Коммерсантъ
7 ноября 2005, 10:46
Дело пахнет керосином
Авиакеросин подорожал в России с апреля в среднем на 50-60%. Известно, что каждые 10% подорожания ГСМ увеличивают стоимость билета на 2-5%
Топливо традиционно является одной из самых затратных статей авиационного бизнеса.
По данным Федерального агентства воздушного транспорта России (Росавиация), в 2004 году на авиа-ГСМ приходилось 34,3% всех расходов отечественных авиаперевозчиков.
Для сравнения, поддержка самолета в технически исправном состоянии составляет 13%, обслуживание в аэропорту - 15,9%, а лизинг авиатехники - 6,6%.
Основные авиакомпании России показывают в своих отчетах примерно те же цифры. В себестоимости перевозки "Аэрофлота" топливо по итогам второго квартала 2005 года занимает 30,76%, "Красноярских авиалиний" ("КрасЭйр") - 36,10%, "ЮТэйра" - 36,3%.
Причем речь идет обо всех расходах, в том числе управленческих и на персонал.
Столь существенные затраты на керосин объясняются прежде всего тем, что авиакомпании оперируют в основном самолетами, построенными еще в СССР и не отличающимися топливной эффективностью. Приличные парки иномарок есть только у "Аэрофлота", "Трансаэро", "ВИМ-Авиа" и с этого года у "Сибири". К примеру, расход топлива среднемагистрального Ту-154М составляет 4,8 т в час (у его иностранного одноклассника A320 этот показатель составляет 2,2 т в час); Ил-62, рассчитанный на перевозку примерно такого же количества пассажиров, "съедает" 7,5 т в час; Ил-86 - 10 т.
Опрошенные Ъ перевозчики уточняют, что доля керосина в прямых операционных затратах еще больше - около 60% у "Сибири" по итогам 2004 года и без учета начавшейся в этом году эксплуатации западной техники. В авиакомпании "КрасЭйр", возглавляющей альянс перевозчиков AiRUnion, также обращают внимание на то, что благодаря новой структуре парка (отказ от эксплуатации части Ил-62 в "Домодедовских авиалиниях", ввод двух дальнемагистральных Boeing 767) долю топлива удалось сократить до чуть менее 40%.
Последние полтора года были отмечены существенным ростом цен на авиационные горюче-смазочные материалы не только в России. В соответствии с мировым ростом цен на нефть ее производная также дорожает. В 2004 году практически все крупнейшие мировые авиаперевозчики ввели так называемые топливные надбавки - дополнительные сборы к основной стоимости билета. Надбавки в зависимости от продолжительности рейса составили минимум $2-10. Российские авиакомпании в конце 2004 года присоединились к своим иностранным коллегам - в среднем размер надбавки составил $5.
Однако на этом рост цен на ГСМ не прекратился. В отчете "Аэрофлота" за второй квартал говорится, что операционные расходы компании увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2004 года на 20,9%, в том числе за счет роста цены на керосин, составившего 59,4%. Похожие цифры фигурируют и в распространенном 5 сентября официальном заявлении авиаальянса AiRUnion, объединяющего авиакомпании "КрасЭйр", "Домодедовские авиалинии", "Самара", "Омскавиа" и "Сибавиатранс". В нем, в частности, говорится, что с августа 2004 года по август нынешнего года стоимость керосина во всех аэропортах России выросла более чем на 50%, а за последние полтора года - в два раза. "Аэрофлоту" в июне тонна авиакеросина "в крыло" (стоимость топлива плюс заправка) в базовом аэропорту Шереметьево обходилась в 12,5 тыс. руб. без НДС, в других аэропортах России - 14,3 тыс. руб. А по данным Росавиации, цена за тонну "в крыло" в России уже достигает 17-19 тыс. руб. В авиакомпании "Сибирь" Ъ сообщили, что в сентябре 2004 года тонна керосина стоила в среднем $403, в сентябре 2005 года - $607.
Обычно авиакомпании не афишируют повышение цен на билеты, однако очевидно, что вслед за керосином пойдут вверх и они. "Билеты однозначно подорожают",- отмечает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Эксперт объясняет: "Допустим, все затраты перевозчика - это 100 руб. Из них 40 руб.- это топливная составляющая, а 10 руб.- рентабельность. Топливная составляющая увеличилась в полтора раза - получаем 60 руб., вот рентабельность и съедена. Это надо как-то компенсировать". По оценке господина Рыбака, исходя из роста стоимости топлива в этом году, тарифы должны увеличиться на 10-12%. Другое дело, что авиакомпании осторожны в повышении, во-первых, чтобы не уменьшить спрос и не потерять в объемах перевозок пассажиров, во-вторых, накануне так называемого низкого зимнего сезона. "Если цены на топливо не упадут к весне на 20%, тарифы точно вырастут на 10-12%",- резюмирует собеседник Ъ.
По словам вице-президента концерна "Соби" Александра Кирьянова, полтора года назад коммерческая стоимость рейса Москва - Анталья (Турция) - Москва на отечественном Ту-154 составляла около $29 тыс. При этом на ГСМ (от $318,7 до $372,6 за тонну) в стоимости этого рейса приходилось $8,9 тыс., или примерно 30,8%. Сейчас стоимость топлива в Домодедово с учетом НДС составляет $680 за тонну, в аэропорту Антальи - $730. Это значит, что затраты на топливо возросли в два раза, что приведет к увеличению стоимости перевозки.
"Насколько поднимутся тарифы, сказать сложно. Многое зависит от конкретной ситуации (конкуренция на линии, загрузка), и стоимость топлива не всегда является решающим фактором",- говорит собеседник Ъ в авиакомпании "Сибирь". При этом он не исключил, что в рамках зимнего расписания может увеличиться топливный сбор, составляющий сейчас $5-20 за один сегмент перевозки в зависимости от направления. В зимнем расписании авиакомпании "Пулково" чартерные полеты будут на 10% дороже. Топливный сбор у петербургского перевозчика, введенный в этом году, составляет $25. За путевку в Турцию, включающую перелет самолетом "Атлант-Союза", в сентябре этого года в качестве топливной надбавки просили доплатить $10.
"Весной мы скорректировали тарифы в сторону увеличения, в середине сентября ввели топливный сбор в размере $11 за сегмент. По этому пути пошли многие перевозчики, поскольку топливная составляющая расходов на отечественной технике составляет 50-60%,- говорит коммерческий директор "Оренбургских авиалиний" Борис Шокуров. - Я бы больше опасался развития ситуации с ценой топлива после Нового года. Сейчас приняты определенные решения на правительственном уровне о замораживании цен на энергоносители, но что будет после января - сложно сказать".
"Мы продолжим политику перераспределения тарифов, - говорит коммерческий директор "Аэрофлота" Евгений Бачурин. - В продажу выставляется больше дорогих тарифов и меньше дешевых. Если цены на топливо будут расти, увеличение цен на билеты, естественно, будет. Другое дело, что с увеличением тарифов можно потерять пассажиров - есть же предел покупательной способности. Пока ситуация удерживается при помощи топливных сборов". Введенные больше года назад, эти надбавки составляют сейчас от $10 до $30.
В "КрасЭйре" подтверждают, что каждые 10% роста стоимости керосина увеличивают себестоимость перевозки на 2-5%. "Но и другие составляющие себестоимости тоже в последнее время не снижались. Аэронавигационная, аэропортовая и прочие, - говорят в "КрасЭйре".- Что касается повышения цен в рамках зимнего расписания, то все будет зависеть от конъюнктуры нефтяного рынка. Мы против любого повышения, поскольку и так уже почувствовали на себе эластичность спроса. Будем пытаться демпфировать риски увеличением количества эффективных самолетов в парке"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции