RBC Daily
15 октября 2005, 15:33
Авиапром взлетит на деньгах ВТБ
В 2006 году Внешторгбанк планирует вложить в отечественную авиационную отрасль 1,5 млрд долл. Однако на эти деньги смогут претендовать только стабильно работающие предприятия и авиакомпании
Внешторгбанк - крупнейший коммерческий банк России по размеру уставного капитала (42,1 млрд руб.). По итогам 2004 г. активы группы ВТБ достигли 20 млрд долл., капитал - 3 млрд долл., кредитный портфель - 11 млрд долл., чистая прибыль - 440 млн долл. Кредитные вложения в нефинансовый сектор на 1 сентября 2005 г. составили 6,9 млрд долл. Общий объем кредитов, выданных ведущим российским авиаперевозчикам ("Аэрофлот", "Сибирь", "КрасЭйр", "Домодедовские авиалинии", "ЮТэйр", "Дальавиа" и пр.), составляет 400 млн долл.
Внешторгбанк все больше увлекается авиакосмической отраслью. Весной за 300 млн долл. он выкупил у группы "ГУТА" контрольные пакеты акций предприятий Пермского моторостроительного комплекса. Тогда же в сотрудничестве с Внешэкономбанком, Сбербанком и "Росэксимбанком" ВТБ подписал долгосрочное соглашение об установлении кредитно-документарного лимита в размере 195 млн долл. на проведение операций с компанией ЗАО "Гражданские самолеты Сухого", разрабатывающей российский региональный самолет RRJ. А вчера управляющий директор Первого управления по работе с крупными клиентами ВТБ Вячеслав Шеянов рассказал RBC daily, что госбанк готов увеличить кредитные вложения в отечественную авиационную отрасль до 1,5 млрд долл. По его словам, на эти деньги могут претендовать только стабильно работающие отечественные предприятия и авиакомпании.
По информации г-на Шеянова, на авиационную отрасль банк планирует потратить 3,5% всего кредитного портфеля, "что вполне адекватно отраслевой структуре экономики России". "Из этих денег 350 млн долл. уже точно выберут авиакомпании на свое развитие (для сравнения, в этом году банк предоставит кредиты на сумму около 200 млн долл.)", - сказал г-н Шеянов. По его словам, деньги в основном пойдут на финансовое обеспечение кассовых разрывов в бюджетах авиакомпаний, а часть средств уйдет на покупку бывшей в употреблении иностранной авиационной техники и участие авиакомпаний в финансировании лизинговых сделок по судам отечественного производства. "ВТБ может дать любую сумму, вопрос в том, смогут ли предприятия и авиакомпании взять эти деньги, - говорит представитель ВТБ. - Авиационные предприятия получат средства только в том случае, если у них будут твердые заказы на их технику".
Самые большие инвестиции ВТБ готов выделить на восстановление производства самолетов Ан-124 ("Руслан") в новой модификации на ульяновском "Авиастаре". На это требуется 1,08 млрд долл. Однако данный инвестиционный проект у ВТБ может и не осуществиться, если "Волга-Днепр" (компания, заинтересованная в восстановлении производства и обещающая купить пять таких самолетов в ближайшее время) договорится с правительством о его финансировании из средств Стабилизационного фонда. В таком случае ВТБ готов участвовать в менее масштабных проектах. В самом банке относятся к проекту "Авиакора" осторожно. "В производстве Ан-140 есть как преимущества, так и недостатки. Несмотря на это, проект интересный, и у него уже есть твердые заказчики", - говорит Вячеслав Шеянов.
Сами авиапроизводители уже выстраиваются в очередь за деньгами Внешторгбанка. "На следующей неделе мы придем в ВТБ за 20 млн долл.", - заявил RBC daily председатель совета директоров самарского авиационного завода "Авиакор" Сергей Лихарев. Он приветствует инициативу банкиров. "Авиационная отрасль очень инвестиционноемкая и сможет освоить любую сумму. Ее недостаток в наличии длинных циклов производства, уже не говоря о стоимости разработки новых моделей", - отмечает глава "Авиакора". По его словам, возможность привлечения в отрасль длинных и дешевых кредитов очень важна. Но если большая часть денег уйдет на финансирование проекта RRJ и авиакомпаний, которые покупают иностранные воздушные суда, то ни о какой поддержке отечественного авиастроения быть не может, предостерегает г-н Лихарев.
На заявление представителей ВТБ рынок также отреагировал положительно. В "МДМ-Банке", который участвовал в IPO корпорации "Иркут", понимают стремление ВТБ дать много денег отрасли. "Банк заинтересован в том, чтобы помочь правительству. Эти деньги будут способствовать проведению НИОКР и других работ. Однако существует опасность недостаточно эффективного расходования средств, - отмечает начальник аналитического управления "МДМ-Банка" Ким Искиян. - Таким образом, главная задача состоит в организации использования отраслью ресурсов наилучшим образом". Аналитик ИГ "АТОН" Татьяна Капустина отмечает, что ВТБ давно говорил о своих намерениях начать кредитовать отечественный авиастроительный комплекс, но до сих пор крупных инвестиций у него не было. "Это похоже на скоординированные правительством усилия по реанимации отрасли. Заявление об открытии кредитных линий и выделение этих средств на авиационную отрасль по времени совпало с утверждением концепции создания ОАК, тем самым ВТБ, возможно, претендует на то, чтобы стать расчетным банком авиационной корпорации", - предполагает Татьяна Капустина....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Январь 22, 2025
Группа "Аэрофлот" подвела итоги перевозок через Сочи за 2024 год
Январь 21, 2025
Адаптация и устойчивость: как улучшить процессы наземного обслуживания рейсов
Январь 23, 2025
Клычков признал проблемы при строительстве аэропорта
Январь 23, 2025
Россиянам обещают рост цен на авиабилеты, несмотря на усилия ФАС