О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Александр Лебедев: "Мы взрослые люди и все понимаем..."

"Воронежское обозрение" продолжает анализировать ситуацию вокруг деятельности одного из крупнейших городских предприятий - Воронежского акционерного самолетостроительного общества

"Воронежское обозрение" продолжает анализировать ситуацию вокруг деятельности одного из крупнейших городских предприятий - Воронежского акционерного самолетостроительного общества.

Напомним, что 22 августа Роспром выпустил рекомендацию, согласно которой была приостановлена эксплуатация самолетов Ил-96-300. Той самой модели, сборкой которой завод не без оснований гордился. А через полтора месяца - в последние дни сентября - неожиданно для многих лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК) отказалась от доверительного управления контрольным пакетом акций ВАСО, и тут же подал в отставку генеральный директор ВАСО Вячеслав Саликов. Совет директоров, в который, кстати, входят представители лизинговой компании ИФК, эту отставку принял. Как выяснилось, без работы Саликов не остался - занял пост заместителя гендиректора ИФК по производству. А буквально на следующий день после отставки Вячеслава Алексеевича в небо поднялись и опальные Илы. "ВО" уже делало попытку проследить связь между всеми этими событиями. К сожалению, не горит особым желанием делиться с журналистами наболевшим сам Вячеслав Саликов.

Гораздо проще оказалось проинтервьюировать совладельца ИФК и Национальной резервной корпорации, депутата Государственной Думы Александра Лебедева. Человека, который, судя по публикациям в центральной прессе, вступил уже в открытую конфронтацию с властями, дабы защитить российский авиапром.

- Александр Евгеньевич, на ваш взгляд, связаны ли между собой отставка гендиректора ВАСО и уход ИФК от доверительного управления акциями завода?

- Эти вещи совершенно не связаны. Вячеслав Саликов принял решение сам - во всяком случае, заявление было подано им "по собственному желанию". Мы с вами, конечно, взрослые люди и понимаем, что за такого рода формулировками стоит много разных подспудных факторов, но я не хотел бы распространяться на эту тему.

Думаю, лучше спросить об этом у самого Вячеслава Алексеевича.

Решение о завершении договора на управление акциями не является неожиданным. Просто так совпало с событиями вокруг ИФК, с заседанием Правительства. Наверное, если результаты управления акциями положительные, то стоило бы рекомендовать продлить эту практику. Однако в сложившейся вокруг ИФК обстановке это вряд ли целесообразно. Нужно, чтобы обстановка радикально переменилась.

Формально у ИФК истекли соответствующие контракты с двумя крупнейшими акционерами ВАСО: МАК "Ильюшин" (30% акций ВАСО) и АК им. Ильюшина (26% акций).

Вот и все. Хочу заметить, что за все, сделанное компанией за эти два года, менеджменту "Ильюшин Финанс" можно смело поставить оценку "отлично". Это вам подтвердит любой специалист - достаточно сравнить финансовое положение "до" и "после". Давайте посмотрим на результаты. Полностью погашена просроченная задолженность по налогам и обязательным отчислениям на сумму 532 млн. руб. Выручка ВАСО и прибыль от продаж выросли в 2,5 раза. Во столько же раз возросла средняя заработная плата, остановлено падение численности работающих. Налогов и платежей во внебюджетные фонды ВАСО уплатило более 2,6 млрд. руб. За такие результаты неплохо бы вручить государственные награды, как это принято в других отраслях, или - на худой конец - заплатить премию. Однако ни денег, ни наград, ни хотя бы благодарственной грамоты от государства ИФК не дождалась.

Дождалась другого. До сих пор из-за саботажа чиновников из Правительства, которые не выпускают соответствующую директиву по голосованию на собрании акционеров ИФК, не принято решение о дополнительной эмиссии акций лизинговой компании. В ожидании решения государства частные акционеры ИФК вынуждены уже дважды продлевать это собрание. Если затянут еще на пару недель, то - при установленной законом процедуре утверждения допэмиссии - ИФК уже не получит предусмотренные в бюджете этого года госбюджетные средства. Нечем будет финансировать новые заказы на ВАСО, хотя таких заказов в портфеле ИФК - более чем на $2 млрд. И лизинговая компания здесь не виновата.

Это в Правительстве не торопятся, ведь над ними, что называется, "не капает". Чиновники получают доходы в разы превышающие среднюю зарплату на заводе ВАСО, а помимо этого - и другие социальные блага. Воистину: "сытый голодного не разумеет".

- А не имеет ли основания версия, согласно которой ИФК ушел от контроля над акциями ВАСО после заявления премьер-министра Фрадкова о необходимости проверить финансовые документы взаимоотношений ВАСО и ИФК еще за 2002 год?

- Во время проверки ИФК Счетной палатой в этом году были проверены в том числе и результаты работы ИФК по управлению акциями ВАСО. Никаких отрицательных фактов не было выявлено. Кстати, председатель Национального инвестиционного совета России академик Александр Некипелов два месяца назад обращался к Михаилу Фрадкову с предложением провести правительственную проверку деятельности ИФК, на что получил официальный ответ о нецелесообразности такой проверки.

- Тогда вернемся к теме Вячеслава Саликова. Какое мнение сложилось в ИФК и лично у вас относительно бывшего гендиректора?

- Я считаю, что Вячеслав Алексеевич - это настоящий профессионал своего дела и прекрасный управленец. Мне искренне жаль, что воронежский завод потерял такого руководителя. Но человек с его опытом всегда найдет себе "место в строю", как недавно образно сказал Президент. Поэтому и не удивительно, что сейчас Саликов занимает должность заместителя гендиректора ИФК по производству.

- Представители ИФК, насколько известно, голосовали на совете директоров за отставку гендиректора ВАСО. Ждали Вячеслава Алексеевича у себя в компании?

- Скажите, пожалуйста, а как они могли бы голосовать, если по факту имеет место заявление по собственному желанию? К тому же вопрос решался, как я понимаю, до всякого совета директоров.

- Александр Евгеньевич, а насколько лично вы можете влиять на эти процессы?

- В вопросе о степени аффилированности ИФК со мной существует много, мягко говоря, недоразумений. ИФК, вопреки расхожему мнению, мне не принадлежит. Это - государственная компания. Ее контрольный пакет (54% акций) принадлежит Росимуществу (38%) и государственному Внешэкономбанку (16%), представители которого всегда голосуют так, как предписывает директива Правительства. Поэтому председателем совета директоров является глава Роспрома Борис Алешин, тот самый, что недавно приезжал к вам в Воронеж.

Точно так же ВАСО является государственным заводом, 56% акций которого контролируются МАК "Ильюшин" (председатель совета директоров - опять же Борис Алешин). Если вы спросите у меня, считаю ли я этот государственный менеджмент правильным и полезным, то я отвечу, что нет, не считаю. Чиновник не может быть эффективным управленцем в бизнесе. Это многократно проверенный факт. Кстати, это доказало и привлечение ИФК к управлению ВАСО. Теперь же, в процессе сгребания в одну кучу подконтрольных государству предприятий авиапрома, которым управляют чиновники, создающие Объединенную авиастроительную компанию, велика вероятность "выплеснуть с водой и ребенка". На заседании Правительства по авиапрому в сентябре министр экономического развития Герман Греф правильно заметил, что отрасль "заражена государством" и что "неэффективное государство не может создать эффективный авиапром".

В случае с ИФК я выступал как частный и, подчеркну, миноритарный акционер и как инвестор, вложив в отрасль за последние пять лет около $200 млн. И я делал это не в расчете на какую-то сиюминутную сверхприбыль и не из желания чего-нибудь "стащить" у родного государства. Поверьте, для таких стремлений есть более "аппетитные" отрасли - та же нефтянка. Делал я это, потому что искренне считал: авиапром можно поставить на ноги, если наладить частно-государственное партнерство. Если хотите, был такой энтузиазм.

Увы, испытав на себе все прелести партнерства с нашими чиновниками, я теперь уже так не думаю. Сейчас я не уверен, что наше государство вообще способно к какой-либо созидательной деятельности. Поэтому единственный путь сегодня, если мы хотим спасти гражданское авиастроение, - это убрать из него государство, пустить туда частный бизнес. Тем более, что прекрасно известно: государству в лице чиновников эти заводы и не нужны. На своих совещаниях они прямо говорят, что ВАСО и ульяновский "Авиастар-СП" надо закрыть.

- То есть, правда, что влияние на последние события могли оказать резкие заявления премьер-министра Михаила Фрадкова, в частности, о прекращении производства российских самолетов и о том, что "надо поменять людей"?

- Если это так, то мы опять же имеем "эксцесс исполнителя". Я был на этом заседании правительства, которое было анонсировано как судьбоносное, а закончилось очередным выпусканием пара. Мне кажется, говоря про "людей" и "картинку", Михаил Ефимович имел в виду как раз чиновников, отвечающих за авиапром. Ведь это они определяют правила игры в отрасли, это они своим бездействием, или, как в случае с Ил-96, - преступными действиями - загоняют в гроб производство.

Но, видимо, те, кого на самом деле неплохо бы поменять, решили перевести стрелки на директоров заводов. Директоров, которым надо ордена давать за то, что они сохранили заводы, специалистов и еще что-то производят в этих нечеловеческих условиях.

Также, насколько мне известно, из Роспрома "ушли" двух наиболее профессионально разбирающихся в авиастроении специалистов: начальника управления авиапрома Вячеслава Рыбакова и заместителя руководителя агентства Игоря Гаривадского. Это сделано, по-видимому, для того, чтобы доложить Фрадкову, вопрошавшему на заседании Правительстве и не услышавшему внятного ответа: кто же занимается авиапромом? Наиболее компетентных специалистов выявили, а как выявили - тут же и уволили. Выполнили указание о смене "картинки". То же самое можно сказать и в отношении почти девяти десятков руководителей федеральных промышленных предприятий и организаций, которых менее чем за год уволило со своих должностей руководство Роспрома. Зато все первые лица Минпромэнерго и Роспрома остались в своих креслах.

- В нескольких громких последних интервью вы открыто сказали, что существуют какие-то политические нюансы, из-за которых вам становится все сложнее работать.

- Политические, как вы говорите, "нюансы" в нашей стране есть в любом, даже внешне вроде бы далеком от политики событии. Не думаю, что события в авиапроме имеют отношение к моей скромной персоне. Думаю, здесь, как говорил один популярный в прошлом телеперсонаж, все гораздо более "запущено". Возможно, мы имеем дело с проявлениями сознательного саботажа и целенаправленных действий, которые должны привести к разрушению отрасли. Нельзя ведь исключать и международный аспект - как известно, российский рынок авиатехники является вожделенным блюдом для зарубежных конкурентов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Воронежское обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка