Российская газета
10 ноября 2005, 12:24
Полет в условиях финансовой непогоды
О том, как ВАСО выходит из кризиса, в связи с приостановкой полетов Ил-96-300, рассказывает зам. главы администрации Воронежской области В. Клейменов
- Вячеслав Иванович, вы столько лет "ведете" ВАСО, что, намой взгляд, знаете его дела и проблемы не хуже самих самолетостроителей. Насколько серьезным были причины, вызвавшие решение Федеральной службой "Ространснадзор" о приостановке полетов? Удается ли их устранить?
- Ил-96-300 - единственный серьезный аналог западных лайнеров, который выпускается сегодня в нашей стране. О его соответствии мировым стандартам качества и надежности говорит полученный международный сертификат, позволяющий использовать самолет на любых маршрутах. В стране эксплуатируются тринадцать таких самолетов: шесть - "Аэрофлотом", три - "Домодедовскими авиалиниями", два - "КрасЭйр". Плюс два президентских лайнера в ГТК "Россия". Принятые "Ространснадзором" меры, на мой взгляд, были вызваны желанием перестраховаться - существовавшие проблемы в тормозной системе шасси, по заключению специалистов, не ведут к снижению безопасности полетов, поскольку на лайнерах установлены дублирующие системы. Тем не менее воронежские самолетостроители приняли решение ужесточить требования к предприятиям-смежникам, в том числе к изготовителю вызвавшего нарекания агрегата - Балашихинскому мехзаводу, и призвали создать единую систему госконтроля на авиапредприятиях.
- Известно, что на прошедшем летом авиасалоне "МАКС-2005" компания "Ильюшин финанс Ко", в чьем доверительном управлении находится контрольный пакет акций ВАСО, заключила несколько контрактов, предназначенных для воронежских самолетостроителей, - на два Ил-96-300, восемь Ил-96-400Т и тридцать девять Ан-148, общим объемом около миллиарда долларов. Что значат эти заказы для предприятия? Способно ли оно справиться с ними после многих лет вынужденного простоя?
- Оживление ВАСО началось не сегодня, уже и прошлый год стал для предприятия обнадеживающим: впервые за последнее время здесь передали в эксплуатацию три новых самолета Ил-96-300. Это очень важный момент: этим воронежские самолетостроители доказали и авиакомпаниям и самим себе, что способны выпускать летательные аппараты мирового уровня, что не потеряли производственно-технический потенциал, которым располагали не одно десятилетие. Известно, как трудно давался предприятию выход из кризиса, вызванного отсутствием обеспеченных финансами заказов. Прошлый год стал в известной степени переломным и в формировании перспективного развития всей авиационной промышленности России. В федеральном бюджете 2005 года на авиастроение выделено в четыре раза больше средств, чем в предыдущие годы. Свидетельством внимания к отрасли стал прошлогодний визит к воронежским самолетостроителям главы правительства РФ Михаила Фрадкова. Авиастроение всегда было для России одной из основных отраслей, локомотивом научно-технического прогресса. Здесь сосредоточены самые передовые технологии, применяются новейшие материалы. Скажем, на сборке Ил-96 используется более 2500 технологических процессов, многие из них подвластны только высококвалифицированным людям. В самый трудный период отсутствия заказов коллектив ВАСО старался удержать каждого инженера и опытного рабочего. Завод сохранил собственный техникум, свой факультет в техническом университете, свое ПТУ. Тем самым не прервалась традиция, не остановилась техническая мысль, продолжалось обновление кадров. В этом и заключается ответ на вопрос о том, смогут ли воронежские самолетостроители выполнять усложнившиеся производственные задачи. Я уж не говорю о том, какое значение имеет авиапредприятие для области. Это наш главный налогоплательщик. Даже сравнительно небольшое увеличение его производственной загрузки позволило обеспечить около тысячи дополнительных рабочих мест, заплатить свыше 50 миллионов долларов налогов.
- И, все-таки, потенциальных заказов на дальнемагистральные самолеты недостаточно для полной загрузки ВАСО, тем более, что контракт лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко" с "Аэрофлотом" на поставку шести машин Ил-96-300 на протяжении уже семи лет никак не выйдет из стадии обмена претензиями. Малая серийность ведет к высоким накладным расходам, что лишает отечественную авиатехнику ценовых преимуществ перед конкурентами. Не является ли более перспективным проект освоения на заводе новой серии регионального самолета?
- Новый российско-украинский региональный самолет Ан-148 завершает сертификационные испытания. Украинский разработчик подписал лицензионный договор о его производстве в Воронеже. При этом более 70 процентов стоимости самолета образуется на российских заводах. Это, безусловно, крупный успех коллективов ВАСО, Киевского и Харьковского авиазаводов в выполнении международного авиационного проекта. На всем пространстве СНГ предстоит обновить парк ближнемагистральных самолетов. Спрос на эти лайнеры в ближайшее время, по общим оценкам, будет расти гораздо быстрее, чем на самолеты других классов, а потенциальная емкость их рынка только в странах Содружества на период до 2015 года составит более пятисот единиц. Появление Ан-148 - наиболее удачный вариант решения этой насущной задачи. Она наиболее полно отвечает потребностям авиаперевозчиков. "Воздушный автобус" рассчитан на восемьдесят пассажиров, имеет максимальную дальность полета 5100 километров с крейсерской скоростью 820-870 километров в час, главное, отличается выносливостью и неприхотливостью в эксплуатации. Маркетинговые исследования показали, что этот самолет по своим технико-экономическим характеристикам отвечает требованиям множества авиакомпаний, в том числе и "дальнего зарубежья". Не случайно уже в этом году на авиакосмическом салоне в Жуковском было продано 39 самолетов Ан-148. Параллельно с программой испытаний и сертификации партнеры приступили к серийному производству новых машин, чтобы их реализация началась в 2006 году. Динамика роста пассажирских и грузовых перевозок сегодня заставляет принимать экстренные меры по обеспечению российского рынка таким типом самолета. На заводе запущена линия по производству оборудования для Ан-148, позволяющая выпускать до пятнадцати комплектов в год.
Но сегодня важно не только создать конкурентную машину, но и не оказаться с новинкой в аутсайдерах на рынке. Впрочем, партнеры по Ан-148 не новички в самолетостроении, чтобы оказаться в такой ситуации. У будущей объединенной самолетостроительной компании серьезные амбиции - превратиться в третий (после США и Франции) центр производства гражданской авиации и к 2015 году занять не менее 10 процентов мирового рынка. В связи с этим на ВАСО приступили к техническому перевооружению предприятия с учетом современных достижений в самолетостроении. Требуется компьютеризация и автоматизация производства, внедрение прогрессивных технологических процессов. Необходим качественно новый подход к работе технического училища. В целях повышения материальной заинтересованности увеличиваются стипендии учащимся, поднимается зарплата преподавательского состава. Одновременно руководство ВАСО ведет переговоры с ОКБ "Сухого" на предмет выпуска комплектующих для другой перспективной модели регионального самолета RRJ, так и полной сборки машин этой модели на своих мощностях.
- Существует стратегическая программа развития авиационной отрасли до 2015 года. В ее обсуждении на заседании правительства 22 сентября выступал глава администрации Воронежской области Владимир Кулаков. Что конкретно он предложил предпринять для выполнения программы на ближайшую перспективу?
- Эта программа, как известно, одобрена на заседании президиума Госсовета президентом РФ Владимиром Путиным, а затем рассмотрена на заседании правительства и на парламентских слушаниях в Государственной Думе. Так что есть надежда в ее скорой реализации. Глава нашей области предложил, насколько я знаю, сформировать для предприятий-изготовителей перспективной авиатехники стартовый заказ самолетов, снизить для них ставку НДС с 18 до 10 процентов, освободить их от уплаты НДС с авансовых платежей. Самолетостроителей сдерживает сейчас главным образом недостаток оборотных средств. В качестве выхода из ситуации губернатор предлагает принять на федеральном уровне нормативные акты, регламентирующие более интенсивное кредитование производителей и лизинговых компаний под гарантии правительства РФ. Вопрос о возможном снижении размера или отмены таможенных пошлин на ввоз импортной авиационной техники предлагается отложить до момента стабилизации отрасли. В то же время от уплаты таможенных пошлин следовало бы освободить импортируемое оборудование, необходимое для производства российских воздушных судов. Губернатор предлагает наладить более тесные партнерские отношения с самолетостроителями Украины и Узбекистана, исторически являвшимися частью единой авиационной промышленности. Согласно программе возрождения авиастроения, в ближайшие несколько лет производство самолетов в стране должно выйти на уровень более ста машин в год. В этих планах серьезное место отводится ВАСО. Здесь соскучились по большому делу и готовы к нему. Ведь российское небо - самое просторное....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться