Военно-промышленный курьер
26 октября 2005, 10:49
Противоракетный зонтик над Европой
Объединенная система ПРО Евросоюза способна противостоять ядерному терроризму
К числу государств, уже имеющих или разрабатывающих баллистические ракеты, способные достигать территории Европы, сегодня относятся Ливия, Индия, Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, ряд других. Эти страны (за исключением Саудовской Аравии) располагают необходимым научным и промышленным потенциалом для самостоятельной разработки и производства боевых ракетных комплексов. Стремление к обладанию ракетным оружием объясняется, кроме всего прочего, наличием у многих из них территориальных притязаний к соседям, взаимной подозрительностью, амбициями политического руководства.
Опасность ударов баллистических ракетных средств нападения (БРСН) по объектам государств Евросоюза со стороны "третьего мира" может возникнуть, например, в случае активного участия европейских стран в миротворческих операциях ООН, в антитеррористических операциях и в военном разрешении различных кризисов.
При этом на начальных этапах военных действий объектами атак с применением баллистических ракет (БР) могут стать морские и воздушные порты выгрузки и погрузки войск, пункты и районы их сосредоточения. Данные объекты могут подвергаться ракетным ударам в течение продолжительного времени, вплоть до завершения переброски войск в район конфликта.
Кроме того, поражение потенциальных объектов для нападения - крупных административно-промышленных центров, а также предприятий и промышленных систем - способно вызвать значительный экологический и экономический ущерб. Речь идет об объектах с ядерными и химическими компонентами (АЭС, химические заводы), нефте- и газодобывающих и перерабатывающих комплексах, трубопроводах, хранилищах топлива, плотинах. Словом, в современных условиях существует серьезная угроза для ЕС, связанная с распространением технологий создания оружия массового уничтожения, баллистических и крылатых ракет в странах "третьего мира", прежде всего с "неустойчивыми" политическими режимами. Создание ими собственных военных технологий и закупка технологий в развитых государствах могут привести к тому, что в ближайшей перспективе некоторые ближневосточные государства станут обладателями ракетного оружия с различными дальностями пуска.
Нейтрализация опасности применения БРСН может включать комплекс политических и военных мер. В складывающейся военно-политической обстановке наиболее эффективным средством повышения стабильности и международной безопасности является система защиты государств ЕС от ударов нестратегических ракет, способная своевременно выявить источники опасности их применения и своевременно реагировать на агрессивные вызовы. Военные меры должны быть направлены на организацию нестратегической противоракетной обороны (НПРО) Евросоюза.
Система защиты государств Западной Европы может базироваться на коллективном участии в обеспечении безопасности каждого государства ЕС, а также стабильности в региональном и глобальном масштабах. А основными задачами, решаемыми ЕвроПРО, могут быть:
- глобальный контроль районов возможных конфликтов с целью выявления источников ракетных угроз, степени готовности и непосредственной подготовки к агрессии;
- своевременное обеспечение государств, входящих в систему ЕвроПРО, данными о воздушно-космической и ракетной обстановке;
- защита населения ЕС и важнейших объектов от ударов ракетных средств нападения.
Высокий модернизационный потенциал средств автоматизированных систем управления (АСУ) позволяет объединять информацию о ракетной обстановке в региональном и глобальном масштабах в интересах нестратегической ПРО Евросоюза, обеспечивает оперативное управление средствами ПВО-НПРО, находящимися на территории России, а также взаимодействие со средствами ПВО-НПРО, расположенными за рубежом.
Существующие и перспективные высокопотенциальные радиолокационные станции ракетно-космической обороны (РКО), космические средства системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), РЛС ПВО Военно-воздушных сил и других видов Вооруженных Сил РФ способны решать задачи по информационному обеспечению нестратегической ЕвроПРО, обеспечивать контроль Ближневосточного и Азиатского ракетоопасных районов. Космический эшелон СПРН позволяет вести обнаружение стартов нестратегических баллистических ракет наземного и морского базирования.
Мобильные зенитные ракетные комплексы (ЗРК) России обладают более высокими ТТХ по сравнению с аналогичными зарубежными образцами, в том числе и американскими, по борьбе с ракетными средствами нападения и могут быть оперативно развернуты в составе нестратегической ПРО Евросоюза. В настоящее время и на ближайшую перспективу основу системы огневого поражения ракетных средств нападения в полете могут составить зенитные ракетные системы ВВС типа С-300 и С-400 (разработчик - НПО "Алмаз" им. академика А.А. Расплетина, входит в состав Концерна ПВО "Алмаз-Антей") предназначенные для противовоздушной обороны войсковых группировок и важнейших объектов от ударов крылатых, аэробаллистических и баллистических ракет тактического и оперативно-тактического назначения, а также от самолетов армейской, тактической и стратегической авиации. Они обеспечивают эффективное отражение массированных налетов современных средств воздушного нападения в условиях интенсивного радиоэлектронного подавления, выполняют боевую задачу в различных погодных условиях.
Состав и этапы боевого применения средств ПРО
Система С-300 способна поражать самолеты и крылатые ракеты на всех высотах боевого применения, начиная с 10 метров, тогда как у американского комплекса "Пэтриот" минимальная высота обстреливаемых целей составляет 60 метров. В современном же бою ставка в преодолении системы ПВО часто делается на малые высоты. С-300, благодаря вертикальному старту ракет, может обстреливать цели, летящие с любого направления без разворота пусковых установок. А вот американский "Пэтриот" из-за наклонного пуска в ходе маневренного боя вынужден разворачивать пусковые установки или заранее расставлять их на ракетоопасных направлениях, что неизменно приведет к снижению огневых возможностей. Немаловажным фактором является и время перевода комплекса из походного положение в боевое. Если российская система переводится в боевое положение за 5 минут, то американцам нужно на это 30.
Российским ученым и специалистам первыми в мире удалось добиться уничтожения ОТР "Скад" в воздухе. Еще в 1995 г. при проведении испытаний на полигоне Капустин Яр подрыв боевого снаряжения зенитных ракет ЗРС С-300 в точке перехвата вызвал инициирование боевой части БР "Скад", что, по сути, означало его самоуничтожение. А американскому "Пэтриоту", широко рекламируемому особенно после событий в Персидском заливе, не удалость за все время боевых действий сбить ни одной иракской ракеты в воздухе. В перспективе в качестве средств поражения БРСН могут быть использованы универсальные системы ПВО-НПРО ЗРС С-400 "Триумф".
Основные перспективные наземные и авиационные информационные средства противовоздушной обороны ВВС способны обеспечить решение любых разведывательно-информационных задач по БРСН, а РЛС дежурного режима НПРО - осуществлять непрерывный контроль заданных ракетоопасных направлений и дальнего обнаружения БРСН с определением параметров их траекторий полета и выдачей предварительного целеуказания РЛС боевого режима для обстрела БРСН на дальней границе зоны поражения. Мобильная РЛС дежурного режима обеспечивает обнаружение и захват на автосопровождение БР на максимальной дальности свыше 1000 км.
РЛС боевого режима НПРО способны осуществлять допоиск и выдачу точного целеуказания ЗРС ПВО-НПРО с решением задачи селекции боевых блоков на фоне комплекса средств преодоления ПРО. А также координатную поддержку стрельбовых РЛС с обеспечением информацией решения задачи пуска противоракет. Мобильная РЛС боевого режима обеспечивает обнаружение и захват на сопровождение БРСН в боевом режиме с полной мощностью излучения на дальности около 1000 км.
Как видим, проблем с постановкой на вооружение вышеназванных систем ПВО и нестратегической ПРО быть не должно. И все же разработку и создание системы ЕвроПРО целесообразно, думается, проводить поэтапно. Что могут включать в себя эти этапы?
На первом этапе военные эксперты государств Европейского Союза и России осуществляют проработку системных вопросов в части задач, облика, характеристик и технологий системы защиты, а также разрабатывают международно-правовые аспекты функционирования системы. Опыт российских специалистов по созданию комплексного системного проекта нестратегической ПРО Российской Федерации, средств и систем, обладающих потенциалом НПРО, может быть применен для ЕвроПРО.
На втором этапе целесообразно приступить к информационно-техническому сопряжению национальных информационных систем, систем управления и связи в единую НПРО Европейского Союза. А на последующих этапах требуется решить вопросы включения в состав системы защиты мобильных активных средств обороны и управления всеми средствами с единого командного пункта.
Конечно, это лишь один из возможных путей создания противоракетного зонтика над Европой. Реальная жизнь может подсказать и другие варианты решения этой задачи. Главное в том, что диктует их не чье-то больное воображение, а наше неспокойное время. Надо лишь не опоздать, не допустить, чтобы 11 сентября повторилось когда-нибудь в Европе....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться