О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Небо отошло гражданским

Правительство поручило управление российским небом гражданскому специалисту. А. Нерадько назначен руководителем создаваемой Федеральной аэронавигационной службы

Правительство поручило управление российским небом гражданскому специалисту. Александр Нерадько назначен руководителем создаваемой Федеральной аэронавигационной службы, которая должна навести порядок в организации управления воздушным движением.

Российское правительство определилось, кому поручить создание и формирование Федеральной аэронавигационной службы (ФАНС). Как сообщил "Газете.Ru" источник в правительстве, премьер-министр подписал распоряжение о назначении на должность главы ФАНС Александра Нерадько, который до сих пор возглавлял Федеральную службу по надзору в сфере транспорта Минтранса России.

В негласном противостоянии между военными и гражданскими, развернувшемся вокруг должности главы этой службы, победу одержали авиаторы с гражданки.

Указ о создании ФАНС появился почти месяц назад, 7 сентября. Документ, подписанный российским президентом, фактически устранил двоевластие в организации воздушного движения, которое существовало еще со времен Советского Союза. Указ прописал, что управление небом переходит к гражданским диспетчерам, в то время как органы военного управления подлежат расформированию. Конечно, уже тогда было понятно, что речь идет пока только об объединении управленческих функций в одних руках. Контроль и приоритет в воздушном пространстве все еще остается за Минобороны. Но и для военных, и для гражданских диспетчеров создание единой аэронавигационной службы стало долгожданным событием.

Дело в том, что до сих пор на стыке взаимодействия тех и других постоянно возникали проблемы, которые грозили безопасности полетов в российском небе. Один их таких инцидентов стал известен широкой общественности незадолго до создания ФАНС и, очевидно, только ускорил подписание указа об этой службе. Он произошел в июле этого года, когда военные обвинили гражданских диспетчеров, что они фактически допустили нарушение госграницы иностранным самолетом. Поводом для этого стал Boeing 777-200 вьетнамской авиакомпании, который выполнял регулярный рейс из Ханоя в Москву, но оказался не включенным в расписание движения воздушных судов. Военные дали команду выдворить борт за пределы воздушного пространства России, но, несмотря на это, руководитель Самарского центра организации воздушного движения (ОрВД) разрешил ему дальнейшее движение.

Как заявил по поводу инцидента с вьетнамским самолетом главком ВВС Владимир Михайлов, "в небе должен быть один хозяин. Мы постоянно выступаем за создание единого органа".

Подобные высказывания генерала были понятны, к тому же и сам он планировался на пост главы ФАНС. В четверг, 6 октября, ему исполняется 62 года, и должность руководителя службы такого уровня могла стать хорошим началом его гражданской карьеры. Но Михайлову не повезло. Планы нарушил истребитель Су-27 Валерия Троянова, который втянул Россию в международный скандал. Самолет вторгся в воздушное пространство Литвы, и результаты расследования, которые как раз 4 октября обнародовало Минобороны республики, показали, что причиной этого стал непрофессионализм летчика-истребителя, военных диспетчеров и части ВВС России, где самолет готовили к полету. Главкому предложили поработать над ошибками.

Как сообщил "Газете.Ru" источник в Минобороны, Михайлову продлили контракт на военную службу еще на год.

Еще один кандидат от военных - бывший начальник управления по использованию воздушного пространства и управления воздушным движением Минобороны генерал Михаил Кизилов (недавно он ушел на пенсию) - также не подошел на должность руководителя ФАНС. У него нет такого опыта управленца, хотя не исключено, что и Кизилов не обойдется без места в службе (возможно, он станет замом по управлению военными самолетами).

"Что уж расстраиваться, что главой ФАНС стал гражданский, - отреагировал на эту новость собеседник "Газете.Ru" в военном ведомстве. - Нерадько показал себя принципиальный человеком, запретив полеты Ил-96-300… Судя по всему, он профессионал. Будем надеяться, что и к аэронавигации он отнесется профессионально".

В то же время, назначение Нерадько стало непонятным событием для гражданских диспетчеров, все это время переживавших, что их отдадут бывшим военным.

Те специалисты, с которыми удалось пообщаться корреспонденту "Газеты.Ru", так и не смогли выразить какое-то конкретное мнение по поводу этого чиновника. "Нерадько никогда не был авиадиспетчером, - прокомментировал один из собеседников. - В вопросах ФАНС разбирается очень слабо, грамотно организовать работу не сможет. Следовательно, ничего хорошего ждать не приходится. Очень жаль…" Не стал соглашаться с "принципиальностью" Нерадько и еще один собеседник "Газеты.Ru". Этот специалист в авиационной сфере на условиях анонимности объяснил, что в недавней приостановке эксплуатации "Илов" "не все так просто". "Существует мнение, что это было сделано с подачи администрации президента или компании "Аэрофлот", - отметил он. - То есть Нерадько показал себя не столько принципиальным, сколько лояльным правительству".

Эта лояльность, возможно, и стала решающим фактором для его назначения на новую должность. Ведь создаваемая служба выводит функции в сфере управления воздушным движением не только из ведения Минобороны, но и трех гражданских ведомств - Минтранса, Федерального агентства воздушного транспорта и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Она отдается под руководство непосредственно российскому правительству. Для Нерадько это явное повышение. Теперь он займется реорганизацией управления воздушным движением. И здесь еще остается много вопросов, на которые пока сложно ответить (самому административному "имениннику" "Газете.Ru" дозвониться не удалось). В течение двух месяцев правительство с подачи Нерадько должно решить все задачи, стоящие перед новообразованной структурой. В том числе внести в Государственную думу проект федерального закона об основных положениях организации воздушного движения....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка