О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Информационные технологии завоевывают аэропорты

О тенденциях развития информационных технологий рассказывает председатель комитета по информационным технологиям Ассоциации "Аэропорт" гражданской авиации И. Хохлов

Развитие аэропортовой инфраструктуры стало одним ключевых звеньев транспортной стратегии России. Формирование опорной сети аэропортов-хабов, призванных обеспечить транспортные потребности внутри страны и привлечь международный транзит авиапассажиров и грузов, требует решения множества задач. Среди них необходимо выделить информационные технологии, которые вовлекают в сферу своего влияния все новые области аэропортовой деятельности. О тенденциях развития информационных технологий и передовом российском опыте корреспонденту "АвиаПорт.Ru" рассказывает председатель комитета по информационным технологиям Ассоциации "Аэропорт" гражданской авиации, Директор дирекции по информационным технологам ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" Игорь Хохлов.

- 1 ноября в Зеленограде начинает свою работу Форум "Информационные технологии в аэропортах". Расскажите, чем обусловлена необходимость проведения этого мероприятия?

- Необходимость обсудить проблемы и обменяться передовым опытом продиктована объективными процессами развития перевозок, и не только в московском регионе, но и по всей стране. В настоящее время правительство России много внимания уделяет развитию аэропортов. Активно обсуждаются темы узловых аэропортов, так называемых хабов. И на фоне активизации интереса к аэропортовому бизнесу, такая конференция будет полезна для всех ее участников, как для самих аэропортов, так и для тех компаний, которые предлагают свои услуги.

- Какие вопросы, которые планируется обсудить на форуме, являются наиболее важными для отечественных аэропортов?

- Перечень проблем, которые в своих докладах затронут участники, очень широк. Однако я бы хотел выделить некоторые из них. На форуме будут обсуждаться вопросы безопасности информационных систем, безопасности в информационных технологиях. Особое внимание будет уделено интеграционным процессам по объединению различных приложений в единые интегрированные комплексы с целью повышения эффективности автоматизации.

В настоящее время различные аэропортовые системы, которые не взаимосвязаны друг с другом, автоматизируют процессы только частично. То есть, для примера, имеет место многократный ввод одних и тех же данных по рейсам для различных задач, поскольку все реализовано в несвязанных друг с другом программах. Для управления производством - отдельно, для выставления счетов - отдельно, для сбора статистических данных - отдельно. Весь мир идет по пути интеграции информационных приложений на различных платформах, и я уверен, что это путь и аэропортов тоже. В частности, аэропорт "Шереметьево" сейчас активно внедряет эти интеграционные процессы.

- Какие первостепенные меры по информатизации деятельности российских аэропортов нужно принять сейчас?

- Одна из наиболее актуальных проблем, от которой страдают не только аэропорты, но и авиакомпании, это отсутствие интерфейсов между инвенторными системами, системами бронирования и системами отправки пассажиров. Необходимо, чтобы используемые российскими компаниями системы бронирования могли обмениваться информацией с любыми другими международными системами. Аналогичная ситуация с системами управления отправками. На сегодня многие аэропорты решают свою задачу с помощью локальных систем регистрации, в то время как в мире функция сквозной регистрации для авиакомпаний - это стандарт. И любая авиакомпания стремится, чтобы вся информация по пассажиру, который следует несколькими рейсами до пункта назначения, передавалась из одного аэропорта в другой. Тогда в момент регистрации пассажир получает сразу несколько посадочных талонов с конкретными местами рассадки на последующих участках маршрута. Это доставляет гораздо больше удобства пассажиру.

- Планируется ли обсуждать такие вопросы, как развитие self-сервисов?

- Я думаю, что эти вопросы мы будем обсуждать на отдельных сессиях. Сейчас это задача тех аэропортов, которые уже обладают большим объемом пассажиропотока, и это во многом зависит от "качества" пассажиров. Самостоятельная регистрация развита применительно к пассажирам, следующих без багажа. У нас таких направлений не так много: в частности, Москва - Санкт-Петербург. А в Европу большинство пассажиров везут с собой багаж. Поэтому проблему необходимо решать в комплексе, не только киосками самостоятельной регистрации, но и пунктами приема багажа. И здесь комплексные процедуры должны быть обсуждены.

- В будущем внедрение электронного билета потребует определенных изменений в деятельности аэропортов. Будет ли специальная сессия по данному вопросу?

- Пока тема электронного билета еще только прорабатывается. Здесь много зависит и от законодательства по поводу электронных билетов, и от позиции авиакомпаний. Но мы обязательно будем обсуждать этот вопрос, поскольку по плану IATA перейти на электронный билет предполагается уже в 2007 году. Я думаю, что компании должны быть озабочены этим вопросом и аэропорты, естественно, должны обеспечить такую возможность.

- Сейчас активно развивается такой сегмент, как системы управления ресурсами. Расскажите о нем подробнее...

- Под системами управления ресурсами подразумевается управление ресурсами аэропорта под обеспечение процесса обслуживания рейсов, включая процессы определения мест стоянок воздушных судов, управления тягачами, автобусами для обслуживания пассажиров, стойками регистрации, персоналом, который участвует в обслуживании воздушного судна. И заканчивая вопросами, которые связаны с ведением биллинга, с выставлением счетов по факту предоставленных услуг. Ряд российских аэропортов уже озаботились внедрением таких систем. В частности, аэропорты "Шереметьево" и "Домодедово" уже внедрили часть функционала системы управления ресурсами. И сейчас "Внуково" находится в процессе согласования условий контракта на внедрение таких систем.

Они позволяют максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы. И с помощью таких систем могут устанавливаться и соблюдаться стандарты обслуживания. А это непременные условия приема и обслуживания у себя иностранных авиакомпаний.

- Каким опытом в области внедрения информационных технологий может поделиться с коллегами аэропорт "Шереметьево"?

- "Шереметьево" может гордиться тем, что впервые в России им был реализован проект по внедрению систем общего пользования для систем регистрации. В результате конкурса среди различных поставщиков было выбрано решение американской компании Arinc MUSE (Multi User System Environment). Эта система позволяет на одних и тех же стойках регистрации использовать различные системы регистрации. То есть, если ранее все стойки были оборудованы только одной системой SITA DCS, то с внедрением системы MUSE через специальные шлюзы и интерфейсы мы получили возможность использовать шесть различных систем регистрации на любой из стоек. Это дало нам гибкость в обслуживании авиакомпании и пассажиров.

Одновременно с этим мы внедрили локальную систему регистрации Seats английской компании Vidicom. Это позволило автоматизировать процесс отправки пассажиров в основном на рейсы некоторых российских авиакомпаний, которые не критичны в системах регистрации и системах бронирования. Была альтернатива использовать хостовую систему SITA DCS, но тогда мы бы несли большие расходы по обслуживанию этой информации в Атланте. Внедрив локальную систему, мы значительно сократили расходы на обслуживание трафика.

Есть и удачный пример того, как мы, в определенной степени конкуренты, обмениваемся опытом с коллегами из "Домодедово". После того, как мы приняли решение о внедрении системы управления ресурсами немецкой компании Inform, в "Домодедово" также было принято аналогичное решение. Правда, мы использовали различные по назначению модули. Однако, со временем, и мы, и коллеги придем к внедрению полной функциональности, и будем друг другу помогать в части обмена опытом. Мы готовы делиться этим опытом и с другими аэропортами России.

Мы также сейчас занимаемся внедрением системы позиционирования воздушных судов на основе видеоизображения VDocks, ее поставила компания Siemens. Сейчас мы находимся в процессе тестовой эксплуатации.

Есть еще ряд прикладных систем, но меньшего масштаба. Мы получили много преимуществ от того, что внедрили взаимосвязь с Внуковским центром УВД. Это позволило получать информацию о вхождении воздушных судов в зону управления Московского центра и, соответственно, более точную информацию о моменте прибытия воздушного судна. Это позволяет нам более эффективно использовать ресурсы.

Внутренний продукт, который мы сейчас совершенствуем - аэропортовая производственная база данных, которая позволяет на основе сезонного и суточного расписания агрегировать всю необходимую информацию, связанную с обслуживанием воздушных судов и пассажиров, и предоставлять ее в другие системы на основе интерфейсов прямой интеграции. Это сократило огромный объем многократного ввода данных.

Можно еще добавить, что мы внедрили локальную систему центровки воздушных судов, поставленную нам Центром авиационной сертификации. Это российский продукт, который разработан на основании и в полном соответствии со стандартами IATA....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка