не менее прекрасную технику для железных дорог, строительную технику.
Есть области - в той же электронной технике, где мы не можем не ставить себе задачу замещения импорта. Изделия в области стратегического вооружения не позволяют не иметь собственного производства. Но мы реалисты и не ставим задачу вернуться в 70-е годы, когда задача ставилась так: все, что связано с военной техникой, - от руды до готового изделия - должно производиться в СССР.
Есть еще четвертая задача, связанная с социальными аспектами жизни ОПК. Многие предприятия ОПК были и остаются градообразующими, и их судьба проецируется на жизнь людей, которые там работают.
- В октябре правительство будет рассматривать ФГП развития ОПК до 2010 года. Чем она будет отличаться от предыдущей программы на 2002-2006 годы и как поможет выполнить ГПВ на 2006-2015 годы?
- Программа вооружений принимается на десятилетие и аккумулирует задачи по определению тех ВВТ, которые необходимы ВС, как с точки зрения качества, так и количества. В законе "Об обороне" написано, что одновременно с этим формируется программа развития ОПК. Отдельные направления развития ОПК нашли отражение в нескольких программах. Но, к сожалению, комплексной программы развития ОПК пока не удалось принять. Год назад было издано постановление правительства о ее подготовке, и мы на основе исходных данных, сформулированных военными, сделали ее к марту 2005 года. Она представляет собой документ объемом в 1000 страниц и ориентирована на такое развитие ОПК, которое позволит создавать современные ВВТ в соответствии с требованиями Минобороны.
В существующих программах не стояла задача воссоздания промышленных технологий применительно к созданию и производству ВВТ. Проблема, с которой мы столкнулись при согласовании программы в МЭРТе и Минфине, - заложенные темпы финансирования программы существенно выше, чем темпы развития страны, примерно в 2,5 раза. Но мы должны в 4 года, то есть до 2010 года, провести мероприятия, которые надо было проводить вчера и позавчера. За 12 лет серьезные капиталовложения государством в промышленность не осуществлялись. Постарело оборудование, экспериментальная база, отстали в области создания новых материалов, элементной базы и прочего. Поэтому программу надо выводить в область национальных приоритетов, как это сделал президент в социальной области.
Кроме того, срок представления 10-летней ГПВ сдвигается, она будет разработана только в середине будущего года. 13 октября программа развития ОПК будет рассматриваться на заседании правительства. Мы хотим предложить синхронизировать сроки выполнения ГПВ и программы развития ОПК. Ведь ГПВ будет заложена в бюджет только с 2007 года. Мы за три года (до 2010 г.) не успеем сделать все то, что обеспечит реализацию планов военных. Поэтому и программа развития ОПК должна быть рассчитана до 2015 года. (а то ведь даже неизвестно, сколько, например, должно быть внедрено в серии образцов военной техники, то ли 150, то ли 200, ведь ГПВ-2015 еще не завершена).
Программа развития ОПК будет разбита на два этапа: на первом необходимо закончить его реформирование и сосредоточиться на создании базовых ресурсоемких образцов, а с 2011 года приступить к серийному производству. В середине 90-х у нас было 1850 оборонных предприятий, сейчас в реестре стратегических предприятий их 1265, причем чисто оборонных всего 960, так как кроме оборонной там есть и ряд других отраслей - металлургия, химия, нефтепереработка. Реформирование пойдет по пути создания крупных структур, которые обеспечат выпуск законченной продукции. На втором уровне - структуры с сохранением конкурентной среды типа КБ, доводящих исследования до эскизных проектов, а третий уровень уйдет в область малого и среднего бизнеса. Эти предприятия должны понять, что мы никогда не сможем загрузить их только оборонными госзаказами до уровня экономически устойчивого состояния предприятия в целом.
Мы планируем, что программа будет более чем наполовину финансироваться самими предприятиями. О такой возможности говорят государственные инвестиционные программы: там, например, где государство вложило рубль в уставный капитал лизинговых авиакомпаний, частные инвесторы вложили четыре с половиной рубля. Инвесторы охотно идут на экспортные проекты, но не хотят рисковать, вкладывая средства в такие долгосрочные внутренние проекты, как ГПВ. Без активной позиции государства и без его материального участия развитие ОПК маловероятно - государство должно его стимулировать. Мировой опыт показывает, что чисто рыночные методы в развитие ОПК не могут быть привнесены.
- Не повысит ли привлечение предприятиями кредитов стоимость продукции?
- Стоимость продукции повышается в основном не из-за кредитов, а из-за микроскопичности заказов. Если завод строился под производство 50 самолетов, а сейчас производит 5, то простаивающие цеха все равно требуют отопления и освещения, а это и многое другое увеличивают накладные расходы. Например, содержание мобилизационных мощностей, на которых в особый период может понадобиться производить 50 самолетов. Мы предполагаем в течение 2-3 лет завершить большую часть НИОКР и перейти к серийному производству, а это даст оборотные средства на обновление фондов, стабилизацию персонала, а увеличение партий снизит себестоимость единицы продукции.
- Существует мнение, что когда предприятие получает крупносерийный заказ на много лет вперед и становится монопольным производителем, технологическая мысль в нем замирает.
- Я много лет проработал в промышленности в разных качествах, и у нас, как и за рубежом, монополия не приветствовалась. У американцев, например, в авиации как минимум два крупных производителя: "Боинг" и "Локхид". А рядом еще "Нортроп". Конечно, отсутствие конкурентной среды и появление монополиста - это плохо. Сейчас у нас идет дискуссия по объединенной авиакорпорации (ОАК). Механизмы ее существования предусматривают, что базовые школы разработчиков будут сохранены. Сохранение конкурентной среды допустимо до стадии создания эскизного проекта. И, например, у ракетчиков на те программы, которые рассматриваются, нет полной монополии Московского института теплотехники. Там есть место и ОАО "НПО машиностроения им. Ефремова", и продлению жизни наших рядов ракет РВСН. Макеевцы реабилитировали себя с новым стратегическим комплексом морского базирования во время последних морских стрельб.
- А танки?
- Заказчик сегодня выбрал дизельные танки, но это совершенно не значит, что завтра все Т-80 будут выведены в хранилища. Есть программа их модернизации, но выбор заказчика надо уважать. Невозможно, слишком накладно вести в стране две расходящиеся программы.
- Генеральные разработчики, под которых должны создаваться интегрированные структуры, как правило, расположены в Подмосковье и в Москве, а региональные предприятия должны присоединяться к ним на правах дочерних. По какому принципу создавать интегрированные структуры - по видовому или территориально-отраслевому?
- У нас эта проблема даже не обсуждалась. В создании интегрированных структур есть два пути. Первый, когда предприятия присоединяются к головному и становятся элементами его структуры. Второй - холдинги, где управляющая компания осуществляет стратегическое планирование, кадровую политику, определяет продуктовую политику, но не подменяет предприятия в их традиционном бизнесе. Характерный пример - "Алмаз-Антей". Предприятия не потеряли юридического лица и являются зависимыми друг от друга акционерными обществами. Но что касается разработок, производства, испытаний, все осталось по-старому. Когда мы говорим об ОАК, мы имеем в виду такую же схему. Во главе управляющая компания и 4 бизнес-единицы: боевая авиация, гражданская авиация, транспортная и бизнес, связанный с компонентами, обслуживанием и т.д. Есть другая схема объединения, когда во главе профильная компания, например компания "Тактические ракетные вооружения". Но и здесь все участники сохранили юридическое лицо и право хозяйственной деятельности.
- Является ли ГОЗ инструментом реформирования ОПК, или ОПК - инструмент выполнения ГПВ?
- ГОЗ - инструмент реализации ГПВ. ГПВ - это основной документ, задающий планку технологических решений, которые надо реализовать в промышленности для сохранения способности производить ВВТ. Она же база для ВТС. Однако у нас часто бывает так, что ГПВ показывает одно направление развития, а гособоронзаказы отстают от задач ГПВ. Кстати, в ГОЗ должна быть включена Федеральная инвестиционная программа по созданию и развитию мощностей ОПК, но источник ее финансирования не должен иметь отношения к Минобороны. Сегодня в отсутствие комплексной программы развития ОПК вопросы обновления технологий и создания производственных мощностей решаются частично в различных ФЦП и в Федеральной адресной инвестиционной программе. Но масштабы этих мероприятий не соответствуют тем задачам, которые ставятся перед ОПК нашими военными.
- Когда могут появиться перспективные виды вооружений?
- Создание перспективных систем вооружений осуществляется с учетом мировых тенденций в сроки и с характеристиками, позволяющими сохранить военный паритет и удержать позиции страны на мировых рынках торговли оружием. Думаю, что финансово-экономические параметры разрабатываемой ГПВ-2015 учитывают эти требования, что позволит выполнить работы и по "Булаве", и по истребителю пятого поколения в сроки, необходимые для обеспечения безопасности России....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Январь 14, 2025
Группа "Аэрофлот" в 2024 году увеличила пассажиропоток на 17 %
Январь 14, 2025
Группа "Аэрофлот" объявляет операционные результаты за декабрь 2024 года
Январь 15, 2025
Пермские ученые придумали новый тест для повышения надежности авиадвигателей
Январь 15, 2025
Аэропорт Читы не стал отвечать, отправляли ли обледеневший самолет на вылет